Дарья Косолапова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух-волшебник»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию в средней группе
«Воздух-волшебник»
Программное содержание:- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный.
Темочки:
-развивать познавательную активность детей : выдвигать предположения и отбирать способы проверки, достижение результата.
- воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: воздушный шар, мисочки с водой, стакан, соломинки, веер из бумаги, листы бумаги, пастель.
Предварительная работа:
- игровая деятельность «Воздушные шары»;
- чтение художественной литературы: «Ветрено, ветрено», И. Токмакова, «Ветер, ветерок, ветрище»Я. Аким;
- изготовление вееров
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг и скажите, какая сегодня погода? Есть ли на небе солнышко или тучи, какого цвета небо, тепло или холодно?
Подвести итог: сегодня погода прохладная, небо ясное или хмурое.
Что вы можете сказать о ветре? Есть-ли сегодня ветер? Как вы это узнали? Обратить внимание детей на то, как качаются верхушки деревьев.
А что еще делает ветер? (ветер дует, шумит, завывает, качает верхушки деревьев, гуляет по морям и океанам, раздувает облака, надувает паруса, ворошит листву, гоняет пыль по дорогам.
Ребята, кто знает, что такое ветер? (варианты ответов детей) Ветер-это воздух, который движется.
Ветер дует нам в лицо, - делают взмахи руками к лицу
Закачалось деревцо. – раскачивают поднятыми руками
Ветер тише, тише, тише, - приседают
Деревцо все выше, выше. - встают
Пойдемте в нашу “лабораторию”. И мы с вами будем “учеными”, будем проводить эксперименты с воздухом, изучать его свойства, делать выводы.
Опыт 1
Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит ее в движение, салфетка падает со стола.
Воспитатель: Ребята, почему салфетка упала со стола? Разве я до нее дотронулась?
Дети: ее сдул ветер.
Воспитатель: А откуда он взялся?
Дети: Вы его сами сделали. Взмахнули книгой, и он прибежал и сдул салфетку.
Воспитатель: Правильно, ребята, ветерок – это воздух, который движется. А вы хотите сами почувствовать движение воздуха и позвать ветерок? Каждый из вас может позвать себе свой ветерок и даже придумать ему имя. Возьмите веер, позовите ветерок и придумайте ему имя.
Дети берут веер, машут им, называют свой ветерок по имени.
Появляется сказочный персонаж – Воздушный ветерок
Воздушный ветерок : Здравствуйте ребята. Это вы так сильно ветерок нагоняете? Я почувствовал и прилетел к вам в гости.
Воздушный ветерок : Ребята, я принес вам шарик. Как вы думаете, что у него внутри?
Дети: Воздух
ВВ: Правильно, воздух, потому что он и называется воздушным. Мой шарик умеет летать. Я толкаю его слегка, и он летает.
-Как вы думаете, почему он так летает? (Он легкий)
-Значит, получается, что воздух, который внутри шарика, тоже легкий. А сейчас я развяжу шарик и выпущу воздух (развязываем и направляем отверстие в шарике на детей).
-Что вы почувствовали? (Ветерок)
-А вы его увидели? (Нет)
-Значит, воздух, какой? (невидимый).
-Давайте поймаем воздух.
Берём пакеты и попробуем поймать воздух. Закручиваем пакеты.
- Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)
Пробуем сдавить пакет.
- Почему не получается? (внутри находится воздух)
- Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).
Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.
А теперь посмотрите на свою руку через пакет. - Вы видите руку? (видим) .
- Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый) .
- Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?
Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
- Что вы чувствуете? (шипение).
- Так выходит воздух. Мы его не видим, но можем услышать и почувствовать.
Вывод: Значит, получается, что воздух невидимый, раз его не видно, или прозрачный, но его можно почувствовать, воздух не имеет формы (приобретает форму того предмета, в который он попадает)
ВВ: -Ребята, а хотите поиграть с воздухом, узнать, какой он бывает?
Дети: хотим
ВВ: Думаю, нам понадобится наш воздушный шарик. Но, для начала его нужно надуть.
