Мария Ручкина
Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звуки [т], [п], [к]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать чёткому и правильному произнесению звуков [т], [п], [к] в звукоподражаниях, словах;
Задачи:
Образовательные задачи :
• Обучать отчетливому произношению звуков [т], [п], [к];
• Формировать навык звукового анализа;
• Закреплять произношения звуков [т], [п], [к] в словах.
Развивающие задачи:
• Упражнять в произношении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью;
• Развивать ручную, пальчиковую моторики, координацию речи с движениями;
Темочки:
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
• Развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие, внимание.
Воспитательные задачи:
• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать педагога и друг друга;
• Помочь детям в осознании радости и удовольствия от участия в играх развивающей направленности.
Предварительная работа: уточнение положения органов артикуляции при произнесении звуков [т], [п], [к] ; разучивание стихов и потешек на эти звуки; игры «Сдуй листок», «Загони ватный шарик в ворота», игры: «Угадай, кто кричит», «Звуки»; разучивание темпо-ритмических упражнений.
Интеграция образовательных областей :
Речевое развитие: совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи (разучивание стихов и потешек на звуки [т], [п], [к]). Упражнять детей в четком звукопроизношении; артикуляционная гимнастика.
Социально-коммуникативное развитие: игра «У бабушки в деревне», «Помощники».
Познавательное развитие: Закрепить знание о звуках животных.
Физическое развитие: формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения предложенное воспитателем. Развивать любовь к физическим упражнениям. подвижная игра «Поезд», малоподвижные игры «Большие ноги шли по дороге».
Художественно-эстетическое развитие: рассматривание иллюстраций о животных, прослушивание потешек со звуками [т], [п], [к]).
Методические приемы:
Словесный: беседа, использование словесно-художественного образа, пояснение, художественное слово, вопросы, напоминание.
Наглядный: рассматривание, игровой (наглядно-действенный метод)
Практический: самостоятельное выполнение детьми задания, эвристический (развитие находчивости и активности, использование ТСО (технические средства обучения)
Используемые формы организации познавательной деятельности детей :на занятии используется фронтальная форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.
Словарная работа: продолжать учить произносить в словах гласные (а, у,и, учить произносить согласные (т, п, к); вырабатывать правильный темп речи, интонацию; учить отчетливо произносить фразы и слова
Индивидуальная работа:эмоциональный настрой детей, дифференцированный подход к детям.
Материал и оборудование: игрушки мишка и собачка, изображение курочки, мышки, молотка, девочки Тани, поезда.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
(Дети сидят полукругом) Психогимнастика "Улыбка"
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на улице солнечно и тепло, как в нашей группе! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! поздороваемся. Здравствуйте, гости дорогие! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел медвежонок Топ и щенок Тяпа. Поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются, четко называя их имена). Они хотят посмотреть, как вы играете. Вставайте в круг.
Ритмическое упражнение
Ти-ти-ти, ти-ти-ти — куда же нам пойти?
Ать-ать-ать, ать-ать-ать — мы отправимся гулять
Перетопы ногами (дети идут по кругу и повторяют звукосочетания).
Зашагали ножки: топ-топ-топ
Прямо по дорожке: топ-топ-топ.
Ну-ка веселее: топ-топ-топ,
Вот как мы умеем: топ-топ-топ.
Останавливаются
Большие ноги шли по дороге: тупы-туп, тупы-туп
Маленькие ножки бежали по дорожке: туп-туп, туп-туп.
Дети повторяют звукосочетания с перетопами.
Дети садятся на стульчики
Дыхательная гимнастика
Воспитатель: У Медвежонка Топ есть весенний ветерок. Давайте подуем на ладошку теплым, еле слышным ветерком. А теперь подул сильный, ветер. А теперь давайте посмотрим, как ветерок сдувает пылинки. Представим, что у нас в ладошке лежит пыль и подуйте сначала тихим ветерком, а теперь сильным.
Дети: дуют на свою ладошку сначала сильно, затем тихо и наоборот.
Воспитатель: Давайте нашим друзьям, Тяпу и Топу, расскажем сказку про Язычок. Язычок очень любопытен, и поэтому то и дело выглядывает из домика (показ, а зубы иногда не позволяют непослушному Язычку выглядывать, образуют заборчик ( показ: зубы сомкнуты, обнажены) .
"Я хочу посмотреть, – продолжает педагог, – умеют ли ваши зубы строить высокие заборчики". А мы с Топой посмотрим на ваши «заборчики».
После выполнения упражнения он дает детям возможность отдохнуть.
