Екатерина Прохорычева
Конспект образовательной деятельности учителя-логопеда в старшей группе «В гостях у козы Лизы»
▼ Скачать + Заказать документы
Хакимуллаева Н. Н. ,
учитель-логопед
Прохорычева Е. В. ,
учитель-логопед
МБУ детский сад № 54 "Алёнка"
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и детей группы компенсирующей направленности (ООД) по теме «В гостях у козы Лизы»
Возрастная группа: 5-6 лет
Публикация «Конспект образовательной деятельности учителя-логопеда в старшей группе „В гостях у козы Лизы“» размещена в разделах
- Коза, козлик, козлята
- Коза, козлята. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Вид (разновидности) деятельности детей: коммуникативная (комплексное взаимодействие, игровая (игровая ситуация, дидактические игры с предметами, словесные, познавательная (исследование, двигательная (гимнастика: артикуляционная, пальчиковая, физминутка)
Разновидности интегрированной деятельности детей: коммуникативно-игровая, коммуникативно-познавательная
Содержание деятельности детей:
- Представления об овощах;
- Представления о сезонных изменениях осенью;
- Представления о важности труда взрослых.
Образовательные задачи.
ЗНАНИЯ: расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Овощи», расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Осень», расширить и систематизировать представления о важности труда взрослых.
ОТНОШЕНИЯ: формировать навык сотрудничества, взаимодействия со сверстниками и взрослыми; развивать доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым; формировать самостоятельность, ответственность.
ДЕЙСТВИЯ: совершенствовать грамматический строй речи (закреплять навык согласования числительных с существительными, употреблять существительные в форме родительного падежа); формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию; развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, зрительное внимание и восприятие, развивать связную речь (формировать умение отвечать на вопросы полным предложением, развивать творческое воображение.
Интегрированная форма:
Игра - путешествие
Задания для совместной деятельности детей
Задание 1. Опустите руки в пальчиковый бассейн, найдите и назовите то, что там спрятано, назовите одним словом.
Способ предъявления задания: Устный
Способ презентации детьми результатов выполнения задания: Правильно называют овощи, подбирают обобщающее понятие.
Задание 2. Рассмотрите картину и ответьте на вопросы.
Способ предъявления задания: Аудиовизуальный
Способ презентации детьми результатов выполнения задания: Понимают содержание картины и отвечают на вопросы по содержанию картины.
Задание 3. Возьмите картинку и опишите овощ.
Способ предъявления задания: Наглядно-практический
Способ презентации детьми результатов выполнения задания: Составляют описательный рассказ
Задание 4. Посмотрите на картинки. Запомните эти названия. Ответьте на вопрос, чего не стало?
Способ предъявления задания: Аудиовизуальный
Способ презентации детьми результатов выполнения задания: Отвечают на вопросы, правильно употребляя существительные в Р. п. ед. ч.
Задание 5. Повторяйте движения пальчиковой гимнастики за мной.
Способ предъявления задания: Наглядный
Способ презентации детьми результатов выполнения задания: Выполняют пальчиковую гимнастику
Задание 6. Повторяйте движения артикуляционной гимнастики за мной
Способ предъявления задания: Наглядный
Способ презентации детьми результатов выполнения задания: Выполняют артикуляционную гимнастику
Задание 7. Отгадайте загадку, опишите, раскрасьте.
Способ предъявления задания: Аудиовизуальный
Способ презентации детьми результатов выполнения задания: Отгадывают загадку, описывают овощ и раскрашивают.
Задание 8. Подумайте и ответьте на вопросы.
Способ предъявления задания: Словесный
Способ презентации детьми результатов выполнения задания: Перечисляют все виды заданий, дают оценку своим действиям, говорят что понравилось.
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал:
– объявление (устное)
- приглашение к участию (персональное, командное, устное,
2. Материалы для деятельности детей:
Материалы для представления заданий и результатов деятельности:
– тетради - раскраски для практической деятельности (раскрашивание овощей,
Материалы для преобразования и трансформации
– картинки для закрепления на доске (Игра «В огороде у козы Лизы»)
Материальные средства для деятельности детей
– иллюстративный материал (предметные и сюжетные картинки, муляжи овощей)
– письменные принадлежности (карандаши)
– тексты (задания, загадки)
- пальчиковый бассейн, наполненный горохом
3. Дидактический материал:
- схема-таблица (падежи)
– наглядные (условно-символические) алгоритмы составления описания овощей
- сюжетная картина «Уборка овощей»
- альбом демонстрационных картин «Все работы хороши»
-игра «В огороде у козы Лизы»)
-пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»
-загадки об овощах
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
– магнитная доска,
– доска для письма маркерами
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Мотивационно-целевой этап
Деятельность педагога
Определяет особенности организации пространства и готовит помещение (расставляет материал и оборудование) для совместной деятельности. Встречает детей у входа, организует приветствие.
Создает игровую ситуацию: предлагает детям по очереди опустить руки в пальчиковый бассейн и достать то, что там спрятано.
