Анна Пинькова
Конспект ООД «Путешествие кузнечика. Звук, буква Ц»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД «Путешествие кузнечика. Звук, буква Ц»
Задачи:
• закреплять правильное произношение звука Ц (ТС);
• учить слышать и выделять звук (в начале, середине, в конце слова);
• познакомить с понятием "согласный глухой, всегда твердый звук";
• познакомить с буквой Ц;
• учить читать открытые, закрытые слоги со звуком Ц;
Публикация «Конспект ООД „Путешествие кузнечика, Звук, буква Ц“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кузнечик
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Оборудование: сундучок с загадками, предметные картинка (кузнечик, овца, яйцо, огурец, крыльцо)., игру "Найди окошко". буква Ц (плоскостная, объёмная, счетные палочки, сюжетная картинка с буквами «Цирк», рабочие тетради, игра «Слоговые цветы», ребусы.
Организационный момент:
Доброе утро! Птицы запели!
Добрые люди, вставайте с постели.
Вся темнота расползлась по углам,
Солнце встает и идет по домам.
Доброе утро и солнцу, и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
(Улыбнитесь мне и друг другу)
На столе стоит сундучок. Логопед предлагает в него заглянуть и отгадать загадки.
Загадки:
На гору бегом,
А с горы кувырком (заяц)
По горам, по долам ходит шуба да кафтан (овца)
Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки. (цыплёнок)
Логопед: Какой звук мы слышали в отгадках: заяЦ, овЦа, Цыплёнок - звук Ц.
Сегодня мы будем учиться слышать и правильно произносить звуком Ц и познакомимся с буквой Ц.
Звук Ц – это любимый звук кузнечика (логопед выставляет картинку кузнечика).Для того что бы его правильно произнести нужно разбудить наш язычок.
Артикуляционная гимнастика.
«Улыбка-трубочка»
«Заборчик»
«Массаж языка»(покусывание кончика языка)
«Подметаем нижние зубки»
«Почистим нижние зубки»
Логопед: Ребята послушайте, как стрекочет кузнечик. Давайте то же пострекочем, как кузнечик. - ц-ц-ц-ц-ц-ц
-Когда мы произносим этот звук, какие органы участвуют? - губы, зубы и язык.
Что делали наши губы? - улыбались и показывали сомкнутые зубы. (логопед выставляет символы на доске)
Что делал наш язык? - спинка языка прижата к верхним зубам, а кончик языка опускался за нижние зубы. (логопед выставляет символы на доске)
Язык создает преграду воздуху, значит звук согласный. Звук Ц всегда твердый, как камушек. (Дети в ладошках сжимают камушки и произносят звук Ц - твердый камушек, твердый звук.)
Мягким звук Ц быть не может -он всегда твердый согласный звук. Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Давайте проверим какой, глухой или звонкий, звук Ц. (дети кладут ладонь на горло и произносят Ц-Ц-Ц) - Ц глухой звук.
Ребята давайте еще раз произнесём, песенку кузнечика. (Дети произносят звук Ц сначала все вместе, затем по одному.)
Дайте характеристику звуку (Дети дают характеристику звуку выкладывая картинки- символы на столе.)
Игра "Будь внимателен".
Логопед: Кузнечик хочет посмотреть, какие вы внимательные, сможете ли вы услышать песенку кузнечика, следи других звуков. Как только услышите Кузнечика - ЦЦЦЦЦ : хлопните в ладоши, поймайте звук Ц. (Логопед предлагает выделить звук Ц среди звуков, слогов и слов.)
Игра "Найди окошко".
Логопед: Кузнечик приготовил для вас игру "Найди окошко" (Дети называют картинки, выделяя звук Ц и определяют место звука Ц в слове (начало, середина, конец). Слова: цапля, цыпленок, овца, кольцо, яйцо, огурец, палец, певец.)
Игра " Подбери рифму ".
Логопед: Ребята, подберите рифму и покажите картинку. (картинки на доске)
ца -ца -ца –это белая овца;
цо - цо -цо – снесла курица яйцо;
цу -цу - цу - дали нам по огурцу;
цы -цы -цы –ели мы огурцы;
це-це-це – сидит котёнок на крыльце
Игра " Кто больше? ".
Логопед: Ребята, кузнечик хочет посмотреть, кто больше сможет подобрать слов с его любимым звуком Ц
Физкультминутка:
Поднимите плечики,
Прыгайте, как кузнечики.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носочках легко.
Повернитесь вправо, влево.
Приседайте: вниз и верх.
Вдох выдох. Тишина.
Поработать нам пора.
Логопед: У звука Ц есть свой дом – буква (выставляет картинку с печатной буквой Ц)
Буква Ц – внизу крючок.
Точно с краником бочок. Е. Тарлапан
На что похожа буква Ц. (на цилиндр, горшок с цветами, на зайцев на бревне, на перевёрнутую букву П)
Давайте её рассмотрим, из каких элементов состоит буква Ц?- из трех длинных палочек и одной короткой.
Давайте сделаем для кузнечика подарки. Выложим букву Ц из палочек. И пополним его коллекцию букв Ц.
Какие буквы похожи на букву Ц? (Ш,Щ)
Чем они похожи? Чем они отличаются? – буква Ш состоит из четырех палочек и у нее нет хвостика.
Логопед: Ребята, давайте посмотрите коллекцию букв кузнечика. (Знакомство с объемным вариантом букв Дети рассматривают и обводят пальцем букву, соблюдая траекторию движения)
Игра «10 букв Ц»
Логопед : Куда вчера ходил кузнечик? (логопед показывает картинку «цирк». И предлагает найти все буквы Ц)
Работа в тетрадях.
Логопед: Вот какая буква Ц, с коготочком на конце"(еще раз показывает печатную букву).Где «хвостик» или «коготок» у буквы Ц - внизу справа.
Поднимем правую руку и прописываем букву Ц в воздухе, а теперь в тетраде (Дети печатают букву Ц в тетрадях по точкам и самостоятельно (пять, семь букв, по образцу педагога. В тетрадях под буквой Ц рисуют синий кружок, проговаривая при этом, что звук Ц имеет преграду - он согласный глухой, всегда твердый звук, обозначаем синим цветом.)
Игра «Найдите все буквы Ц»
Логопед: Ребята, найдите и закрасьте, синим цветом, все фрагменты рисунка где есть буква Ц. Что вы видите? (Дети закрашивают и у них получаются две буквы Ц)
Физкультминутка:
Я гуляла по дорожке (шагают)
А кузнечик скачет рядом. (подскоке на месте)
Наклонюсь, возьму в ладошки (наклон)
Здесь скакать ему не надо. (грозим пальчиком)
Пусть сидит он лучше в травке (шагают)
Там с ним будет все в порядке. (наклон)
Игра: «Слоговые цветы»
Логопед: Любимая игра кузнечика прыгать по цветочкам и соединять слоги. (Дети читают прямые и обратные слоги).
Рефлексия:
Логопед: С каким звуком мы сегодня играли?
- Есть ли преграда у звука Ц?
-Что мы можем рассказать о звуке Ц? (Звук Ц - звук согласный, глухой, всегда твердый)
-Как обозначаем согласные твердые звуки?
-Какой буквой обозначается звук Ц? (Буквой Ц).
- На что похожа буква Ц, как мы ее пишем?
Молодцы дети.