Татьяна Денисевич
Конспект образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе «Звуки [Л], [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе
Денисевич
Татьяна
Протасьевна
Конспект образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе.
Тема: Звуки [л], [р].
Цель: способствовать формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Конспект образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе „Звуки [Л], [Р]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Образовательная : закрепить правильное звукопроизношение звуков «р», «л» изолированно, в словах и фразах
Продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие заданный звук.
Упражнять в отчетливом произношении слов и фраз.
Развивающая: продолжать развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.
Воспитательная : продолжать воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: картинки - иллюстрации к заданиям; аудио-запись звук ракеты : карточки для анализа слов, иллюстрации для составления предложений.
Словарная работа. Звук, чистоговорки.
Ход занятия.
В: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в мир звуков. А на чем же мы можем путешествовать? (ответы детей)
Правильно ребята. Мы полетим на ракете.
В: Ребята, а как работает мотор у ракеты? (ответы детей)
Правильно, двигатель у ракеты работает так: Р-р-р-р-р-р.
Но для того чтобы правильно произнести звук мотора, мы должны разбудить свой язычок и немного с ним поиграть.
Зарядка для языка
Язычок сидел в своем домике. И решил он помыть потолок в домике. А потом помыл стены домика. Открыл дверь и вышел погулять, посмотрел в одну сторону, а затем в другую. Посмотрел вверх и увидел ракету. Язычку очень захотелось научиться петь песенку ракеты (я показываю, дети повторяют) Чтобы правильно пропеть песенку ракеты вам нужно кончик языка поднять к небу, но не дотронуться до него и… начать петь песенку ракеты Р-р-р-р-р-р.
В: Молодцы, ребята. Вы старались спеть песенку ракеты.
Теперь, Тася, ты спой нам песенку ракеты.
Тася: «Р-р-р».
В: Молодец Тася, а теперь, нам споет песенку ракеты, Илья.
Илья: «Р-р-р».
В: Правильно, молодец Илья.
В: Ребята, нам удалось спеть песенку ракеты. