Галиахметова Гульнара
Конспект ООД по речевому развитию «Звук [О]. Буква «О» по лексической теме «Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей со звуком [о] на лексическом материале по теме : «Овощи».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-формировать умение правильно произносить и различать звук [о] в слогах, словах, предложениях;
-формировать умение определять место звука [о] в слове;
-активизировать и обогащать словарный запас по лексической теме : «Овощи»;
-закреплять образование существительных мн. ч. именительного и родительного падежа;
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию „Звук [О], Буква „О“ по лексической теме „Овощи“» размещена в разделах
- Буква О и звук [О]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-учить образованию относительных прилагательных, изменять глаголы по лицам, употреблять существительные в различных падежных формах;
-познакомить с буквой О.
Коррекционно-развивающие :
- развивать навыки фонематического анализа (умение выделять заданный звук в слове и находить его среди других звуков на слух);
- развивать память, внимание, воображение, мышление, мелкую и общую моторику;
- развивать зрительное и слуховое внимание, познавательный интерес.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать умение слушать друг друга и поднимать руку при ответе;
-воспитывать доброжелательность, самостоятельность, усидчивость.
Средства реализации:
Демонстрационные: предметные картинки с изображением овощей, профиль звука, символ звука, изображение буквы О, мнемотаблица, мяч.
Раздаточные: зеркала, карточки с изображением овощей.
Интеграция образовательных областей
Ход ООД:
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто определит количество слогов в слове:
осень, туча, лужа, дождь, грибы, ветер.
II. Сообщение темы ООД.
- Дети, отгадайте загадки.
(При назывании отгадки –вывешивается большая иллюстрация на доску).
1. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая. (Морковь)
2. В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят. (Помидор)
3. Голова на ножке, в голове горошки. (Горох)
4. Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это… (перец).
-Молодцы, правильно отгадали загадки.
-Дети, как можно одним словом назвать эти картинки? (Овощи).
-Какой первый звук слышится в слове овощи? (Звук [о]).
-Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [о].
III. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
-Чтобы правильно произнести звук [о] (выставляю профиль звук [о] :
-губы округлены и слегка вытянуты вперед;
-зубы закрыты губами;
-язык лежит на дне рта;
-горлышко «работает» (проверяем).
Дети перед зеркалом воспроизводят артикуляцию звука [о] без голоса.
-При произношении звука [о] встречается преграда для прохождения воздушной струи? Нам губы мешают? А зубы? А язык мешает?
-Вспомните правило! Если нет преграды, то это звук какой согласный или гласный?
-Каким цветом мы будем его обозначать?
-Что происходит с губами, когда мы произносим звук О? (Губы вытягиваются вперед, округляются.)
-Зубы что делают?
-А где находится язык?
IV. Развитие фонематического восприятия.
Игра: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [о]»
- из звукового ряда : о, а, у, и, о, и, а, о, а, у, о, и, э
- из слогового ряда: ат, от, оп, ип, ок, ит, от, па, ки, ок, ку, по, ут
- из ряда слов: облако, капуста, овощи, старик, обруч, петух, стакан, дом, жук, кукла, осень, машина.
V. Воспроизведение слоговых рядов (каждый ребенок поочередно)
Игра «Повтори, не ошибись»
аоу-иоу оу-уо оиа-аио
ои-ио ао-оа оао-оио
VI. Физкультминутка «Таня сеяла горох» (на координацию речи с движениями) Дети! Дружно все вставайте, физминутку начинайте!
По полю Таня шла (Шаг на месте)
И горошину нашла. (Нагнуться, «поднять горошину»)
Ах, ох, ах, ох, (На каждый слог качать головой, обхватив ев руками)
Таня сеяла горох. (Имитация действия)
Вот горох растет все выше,
Он дорос до самой крыши. (Хватаясь за воображаемый стебель то правой, то левой рукой, «лезть по нему вверх»).
Ах, ох, ах, ох, (На каждый слог качать головой, обхватив ее руками)
Будет урожай неплох. (Резко встряхивать кистями рук)
VII. Работа над звуком в словах.
а). Дидактическая игра «Много - один» (с мячом)
Логопед называет слово, обозначающее много предметов, а ребенок
называет слово, обозначающее один предмет:
стёкла-стекло крылья-крыло
зёрна- зерно перья-перо
окна-окно колёса-колесо
-Дети, назовите одинаковый звук, который слышится во всех вновь образованных словах? (Звук [о]).
б). Дидактическая игра «Подскажи словечко».
Поздним летом в огород
Собирается народ.
Зрел все лето урожай,
Что собрали, отгадай?
Здесь весною было пусто
Летом выросла (капуста). (Вывешивается картинка капусты и т. д.).
Собираем мы в лукошко
Очень крупную (картошку).
От дождя земля намокла
Вылезай, толстушка (свёкла).
Надо поклониться низко,
Чтобы вытащить … (редиску).
Помогает деду внук –
Собирает с грядок … (лук).
Вот зеленый толстячок –
Крупный, гладкий … (кабачок).
И красавец-великан
Темно-синий … (баклажан).
Вот и всё!
Хоть и устали
Урожай мы весь собрали!
в). Дидактическая игра «Скажи какой?»
- Дети, что можно приготовить из овощей? (сок, икру, пюре)
(Образование относительных прилагательных).
Из капусты сок (какой) … капустный.
Из моркови сок (какой) … морковный.
Из свёклы сок (какой) …свекольный.
Икра из кабачков (какая) … кабачковая.
Икра из баклажана (какая) … баклажанная.
Пюре из картофеля (какое) …картофельное.
г). Дидактическая игра «Сосчитай овощи 1, 3, 5»
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Принесла из магазина
Я огромную корзину.
В ней много разных овощей,
Посчитай–ка, их сумей.
Со словами: помидор, чеснок, морковь, луковица, кабачок, картофель и др.
д). Дидактическая игра «Четвертый лишний»
- Помидор, свёкла, персик, чеснок.
- Кабачок, яблоко, капуста, лук.
- Баклажан, малина, редиска, горох.
- Виноград, перец, картофель, морковь.
- Что лишнее? Почему?
е). Дидактическая игра «Что изменилось?» (дети определяют, что изменилось и чего не стало из серии картин «овощи»)
VIII. Работа над звуком в предложении, связной речи.
Составить описательный рассказ об овоще по плану или мнемотаблице:
1. Что это?
2. Где растет?
3. Внешний вид. (Форма, величина, цвет).
4. Какой на вкус?
5. Что можно приготовить?
IX. Знакомство с буквой О.
Каждый звук обозначается буквой
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла,
До того она кругла,
Покатиться бы смогла.
-На что похожа буква О? (Дупло, колесо, бублик, руль).
-Покажем букву О из пальцев. (Сложить большой и средний пальцы).
-Покажем букву О в воздухе.
- Чем отличается звук от буквы? (Звук мы слышим и произносим, но не видим, а букву мы видим, читаем и пишем).
X. Итог ООД.
- С каким звуком мы сегодня познакомились? С какой буквой?
- Какие задания показались вам интересными?
- Какое задание было самым трудным?
- Назовите овощи со звуком [о].
- Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами, мне было приятно с вами работать.