Лариса Козлова
Конспект занятия по формированию звуковой стороны речи в старшей группе для детей с ОНР «Доктор Айболит спешит на помощь»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Доктор Айболит спешит на помощь.
Цель. Дифференциация звуков Т-Т' в слогах, словах, предложениях, тексте.
Задачи
Образовательные:
- учить правильно произносить звук Т'и различать на слух звуки Т-Т'.
- совершенствовать навык слогового анализа слов;
- упражнять в согласовании числительных с существительными;
- закрепить словарь по лексическим темам «Животные жарких и холодных стран».
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект занятия по формированию звуковой стороны речи в старшей группе для детей с ОНР „Доктор Айболит спешит на помощь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- «Айболит», Чуковский К.И.
- «Айболит». Конспекты занятий
- Темочки
- развивать артикуляционную моторику, фонематический слух, внимание, память, мышление, координацию речи с движением.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство взаимопомощи.
Оборудование. Предметные картинки: тюлень, белый медведь, тигр, бегемот, антилопа; персонажи: Пираты, доктор Айболит, изображения клеток; символы звуков, слоговые схемы, карточки с цифрами от 1 до 5, мелкие предметы: тарелка, стакан, салфетка, бутылочка, блокнот, фантики, тюбик, стеклышко (оргстекло).
Ход занятия
Организационный момент.
Л о г о п е д. Сегодня мы с доктором Айболитом отправимся в путешествие в жаркие и холодные страны. Но сначала давайте вспомним, с каким звуком мы познакомились на прошлом занятии?
Д е т и. Со звуком Т.
Л о г о п е д. Какой это звук?
Д е т и. Согласный, твердый, глухой. Обозначается зеленым цветом.
Припоминание слов со звуком Т.
Дети называют слова со звуком Т.
Закрепление понимания мягкости согласных и сопоставление звуков Т-Т'.
Л о г о п е д. Мы с вами прилетели в Африку. Какие животные там живут?
Д е т и. Бегемот, тигр, антилопа, пантера, жираф…
Л о г о п е д. Какой звук слышится в конце слова бегемот?
Д е т и. Звук Т.
Л о г о п е д. А какой первый звук в слове тигр?
Д е т и. Звук Т'.
Л о г о п е д. Звук Т' согласный, мягкий, глухой. Он обозначается зеленым цветом.
Игра «Наоборот» - преобразование слогов.
Л о г о п е д. Давайте представим, как произносят звуки взрослые животные и их детеныши.
Взрослые твердо (логопед) : Детеныши мягко (дети) :
ТА-ТА-ТА (ТЯ-ТЯ-ТЯ)
ТО-ТО-ТО (ТЁ-ТЁ-ТЁ)
ТУ-ТУ-ТУ (ТЮ-ТЮ-ТЮ)
ТЫ-ТЫ-ТЫ (ТИ-ТИ-ТИ)
ТЭ-ТЭ-ТЭ (ТЕ-ТЕ-ТЕ)
АТ-АТ-АТ (АТЬ-АТЬ-АТЬ)
ОТ-ОТ-ОТ (ОТЬ-ОТЬ-ОТЬ)
УТ-УТ-УТ (УТЬ-УТЬ-УТЬ)
ЫТ-ЫТ-ЫТ ЫТЬ-ЫТЬ-ЫТЬ
ЭТ-ЭТ-ЭТ (ЭТЬ-ЭТЬ-ЭТЬ)
Игра «Поймай звук». Выделение звука Т' на слух.
Л о г о п е д. Я буду называть слоги со звуком Т'. А вы, если услышите мягкий звук Т', хлопните в ладоши:
ТА, ТЯ, ТЫ, ТИ, ТУ, ТО, ТЕ, ТЮ, ИТ, ЭТЬ, УТЬ, АТЬ…
Л о г о п е д. А теперь я буду называть слова. Если услышите мягкий звук Т', так же хлопайте в ладоши:
тигр, пантера, Айболит, тюлень, доктор, бегемот, антилопа, пират, медведь.
Игра «Поможем навести порядок». Дифференциация звуков Т-Т' в словах.
Л о г о п е д. У животных в Африке случилась беда. Пираты оставили после себя много мусора. Давайте поможем животным собрать его в корзины. Тигру – с мягким звуком Т', а бегемоту – с твердым Т.
Дети определяют, какой звук в слове, и складывают в соответствующие корзины.
БЕГЕМОТ ТИГР
тарелка фантик
салфетка тюбик
стакан стёклышко
бутылочка тесьма
блокнот
Динамическая пауза.
Л о г п е д. Ребята, а где мы можем увидеть животных жарких и холодных стран?
Д е т и. В Африке, на Севере, в зоопарке, зверинце.
Л о г о п е д. Вот сейчас мы побываем с вами в зверинце. Вы повторяйте за мной слова и выполняйте движения.
Мы в зверинце с мамой были, (Попеременные удары ладонями и кулачками)
Там к животным подходили.
В этом мире каждый важен – (На каждый ударный слог большой палец
Мы вам всех зверей покажем. руки соединяется с 2,3,4,5,4,3,2-м пальцами)
С длинной шеею жираф (Вытягивают шею, опускают плечи)
Выступает словно граф.
Смотрит влево, смотрит вправо: (Поворачивают голову влево и вправо)
Нет ли тигра, иль удава;
Нет ли в небе самолета, (Поднимают голову)
Под ногами бегемота. (Опускают голову)
И вращает головой – (Вращают головой)
Ищет веточки с листвой.
Игра «Спасение животных». Слоговой анализ слов.
Л о г о п е д. Пираты плавали по разным морям и океанам, захватили многих животных и посадили их в клетки. Чтобы спасти животных, нужно посчитать количество слогов в их названиях (тигр, пан-те-ра, бе-ге-мот, тю-лень, мед-ведь).
Дети хлопают в ладоши и называют количество слогов в словах.
Игра «Айболит лечит животных». Согласование числительных с существительными.
Л о г о п е д. Животные так испугались пиратов, что разболелись. К ним на помощь прилетел доктор Айболит. Чтобы вылечить их, нужны лекарства. Доктор не знает, сколько. Помогите сосчитать животных.
Д е т и. Один бегемот, два бегемота,, пять бегемотов. Один тигр, два тигра,, пять тигров. И т. д.
Выделение звуков Т-Т' из текста.
Л о г о п е д. Послушайте стихотворение и запомните слова со звуками Т и Т'.
Добрый доктор Айболит
Прилетел зверят лечить.
У малышек-бегемотиков
Разболелись вдруг животики.
Л о г о п е д. Назовите слова со звуками Т и Т' из этого стихотворения.
Д е т и. Доктор, Айболит, прилетел, зверят, лечить, бегемотиков, животики.
Итог занятия.
Л о г о п е д. Животным из каких стран мы сегодня помогали на занятии?
Д е т и. Животным жарких и холодных стран.
Л о г о п е д. Какие звуки мы учились различать?
Д е т и. Твердый согласный Т и мягкий согласный Т'.
Л о г о п е д. Каким цветом обозначаются твердые согласные? Мягкие?