Воспитатель: И Тяпа хочет посмотреть (предлагает еще раз сделать заборчики и разомкнуть зубы, позволив Язычку выглянуть) .
И вот однажды Язычок сидел в своем домике, и стало ему скучно. Он поднял хвостик и стал тихо, стучать хвостиком в верхнюю дверку: «Т-Т-Т-Т» - Покажите, как стучал Язычок. Молодцы детки, а теперь нам споет Илюша.
Дети: Илюша поет песенку Языка.
Воспитатель: Молодец Илюша, теперь споет Маша.
Дети: Маша поет песенку Языка.
Воспитатель: Умница Маша. Молодцы ребятки!
Воспитатель: Затем наш Язычок устал и к нему в гости пришла курочка, которая напевала песенку "Ко-Ко-Ко-Ко"
Покажите, как пела курочка. Молодцы детки, а теперь нам споет Семен.
Дети: Семен поет песенку Курочки.
Воспитатель: Молодец Семен, теперь споет Леша.
Дети: Леша поет песенку Курочки.
Воспитатель: Умница Леша. Молодцы ребятки! Затем к курочке и языку пришла в гости мышка, которая запела свою песенку "Пи-Пи-Пи". Давайте покажем как мышка пела свою песенку. Молодцы детки, а теперь нам споет
Агата.
Дети: Агата поет песенку Мышки.
Воспитатель: Молодец, Агата. А теперь, споем песенку мышки тихо-тихо (воспитатель произносит тихо). Дима спой песенку тихо-тихо.
Дети: Дима поет песенку Мышки тихо.
Воспитатель: Молодец,Дима. Сейчас давайте споем громко (воспитатель произносит громко). Матвей спой песенку громко.
Дети: Матвей поет песенку Мышки громко.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Нашему языку стало весело, ведь к нему пришли его друзья.
Физкультминутка : Дидактические упражнения «Большие – маленькие ноги»
Воспитатель обращает внимание на медвежонка Топа и щенка Тяпа, поясняет, что медведь ходит топ - топ - топ, топ - топ - топ, а щенок бежит топ, топ, топ, топ, топ, топ, уточняет у детей, как ходит медведь, щенок.
Игра «Вот так!»
Воспитатель: А сейчас Тяпа и Топ хотят поиграть с вами.
Игра проводится от сказочных героев.
Тяпа: Мой молоток стучит вот так: «Тук-тук». Скажите и покажите.
Дети: одна ладошка сомкнута в кулаке и стучат себе по второй ладошке, произнося звук "Тук-Тук"
Топ: А моя хозяйка Таня ходит так: «Топ-топ-топ». Скажите и покажите.
Дети: встают и ходят по группе, произнося фразу" Топ-топ-топ"
Тяпа: А поезд едет и издает звук «Ту-тууууу!»
Дети: изображают поезд,идя друг за другом, и произносят звук "Ту-тууууу"
Тяпа и Топ: Молодцы, ребята! Нам так понравилось с вами играть! Но нам пора уходить. До свидания, ребята!
Дети: До свидания, Тяпа и Топ.
Воспитатель: Ребята а вы помните как зовут наших друзей. Давайте вместе повторим.
Дети: собачка Тяпа и медвежонок Топ.
Воспитатель: Какую сказку мы сегодня рассказали Тяпе и Топу?
Дети: сказку про язычок.
Воспитатель: какую песенку пел Язычок?
Дети: "Т-т-т-т"
Воспитатель: Когда пришла курочка, какую песенку она запела?
Дети: "Ко-ко-ко"
Воспитатель: Потом пришла Мышка и запела свою песенку. Какую?
Дети: "Пи-пи-пи"
Литература:
1. Алексеева М. М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте // Развитие речи и речевого общения дошкольников / под ред. О. С. Ушаковой. - М., 2015.
2. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста/А. И. Максаков. - М., 2007.
3. Максаков А. И. Звуковая культура речи / А. И. Максаков, М. Ф. Фомичева // Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина. - М., 2014.
4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. - М., 2011.
5. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Под ред. Сохина Ф. А. - М. : Просвещение, 2011
6. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в детском саду. Под ред. Ушаковой О. С. - М. : Просвещение, 2013.
7. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] :М. Ф. Фомичева/ Пособие для воспитателя дет. сада---3-е изд., перераб. и доп--- М. : Просвещение, 2010---240 с.
8. Швайко Г. С Игры игровые упражнения для развития речи. - М. : Просвещение, 2008.
9. Интернет- ресурсы.