Юлия Кудливская
Конспект ООД по познавательному развитию «Воздух — невидимка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проектировочный компонент
Реализация содержания программы в образовательных областях:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: формирование целостной картины мира, коммуникативная, игровая.
Цель: развивать интерес к исследовательской деятельности через знакомство с понятием «воздух».
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию „Воздух — невидимка“ в старшей группе» размещена в разделах
1. обобщить, расширить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах (прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, вес, сжимаемость, он есть повсюду, подвижность);
2. познакомить с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения;
3. подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
4. рассказать о роли воздуха в жизни человека, животных и растений;
5. рассказать о том, как человек использует воздух (ветер, привлечь внимание детей к тому, что деятельность людей влияет на качество воздуха;
6. учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.
Развивающие:
1. развивать творческие познавательные способности в процессе исследовательской деятельности;
2. развивать мышление и воображение, память, речь, зрительное и слуховое восприятие;
3. формировать представления о значении воздуха в жизни человека, животных, растений;
4. формировать умение устанавливать простейшие связи, делать выводы;
5. поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; активизировать словарь детей.
Воспитательные:
1. воспитывать социальные навыки: умение работать в группе;
2. воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Предварительная работа: наблюдения во время прогулки, беседы - рассуждения.
Материал: пустой стакан, таз с водой, полиэтиленовый пакет, воздушные шары, блюдце, бумага, вата, спички, вертушка, презентация «Воздух – невидимка», прозрачные кружки с трубочками, весы, банки, ваза, мандарины, вертушка, мяч, альбомные листы, карандаши.
Организационный компонент
Воспитатель:
- Дети, я хочу вам сегодня загадать загадку:
Ты без него не можешь жить,
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня.
Невидимка озорной
Живёт рядышком с тобой,
Он невидим и неслышим,
И куда мы ни пойдём,
Невидимку мы найдём (воздух).
- Сегодня мы с вами будем говорить о воздухе. Давайте пройдём в нашу Лабораторию.
- А почему его называют невидимкой? (2 слайд)
- Как же его можно обнаружить, если воздух невидим?
Воспитатель: (берёт в руки стакан):
- Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой?
Опыт 1.
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой. Обратить внимание, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Воспитатель:
- А как ещё можно увидеть «невидимку»? Возьмите полиэтиленовый пакет и скрутите его (3 слайд). Каким стал пакет? (выпуклым). Почему? (его раздул воздух). Вот мы и обнаружили «невидимку». Как ещё можно его увидеть? Надуть воздушный шарик, он, поэтому так и называется, его надуают с помощью воздуха. Но если шарик сильно надувать, он может лопнуть. Почему? (Воздух весь не поместится, так что главное – не перестараться).
- Воздух не имеет формы и занимает всё свободное пространство? Например, форму банки, кружки ит. д. (4 слайд).
- Вы говорите, что воздух есть везде, а почему же мы видим все предметы, которые нас окружают? (воздух прозрачный).
Воспитатель:
- А в какое время года, суток мы можем увидеть воздух? Зимой или поздно вечером, когда прохладно и изо рта выходит пар (5 слайд). Что нам может показать наличие ветра, перемещающегося воздуха? Вспомните из наших наблюдений.
- А ещё мы воздух можем почувствовать. Как, подуем на ватку, которая лежит на ладони. Что получается? (ветер) Ветер – это струя воздуха, которая перемещается с разной силой. Значит, воздух может перемещаться (6 слайд).
Опыт 2.
Кладут на ладонь ватку и дуют с разной силой.
Вывод: Перемещение воздуха можно увидеть с помощью разных предметов: ватки, листа бумаги, качающихся ветвей дерева, дыма из трубы. Чем сильнее струя воздуха, тем быстрее летит ватка, интенсивнее качаются ветви.
- А в группе у нас сейчас воздух перемещается? Что может вызвать этот процесс? Когда мы с вами хотим или бегаем.
Опыт 3.
Воспитатель держит вертушку, дети сначала стоят, а потом бегают по ковру.
Вывод: воздух начинает перемещаться, если происходит движение.
- Давайте и мы сейчас тоже сделаем ветер.
