Наталья Дёмина
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Воздух загадка» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование.
Задачи:
Образовательные :
Создать условия для получения детьми знаний о воздухе,
Дать возможность при помощи взрослых узнать об использовании воздуха,
Сформировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения.
Развивающие :
Развивать стремление к познанию через эксперементально-исследовательскую деятельность.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Воздух загадка“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Развивать речь детей, учить отвечать полными ответами, активизировать словарь детей, умение делать выводы.
Воспитательные:
Продолжать способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств. Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.
Продолжать воспитывать доброжелательность между детьми при совместной коллективной работе.
Оздоровительные:
Физкультминутка.
Методы и приемы:
Словестный (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
Наглядный;
Игровой;
Практический (эксперимент);
Педагогические технологии: проблемное обучение.
Оборудование:
- прозрачные пакеты, одноразовые стаканчики, коктейльные трубочки, кусочки пластилина, поролоновой губки,
Ход занятия:
Раздается стук в дверь группы, на пороге почтальон с письмом в руках.
Протягивает письмо воспитателю и говорит, что оно из города «Почемучек» страны «Нетландии».
В: Ребята, давайте его откроем, что нам написали? Ой, тут какая-то загадка, Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку :
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)
В: Для чего нам нужен воздух? (слушаются ответы детей). Сделайте глубокий вдох, выдох.
В: Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.
А каким воздухом полезно дышать? (ответы детей).
В: Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? (ответы детей).
В: А кому ещё нужен воздух? (ответы детей).
В: Правильно, всему живому.
И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. И поможем жителям из страны «Нетландии» разобраться, что же такое воздух. Пришло время побыть немного волшебниками, прошу всех Вас пройти в нашу лабораторию (дети подходят к вешалке одевают халаты и проходят в «лабораторию».
В: Ребята, мы с вами можем видеть воздух? (ответы детей, правильно нет, так давайте раскроем тайну, где спрятался воздух?
Опыт 1.
Показать детям пустой прозрачный пакет и спросить: «Что в пакете?». Конечно же, дети скажут, что в пакете ничего нет. Тогда воспитатель отворачивается и раскрывает пакет, набирает в него воздух и закручивает край пакета так, чтобы воздух из него не мог выйти. Пакет станет упругим. Поворачивается к детям и показывает им, что стало с пакетом, спросите, что в пакете.
Пусть дети потрогают пакет. Поставить большой палец вниз, а остальные пальцы вверх и сжать пакет — станет понятно, что в нем что-то есть. Пусть и дети попробуют так сжимать пакет. После этого вместе с ребятами открыть пакет. Воздух выйдет, и пакет перестанет быть упругим. Делаем выводы. Что же такое было в пакете? Это был воздух. А почему же его было не видно? Потому что воздух прозрачный, невидимый, бесцветный. Попросить детей самостоятельно проделать такой опыт.
В: Ребята, а давайте все-таки попробуем увидеть воздух, ведь мы свами немного волшебники! Как увидеть воздух?
Опыт 2.
Дать ребятам трубочку для коктейля и стаканчик с водой. Попросите подуть через трубочку на свою ладошку. Что почувствовала ладошка? Дети почувствуют движение воздуха – ветерок. Расскажите, что воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем. Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим? Давайте попробуем.
Пусть дети погрузят трубочку в стакан с водой и подуют. На воде появились пузырьки. Делаем вывод. Откуда взялись пузырьки? Это воздух, который мы выдыхали. Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно? Воздушные пузырьки плывут вверх, потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет. Можно предложить детям надуть воздушный шарик и опустите его отверстием в воду. Шарик будет сдуваться, а воздух начнет выходить пузырьками на поверхность воды.
В: Ребята а как вы думаете где бывает воздух? (выслушиваются ответы детей, для этого мы проделаем наш следующий опыт
Опыт 3.
Для этого опыта дети берут одноразовые стаканчики, наливают в них воду. В стаканчик бросают кусочек пластилина, глину, землю, кусочек поролоновой губки. Рассматриваем пузырьки, которые появились в воде. Делаем выводы. Что изменилось? Откуда взялись пузырьки воздуха дети уже знают из предыдущего опыта, что это воздух выходит с пузырьками. Значит, в земле есть воздух. Попросить детей догадаться, зачем нужно рыхлить землю. Показать детям, как рыхлить землю в горшках комнатных растений. Землю рыхлят, чтобы в нее попал воздух. Воздух нужен не только людям, он нужен и растениям, чтобы они хорошо росли. Если в земле нет воздуха, то растение плохо развивается и растет чахлым. (Можно дать желающим палочку, чтобы они помогли рыхлить землю по окончанию проведения познавательного занятия).
Далее детям дается время провести эксперимент на обнаружение воздуха и с любыми другими материалами (камни, резиновые шарики, мелкие пластиковые предметы, кора дерева). Наличие большого количества пузырьков покажет детям есть ли в используемых предметах воздух. Очень нравится дошколятам и такой «фокус с воздухом».
В: Ребята, а сколько места занимает воздух? (ответы детей).
В: Сейчас, дети, немного отвлечемся, встанем из-за наших столиков и немного разомнемся.
Физкультминутка.
Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение)
В: Прошу всех пройти на свои места.
Опыт 4.
В: Что будет, если в воду бросить бумагу? Она размокнет. А можно ли достать бумагу сухую из воды?
Берется обычный стеклянный стакан и прикрепляется ко дну кусочек салфетки. Дети должны обязательно убедиться, что бумага сухая! В та с водой погрузить стакан. Достать. Бумага сухая! Как это получилось? Воды не было в стакане? Что же в нем было? Делаем вывод. В стакане был воздух, и он не дал возможности воде намочить бумагу.
Проверяем, действительно ли воздух был в стакане. Снова погружаем стакан в воду и чуть приподнимаем один его край. На поверхность воды вышел большой пузырь. Это выходит воздух.
Делаем вывод, оказывается, воздух – это не пустота! Воздух хотя и невидим, но занимает место!
В: Наш эксперимент подошёл к концу, вы все были внимательными, активными. Уважаемые ребята, вас сегодня родители разберут по домам, надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты, и сможете придумать новые. Мне очень понравилась ваша работа в лаборатории, вы с интересом, увлекательно проделывали эксперименты, как настоящие научные сотрудники. Спасибо за работу!
В: Ну а сейчас, мои хорошие, мы немного поиграем, я вам раздам мыльные пузыри и мы проведем конкурс «Самый большой пузырь». По ходу конкурса выясняется, почему надувается и лопается мыльный пузырь (в каплю воды попадает воздух; чем его больше, тем больше пузырь; лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле становится очень много и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвешь его оболочку).