Ольга Гаврилова
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Скоро лето!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащение и систематизация детьми знаний о лете и его признаках.
Задачи:
• Обогащать словарный запас детей по лексической теме «Лето»
• Формировать знания о насекомых, их образе жизни и пользе для природы и человека;
• Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;
• Формировать знания о правильном и безопасном поведении на улице в летний период;
• Воспитывать умение чувствовать, понимать любить красоту родной природы и бережно относиться к ней.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе „Скоро лето!“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: Бабочка, демонстрационные картинки с изображением насекомых(пчела, стрекоза, кузнечик, муравей, божья коровка, картинки с изображением ульев диких и домашних пчёл, грибы съедобные и несъедобные(съедобных не меньше количества детей), музыкальная колонка для проигрывания музыки для подвижной игры.
Ход ОД:
I. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это к нам залетел? (воспитатель изображает полет бабочки)
Дети: Бабочка!
Воспитатель: Ребята, а если стало тепло и появилось много бабочек, то какое время года скоро наступит?
Дети: Лето!
Воспитатель: Вы правы, ребята, через 2 недели уже наступит лето! Бабочки начинают появляться в конце весны, а летом их становится очень много! Они все разные и очень красивые. Глядя на них улучшается настроение и хочется улыбнуться. Давайте улыбнемся друг другу. А кто из вас может ответить, кто такие бабочки?
Дети: Насекомые!
Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадки о других насекомых, а вы попробуете их отгадать.
1. Деловита, домовита,
Голос вовсе не сердитый,
Прожужжала мимо нас:
— Дорог летом каждый час! –
Не до разговора
Во время медосбора… (Пчела)
- Ребята, а какого цвета пчела? Туловище пчелы полосатое – с желтыми и черными полосками. А какого цвета крылья? Крылья у пчелы прозрачные, сложенные вдоль тела. В полете она расправляет крылья в стороны. А как называется домик пчел? Улей. Лесные пчелы строят себе вот такие гнезда- ульи, а домашние пчелки живут на пасеке вот в таких ульях. А знаете ли вы, что пчела за день облетает более миллиона цветов! Чем же питается пчела?(нектаром)
2. Изумрудный вертолёт
У реки летает
Приоткрыв зелёный рот,
Комаров хватает. (Стрекоза)
- Посмотрите, какая стрекоза. Какие части тела есть у неё?
- У нее длинное тело, четыре больших крыла, которые смотрят в стороны. А какие интересные у нее глаза! Большие, как очки, и названия у стрекоз очень интересные – коромысло, красотка, златка и т. д.
- Чем она питается? (выслушиваются предположения детей)Вы знаете, что стрекозы – хищницы, они питаются мелкими насекомыми, ловят их прямо на лету. Оказывается, стрекоза может напасть на мальков рыбы, питается комарами и личинками насекомых.
3. Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом, в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик)
- Посмотрите внимательно и скажите, что есть у кузнечика (называем части тела, считаем ноги). Вы даже не представляете себе, какое интересное насекомое – кузнечик. У него самые интересные ножки – коленки вывернуты в другую сторону – так он может очень далеко прыгать!
- Как вы думаете, какую пользу и вред приносит кузнечик? (Кузнечик питается гусеницами, бабочками. Но так, же кузнечики приносят вред – так как поедают стебли злаковых растений, уничтожают листья винограда) .
4. Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно. (Муравей)
- Как вы думаете, какую пользу приносит муравей? (Муравьи рыхлят и удобряют почву - питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми). Какую кислоту выделяет муравей, которая используется в медицинских целях? (муравьиную) А чем он отличается от пчелы? Муравей бывает черного или коричневого цвета. У него нет крыльев, но он умеет очень быстро ползать. Муравьи живут большими группами. А как называется домик муравья? Да, муравейник. Муравьи работают слаженно и дружно, они строят муравейник из веточек и хвоинок. А знаете ли вы, что муравьи – одни из самых сильных насекомых. Они могут переносить тяжести намного больше своего веса, это если бы каждый из вас поднял десять человек!
5. Жук — жужжит, присев на ножки
Спинка — круглая, как ложка
Два крыла — в горошек
И летать, он — может
(Божья коровка)
- Посмотрите на божью коровку, – какие части тела есть у неё? Чем же питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т. к. поедает тлю).
Молодцы! Давайте с вами разомнёмся, проходите на коврик.
Физминутка «Кузнечики»
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг- скок.
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
Насекомые – это один из признаков лета. Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них общего (Голова, грудь, брюшко, шесть ног). Насекомые - это часть природы, а её надо беречь, любить и охранять. Находясь на природе - любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о ней. …А какие ещё признаки лета вы знаете? (Ребята называют, а воспитатель вывешивает картинки – Птицы кормят птенцов, дети купаются, поспевает земляника и другие ягоды, распускаются цветы, сенокос, сбор урожая зерновых, поспевают овощи и фрукты, растут грибы в лесу и тд.)
- Присядьте на коврик, ребята. Теперь мы поиграем в игру «Бывает - не бывает», я вам говорю предложения, если это летом бывает, вы хлопаете, если нет, то топаете ножками, вставать не нужно.
Игра «Бывает – не бывает»
- Летом дети катаются на санках.
- Летом на деревьях распускаются почки.
- Летом дети лепят снеговика.
- Летом дети загорают и купаются.
- Летом дети одевают теплую шапку, шарф и варежки.
- Летом дети одевают футболку и шорты.
- Летом с деревьев опадают листья.
- Летом собирают клубнику и землянику.
- Летом медведь впадает в спячку.
- Летом после дождя бывает радуга.
- Летом много насекомых.
- Летом птицы улетают на юг.
- Летом заяц белого цвета.
- Летом дети катаются на велосипедах и самокатах.
- Лето – чудесная пора. Вы будете больше гулять и проводить времени на свежем воздухе. Какие опасные ситуации могут случиться с вами на улице?
Дети перечисляют. Если затрудняются – воспитатель задаёт вопросы:
- Можно ли трогать незнакомых животных?
- Что может случиться, если дразнить собаку?
- Можно ли играть рядом с дорогой?
- Можно ли ходить на речку или озеро купаться без присмотра взрослых?
- Можно ли играть на солнце без головного убора? Почему?
Молодцы! Правильно. Нужно больше находиться на свежем воздухе, гулять босиком, когда тепло, купаться, загорать, кушать ягоды, овощи, фрукты, играть в подвижные игры, помогать мамам и бабушкам.
Давайте с вами отправимся в лес и соберём для бабушки грибов, только собираем съедобные грибы, будьте внимательны.
Проводится игра «Собери съедобные грибы»(Игра проводится под быструю музыку)
Дети делятся на 2 команды, встают в 2 колонны, перед ними раскладываются грибы и съедобные, и несъедобные. Задача детей – взять по 1 съедобному грибу и принести в корзинку своей команды.
Рефлексия:
- о чём мы беседовали сегодня на занятии?
- что нового вы узнали?
- как лучше всего провести лето?
- что больше всего вам нравится в этом времени года?
Молодцы! Занятие окончено!