Физминутка «Ветер»:
Дует ветер нам в лицо, махи руками в лицо
Закачалось деревцо. руки вверху, наклоны
Ветерок всё тише, тише. приседание
Деревцо всё выше, выше. поднимание вверх на носочках
Дует ветер с высоты
Гнутся травы и цветы
Влево – вправо, влево – вправо
Клонятся цветы и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
- Ребята, а какой воздух на вкус? (7 слайд).
- А запах он имеем? (8 слайд).
- Ещё воздух может передавать звуки, всё, что мы слышим – это нам приносит воздух (9 слайд).
- Воздух упруг, и его можно сжать, попробуёте это сделать с воздушным шаром или с мячом. (10 слайд).
- Если я возьму надутый шар и тот, который ещё не надули и привяжу к палочке, какой из них перевесит (11 слайд? Значит, воздух имеет вес.
Опыт 4.
Привязать с двух сторон к весам шарики, один надутый, другой сдутый. Перевесил надутый шар.
Вывод: воздух имеет вес.
- Воздух ещё очень лёгкий, вспомните, когда вы плаваете в бассейне, если вы не умеете плавать, почему вы не тонете? Да вас дердит круг, надутый воздухом (12 слайд).
Опыт 5.
Опустить в таз с водой надутые маленькие воздушные шарики.
Шарики плавают.
Вывод: воздух лёгкий.
- Ребята, вот вы дули на ватку, изображая ветер, струю воздуха, которая вырывалась из вас, значит, внутри вас тоже есть воздух (13 слайд). Можно это проверить ещё одним опытом.
Опыт 6.
Опустить в кружку с водой трубочку и подуть.
По воде пойдут пузырьки.
Вывод: воздух находится внутри человека.
- А как он туда попал? Мы вдыхаем его, когда дышим, а дышим мы кислородом.
- Сейчас сделайте глубокий вдох, наберите побольше воздуха и задержите его, на счет «пять» выдохнете. (Дети выполняют.) Трудно было вам без воздуха? Человек не может жить без воздуха, он ему нужен каждую секунду. Как надо правильно дышать?
Предлагает показать.
- Кому ещё нужен кислород для дыхания? (животным, птицам, насекомым, людям, рыбы тоже дышат кислородом, растворённым в воде). Ещё посмотрим один опыт.
Опыт 7.
Опустить в одну ёмкость с водой мандарин в кожуре, а в другую - очищенный.
Мандарин в кожуре будет плавать, а очищенный пойдёт ко дну.
Вывод: воздух находится в кожуре мандарина, держит его на воде.
- Без воздуха жизнь на Земле невозможна. Воздух есть везде и на воде, и на суше, наша планета Земля окружена толстым слоем воздуха. Эта оболочка называется атмосфера (14 слайд).
Дид /и «Дышит – не дышит».
Воспитатель:
- А я вот знаю, что кислород нужен не только живым существам. Ребята, кому ещё нужен кислород? (фабрикам, заводам, машинам для работы). Человек издавна научился использовать силу ветра. Кто может сказать, где используется сила ветра (15, 16 слайд? А ещё на заводах, фабриках воздух (кислород) нужен для поддержания горения огня, без которого невозможно прожить человеку (17 слайд).
Опыт 8.
Положить на блюдце бумажку и зажечь её. Накрыть блюдце стаканом.
Огонь погаснет.
Вывод: для поддержания горения нужен воздух.
- Что же получается? Кислородом дышат звери, птицы, рыбы. Огонь горит – тоже забирает кислород. Заводам, фабрикам, электростанциям, автомобилям тоже нужен кислород. А выпускаем мы целые реки углерода (18 слайд).
- Почему же кислорода не становится меньше? Потому что на Земле есть зелёные растения. Чем больше их, тем чище воздух.
Он - прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
- Для чего человеку надо правильно дышать? Чтобы не болеть. Для здоровья человека полезен только чистый воздух. Грязный воздух вызывает разные болезни у людей. А что загрязняет воздух? Пыль, выхлопные газы, пожары, дым заводов, фабрик, сигарет….
- Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? Протирать пыль, проветривать помещения, сажать деревья, кусты, цветы, поливать дорожки, тротуары, на заводах и фабриках ставят фильтры для очистки воздуха.
- За чистотой воздуха следят специальные ученые - экологи.
- Что мы знаем о воздухе?
- Воздух невидимый, находится вокруг нас, мы им дышим, человек не может жить без воздуха. Воздух прозрачный, бесцветный, не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи. Может передвигаться, при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
- Давайте нарисуем свойства воздуха.