Cветлана Стрюкова
Конспект образовательной ситуации по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 2»
Образовательная ситуация по развитию речи в старшей группе на тему :
«с» и «ш».
Интеграция областей
«Речевое развитие»
«Познавательное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
Подготовила и провела:
Стрюкова Светлана Вениаминовна
Публикация «Конспект образовательной ситуации по развитию речи в старшей группе „Дифференциация звуков [с]-[ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Высшая квалификационная категория
Ярославль,
декабрь 2018 г.
Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста звуковой культуры речи.
Задачи:
Образовательные :
- Закреплять умение отчетливо произносить звуки (с) и (ш) изолированно, в словах и фразах.
- Заканчивать слова определенным звуком (словообразование).
- Упражнять детей в умении выделять голосом определенное слово, звук.
- Закреплять умение изменять силу голоса.
- Совершенствовать речевое дыхание, дикцию.
Развивающие :
- Развивать звукопроизношение, память, мышление.
Воспитывающие:
- Воспитывать внимание, активность, доброжелательность.
Оборудование:
Гость, 2 конверта: красный, зеленый; набор подвесных картинок (А-4) :малыш, насос, пылесос, лось, карандаш, ананас; набок картинок (6-6) : собака, слон, лиса, санки, шнурок, мышь, кошка, шапка, самолет, кошелек, шалаш.
Ход занятия
1. Организационный момент
Ребята, поздоровайтесь с гостями, (стоя)
- Ребята, любите ли вы гостей?
- Как вы готовитесь к встрече гостей?
- Я знаю, что у нашего гостя для вас подарок. Давайте подойдем и спросим вежливо.
Г. -Я приготовила для вас речевые игры. Вы хотите поиграть?
Вы сможете подготовиться к речевым играм? Как надо к ним подготовиться?
Д. -Выполнить несколько упражнений: дыхательное, голосовое, артикуляционное, пальчиковое.
В. -Уважаемые гости, мы покажем, как мы умеем выполнять эти упражнения. Ребята займите свои места.
2. Игровая деятельность
1) Дыхательное упражнение «Сердитый еж» : стоя, вдох, присесть, голову опустить на выдохе - «пых»; встать, вдох, руки в стороны-«фыр». (2-Зраза)
Молодцы, отлично справились с дыхательным упражнением, садитесь.
2) Артикуляционная гимнастика.
«с» а) «Горка» : кончик языка за нижние зубы, весь язык наружу, рот широко открыт.
«с» б) «Чистим нижние зубы» : водим кончиком языка по внутренней стороне нижних зубов.
«ш» в) «Качели» : широко открыт рот, язык наружу, кончик языка вверх вниз.
«ш» г) «Бублик» : открыть рот, зубы сомкнуть, губы округлить.
Вы правильно выполнили артикуляционную гимнастику.
Теперь ваши язычки и губы стали более послушными.
3) Голосовое упражнение.
Я говорю чистоговорку, вы вместе со мной, загибая пальцы считаете слова. А потом, проговаривая ее мы будем выделять голосом слова поочередно начиная с первого слова. «Саша шустро сушки сушит».
Вы отлично справились с голосовым упражнением.
Что еще мы должны сделать?
4) Пальчиковое упражнение «Дом».
«Я хочу построить дом (ладони домиком над головой)
Чтоб окошко было в нем (ладони соединить в «окошко»)
Чтоб у дома дверь была (ладошка к ладошке ребром)
Рядом чтоб сосна росла (тыльные стороны соединить)
Чтоб вокруг забор стоял (развернуть ладони к себе, развести пальцы).
В. -Ребята, ваши пальчики отлично справились. Мы с вами все выполнили, ни чего не забили? Давайте вспомним, что мы делали?
Д. -Дыхательное, артикуляционное, голосовое, пальчиковое.
В. - Как вы думаете, мы уже готовы к речевым играм?
Давайте спросим у нашей гостьи.
Г. -Вы готовы играть в речевые игры? (стоя)
Игры на уточнение произношения звуков [С], [Ш].
1) Дети, вы вспомните, как звучит воздух в насосе? Покажете?
Дети двигают руками «качают» и произносят (с). А как шипит змея? Покажите. Дети имитируют движение змеи и произносят (ш).
2) Сейчас я буду произносить эти звуки, а вы должны на слух отгадать и показать соответствующие движения.
Воспитатель произносит звуки (с) и (ш) закрыв рот листом бумаги попеременно.
Г. -Вы отлично справились. Вы правильно произносили и угадывали звуки (с) и (ш).
3) В. -Ребята, я тоже приготовила для вас игру. Подойдите к столу. Я буду показывать картинки, а вы произносите только звуки с которыми мы сегодня играем (с) и (ш).
Воспитатель показывает картинки: машина, кошка, лошадь, собака, свинья, лиса.
В. Молодцы! Вы правильно определили и произнесли звуки (с) и (ш). Я уверенна у нашей гостьи есть еще для вас игра. Давайте подойдем и вежливо спросим. (дети задают вопрос)
4) Игра на дифференциацию [С], [Ш].
Г. -У меня в сумочке есть много картинок и 2 конверта: красный и зеленый. Помогите разложить картинки так, чтобы в красном лежали картинки, в которых есть звук (с, а в зеленый со звуком (ш). Для этого встаньте вокруг стола и по очереди выбирайте картинки и раскладывайте их на 2 кучки. Дети выполняют задание.
Г,- Вы готовы, давайте проверим. Вы будете называть картинки, выделяя голосом (с) или (ш, а я буду убирать их в соответствующие конверты.
Картинки: мышь, лягушка, слон, индюшонок, шляпа, колоши, сундук, шлепки, лисята, поросята. В. -Ребята, я тоже очень хочу с вами поиграть. Согласны?
5) Игра «Закончи слово».
Картинки А-4 подвешены в разных частях группы.
Для этой игры мы должны встать в середину комнаты лицом к доске. Вспомните и покажите правую руку; покажите не правую руку. Это - левая. Внимание, я говорю, где находится картинка, говорю начало слова вы - конец.
а) Справа, впереди, на верху - абрико. .(с)
6) Справа, сзади - пылесо. (с);
в) Слева, посередине - малы. (ш);
г) Слева, впереди - каранда. (ш);
д) Справа, посередине -насо. .(с);
е) Слева, сзади - ло. .(сь).
В. - Вы правильно добавляли последний звук и отлично справились с игрой «Закончи слово звуком». В. - Ребята, я уверена, что у нашей гостьи есть еще игра. Подойдем и узнаем.
б) Игра «Смешные слова»
Г,- Правда, ребята. Я приготовила для вас сюрприз. Это стихотворение. Оно не простое, постарайтесь найти в нем смешные слова, ведь оно так и называется.
В. -Ребята, сядем и прочтем его.
«Слушай кот и повторяй
Шом, шорока, шад, шарай.
Но смеется кот в ответ
-Да таких и слов-то нет».
В. -Ребята, какие слова коту показались смешными. Послушайте еще раз это стихотворение. Какой звук спрятался? Как должны звучать слова? Верно: сом, сорока, сад, сарай. Вы молодцы! Вы правильно определили ошибку.
Итог
-Ребята, понравилось вам играть с гостями, со мной?
-Какие игры очень понравились?
-Какие показались сложными?
-С какими звуками вы сегодня играли?
Вы молодцы, хорошо играли и научились слышать и различать звуки (с) и (ш). А нашим гостям мы скажем «до свидания» и ждем их в гости с новыми играми.