ВВ: - Скажите, а вы умеете надувать воздушные шары? (Да)
- А как? (дети имитируют)
- А давайте попробуем вместе надуть невидимые воздушные шары!
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Можно использовать стихи:
Надуваем быстро шарик, - ф-ф-ф
Он становиться большой. - ф-ф-ф
Шарик лопнул, - хлопок в ладоши
Воздух вышел. - ш-ш-ш
Стал он тонкий и худой! - опускаем руки на парту
И. п. : ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф.
«Шарик лопнул» — хлопнуть в ладоши,
«из шарика выходит воздух» — ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
ВВ: Ну, что ж, здорово получилось! А я надую свой воздушный шарик с помощью вот этого предмета. (Показывает детям насос, демонстрирует, как он работает)
Волшебный Ветерок надувает воздушный шарик с помощью насоса, затем отпускает его, не завязывая. Шарик взлетает, движется в воздухе и опускается, когда из него выходит весь воздух (повторяет несколько раз).
Воспитатель: Наш воздушный шарик движется потому, что воздух внутри него очень сильный и хочет быстро весь выйти наружу. И с помощью сильного воздуха наш шарик движется. Сейчас я покажу вам один эксперимент, а Ветерок мне в этом поможет.
Опыт 2
Берем коктейльную трубочку, обрезаем ее и продеваем в нее нитку длиной 3-5 метров;
надуваем шарик, не завязывая конец; приклеиваем трубочку при помощи скотча к надутому шарику, натягиваем нитку и отпускаем шар. Шарик, силой выталкиваемого из него воздуха движется по нитке.
Опыт 3
Воспитатель: - Посмотрите на ваших столах лежат секретные предметы-помощники. Убедиться в том, что воздух сильный мы можем с помощью трубочек для коктейля и пустых стаканчиков.
- Подуйте через трубочку на свою ладошку.
Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок) .
- Давайте перевернём стаканчик и попробуем подуть на него через трубочку. Скажите, что происходит?
Дети: Стаканчик двигается.
Воспитатель: Всё верно. И происходит это из-за силы воздуха. И в том, что воздух сильный, мы убедимся с вами, проделав еще один эксперимент.
Опыт 4
Включаем фен, кладем на струю воздуха шарик для настольного тенниса. Наслаждаемся зрелищем.
Объясняем: воздух, выходящий из фена, движется очень быстро, вокруг него образуется невидимый конус (думаю, рассказывать дошкольникам про область низкого и высокого давления рановато, который не дает шарику уйти в сторону, поэтому он как бы зависает.
ВВ: Да, я бываю разный. И холодный, и теплый. А когда я теплый, я становлюсь легче и поднимаюсь вверх.
Опыт 5
Вырезаем из тонкой бумаги змею.
Подвешиваем ее над горящей свечей.
Змея начнет подниматься вверх.
Горячий воздух легче холодного : поднимаясь, он увлекает за собой и бумагу.
Опыт 6
Воспитатель показывает детям пустой стакан.
-Дети, что в стакане?
Дети: Он пустой, там ничего нет.
Воспитатель: Проверим!
Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан водой не наполняется
-Ребята, а что же не пускает воду в стакан? (воздух)
-Воздух очень сильный.
Опыт 7
- Скажите, а можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?
- Давайте попробуем.
Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.
На воде появились пузырьки.
- Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали) .
- Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?
(Воздушные пузырьки поднимаются вверх).
Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.
Вывод: Воздух легче воды.
.
-Что же мы с вами узнали, сделав сегодня опыты с воздухом?
-Мы выяснили, что воздух есть везде : и в группе, и у нас дома, и на улице.
-Какого он цвета? (Бесцветный, прозрачный)
-Какой он формы? (не имеет формы и приобретает форму предмета, в котором находится)
-Воздух сильный
-Воздух легче воды
-Теплый воздух легче холодного
Воспитатель: Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
В конце Воздушный Ветерок приглашает детей на ковёр.
Физкультминутка
"Ветер дует высоко, ветер дует низко!
Ветер дует далеко, ветер дует близко!"
Игра «Раздувайся, пузырь!»
Мыльные пузыри.
Раскраска «Воздушный шар»