Задает вопросы - что достали из пальчикового бассейна, уточняет обобщающее слово, место произрастания овощей, объявляет тему занятия.
Мотивирует детей отправиться в путешествие.
Деятельность детей
Актуализация и обогащение знаний детей по теме путешествия.
Концентрируются на поиске решений в заданной проблеме, выдвигают гипотезы, суждения.
Принимают решение отправиться в путешествие.
Осознают необходимость данного путешествия и предстоящий свой вклад в него. Приветствуют
Опускают в бассейн руки, достают пластмассовые овощи, проходят в кабинет, садятся за стол.
Отвечают на вопросы
Содержательно-деятельностный этап
Деятельность педагога
Последовательно предлагает детям задания, обеспечивает необходимым материалом для их выполнения.
Координирует деятельность детей.
Объединяет детей в зависимости от сложности заданий (в группы, подгруппы, пары, тройки и т. д.).
В случаях затруднений при выполнении определенного задания стимулирует детей.
По ходу путешествия осуществляет оценку правильности выполнения детьми каждого задания.
Обеспечивает представление правильных решений заданий.
Деятельность детей
Проявляют интерес, активность, самостоятельность при выполнении заданий.
Контролируют себя и друг друга при выполнении задания.
1. Рассматривание картины.
Деятельность педагога
Убирает муляжи овощей и помещает на наборное полотно картину «Уборка овощей».
Предлагает рассмотреть картину и задает вопросы по содержанию картины. Обращает внимание на детали сюжета. Привлекает внимание к людям на картине, просит перечислить их трудовые действия. Дает образец начала рассказа.
Деятельность детей
Рассматривают картину, отвечают на вопросы, уточняют детали сюжета, рассказывают о действиях людей. Составляют подробный рассказ по картине.
2. Игра «В огороде у козы Лизы».
Деятельность педагога
Убирает картину и помещает на доску игровое поле. Сообщает, что коза Лиза тоже вырастила овощи. Предлагает детям помочь козе убрать урожай.
Раскладывает на столе предметные картинки с изображением овощей, схему-алгоритм описания овоща. Просит детей взять картинки, рассказать о том какой это овощ и закрепить картинку рядом с козой.
Благодарит детей за помощь козе Лизе и хвалит за составленный рассказ.
Деятельность детей
Берут картинки, называют овощ, составляют описательный рассказ об овоще и закрепляют картинку рядом с козой.
Перечисляют названия всех овощей, которые вырастила коза, и называют обобщающее слово.
3. Игра «Чего не стало?»
Деятельность педагога
Убирает игровое поле, а картинки складывает стопкой для использования в игре. Помещает на доску четыре картинки и карточку – символ родительного падежа существительного. Предлагает поиграть в игру «Чего не стало?».
Просит назвать картинки, запомнить. Предлагает закрыть глаза, и убирает одну картинку. Просит посмотреть на доску и вспомнить чего не стало?
Помещает следующий комплект.
Деятельность детей
Дети рассматривают, называют картинки,
закрывают глаза.
Называют недостающую картинку в правильной грамматической форме по картинке-символу.
4. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»
Деятельность педагога
Предлагает выйти на ковер и выполнить пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением.
Деятельность детей
Выполняют пальчиковую гимнастику.
5. Общая артикуляционная гимнастика.
Деятельность педагога
Приглашает к зеркалу и предлагает
выполнить артикуляционную гимнастику. Контролирует выполнение и напоминает о необходимости проглатывать слюну.
Деятельность детей
Смотрят в зеркало и выполняют артикуляционные упражнения
6. Работа в тетради.
Деятельность педагога
Приглашает за стол, раздает тетради, ставит на стол контейнер с цветными карандашами.
Предлагает открыть тетрадь на 2 странице и задает вопрос о том, что они видят, какие овощи.
Задает загадку об одном из овощей и предлагает ее отгадать, раскрасить. Просит детей рассказать об этом овоще.
Следит за правильной посадкой за столом и как держат карандаш.
Хвалит за правильную работу.
Деятельность детей
Садятся за стол, открывают тетрадь.
Отгадывают загадку, называют овощ, раскрашивают помидор.
Составляют описательный рассказ
Оценочно-рефлексивный этап
Деятельность педагога
Побуждает к подведению итога. Проводит обобщающую беседу.
Благодарит за интересное путешествие.
Создает условия для дальнейшей деятельности детей.
Оценивает деятельность детей
Деятельность детей
Воспроизводят в оценке полученные знания.
Обсуждают интересные моменты (события) в путешествии.
Оценивают свой вклад в путешествие
Методы и приемы:
1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):
– вводная беседа (актуализирующая имеющийся опыт детей,
– создание игровой ситуации;
– предъявление требований к выполнению задания (в вербальной и символической форме).
2. Методы организации и осуществления деятельности:
– словесные (рассказ, беседа, чтение,
– аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов,
– практические (упражнение, поручение,
– наглядно-практические (оказание дозированной помощи: с опорой на алгоритм, схему).
3. Методы контроля и самоконтроля:
– вербальная оценка результатов выполнения заданий,
– рефлексия деятельности.