Галина Бабанова
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе для детей с ТНР «Воздух-Невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ «Дубровская СОШ» дошкольное отделение
НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе для детей с ТНР "Воздух-Невидимка".
Воспитатель Бабанова Галина Александровна
Конспект на тему: «Воздух невидимка»
Цель:
Формировать у детей желание принимать познавательные задачи и решать их через поисковую деятельность.
Задачи:
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе для детей с ТНР „Воздух-Невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- воспитывать у детей интерес к окружающему миру, любознательность;
- активизировать и обогатить словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме, развивать умение составлять предложения.
Оборудование: По количеству детей – шапочки «учёных», веер, пакеты, свистульки. Два апельсина, воздушные шарики, весы, стакан, ёмкость с водой.
Ход занятия:
Послушайте внимательно загадку: -
«Он нам нужен, что б дышать,
Что бы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Ну не видим он для нас!»
- О чем эта загадка?
- Почему в загадке говорится, что он невидимка?
- А вы хотите узнать про воздух много интересного?
- Предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием воздуха. Согласны?
- Тогда пойдем в лабораторию и приступим к исследованию.
- А результаты исследования будем обозначать символами (1 символ – невидимка, вывешивает воспитатель, уточняя, что он обозначает).
Опыт 1 (с веером)
- Итак, первый опыт.
- Возьмите веер и помашите им перед своим лицом, что вы почувствовали? (ответы детей)
- Сейчас я сама проверю.
- Вы чувствуете движение воздуха, по- другому это называется – ветер.
Вывод: Мы узнали, что воздух может двигаться.
Слайд 1.
Во время показа слайда ребёнок читает стихотворение:
Ветер, ветер – ты могуч
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море
Всюду веешь на просторе.
Не боишься ни кого…
Выставляется 2 символ – ветер.
Опыт 2 (со стаканом)
- Можем ли мы обнаружить воздух? (ответы детей)
-Давайте проверим. Берём стакан, к дну которого прикреплена бумажная салфетка.
-Скажите, есть ли воздух в стакане? (ответы детей)
-Давайте попробуем узнать. Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду, пока он не коснётся дна.
- Почему бумага на дне стакана осталась сухой?
-Что не пустило в стакан воду?
Вывод: В стакане есть воздух, он не пустил воду и не дал намочить лист.
- А теперь снова опустим стакан в воду, но держать его буду немного наклонно.
- Что появляется в воде? (ответы детей; пузырьки).
- Да, это пузырьки с воздухом.
- Откуда они взялись?
- Воздух вышел из стакана, и его место заняла вода.
- Что произошло с листом? Он намок.
Вывод: Вода заняла место в стакане, вытеснив из него воздух, который мы с вами увидели в виде пузырьков.
Опыт 3 (с пакетом)
- Скажите, можно ли поймать воздух?
- Возьмите пакет и взмахните им, и быстро-быстро закрутите снизу.
- Какой стал пакет? (упругий, твердый).
- Что находится в пакете? (в нем воздух).
- Теперь мы его можем даже потрогать.
Вывод: У воздуха нет определенной формы, он принимает форму того предметы, в который попадает. Люди научились использовать эти свойства воздуха – спасательный круг, надувная лодка, воздушные шары, дирижабли.
Вывешивается символ –3 пакет.
Стук в дверь.
-К нам в гости прилетел весёлый шарик, и хочет с вами поиграть. Вы будете передавать шарик друг другу и называть, какой он? (Проводится игра).
Опыт 4 (с весами)
- Как вы думаете, имеет ли воздух вес, давайте проверим.
- Перед вами весы с шариками, шары висят одинаково, что произойдет, если проткнуть один из шаров иголкой? (воздух из него вышел и конец, к которому он привязан поднимается).
- Что случилось с весами?
Вывод: Когда из шарика выходит воздух он становится легче. Значит, воздух имеет вес.
Вывешиваем символ 4 – весы.
Опыт 5 (со свистульками)
Раздаются звуки свистульки.
-Что вы слышите? Откуда появился звук? (ответы детей).
-Давайте тоже подуем в свистульки.
- Но что бы наши щечки лучше надувались, мы попросим наших помощниц-ложечек по массажировать их (массаж ложками; физкультминутка).
-Одного ребёнка просят подуть сильнее, другого тише.
-Как появляется звук? (ответы детей).
Вывод: Когда дуем в отверстие, воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху. На луне, где нет воздуха, как сильно бы вы не кричали вас ни кто не услышит. Звук не распространяется.
Вывешиваем символ 5- ухо.
Физкультминутка:
-Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон, два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ой- ой- ой дрожит осинка,
От корней дрожит тропинка.
Кто осинку напугал?
Ветер холодом обдал.
- Где еще можно услышать воздух? (шелест листьев, шуршание)
- Отгадайте еще одну загадку:
-Он такой большой, что занимает весь мир,
Он такой маленький, что в любую щель пролезет»
- Что это? (ответ детей – воздух)
Опыт 6 (с апельсином)
- Мы сказали, что воздух находится повсюду.
- Интересно, а в кожуре апельсина есть воздух?
Один апельсин в кожуре положить в миску с водой, даже если будем пробовать утопить его, он не утонет. Второй апельсин очистить – он утонет. Почему?
- В апельсиновой кожуре есть много воздушных пузырьков, они выталкивают апельсин на поверхность.
- Без кожуры апельсин тяжелее воды.
Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности.
Вывешивается символ 6 - апельсина.
- Вот мы и закончили сбор информации, еще раз посмотрите наши знаки-символы.
- Расскажите, что мы узнали про воздух.
-Давайте сохраним наши знаки- символы, сделаем из них книгу, в которую будем добавлять новые сведения о воздухе.
- Молодцы, мы с вами проделали огромную работу, которая сравнима по своей значимости и сложности с работой настоящих ученых и выполнили поставленную задачу. Я думаю, теперь вы сможете ответить на многие вопросы, связанные с воздухом, и рассказать о нём другим. Давайте мы снова станем детьми.
Слайд 2
- Скажите, кому и для чего необходим воздух на нашей планете Земля. (ответы детей)
- Без воздуха нельзя жить. Если бы Земля утратила воздух она была бы, как луна – безжизненным небесным телом. Воздух надо беречь.
- Спасибо вам ребята, с вами было интересно общаться. По этому хочу вам сделать маленький сюрприз, у воздуха есть еще одно свойство, с ним можно играть (мыльные пузыри). Любят с ними играть не только дети, но и взрослые.
Слайд 3.
Мы с вами пойдём на прогулку и будем запускать пузыри.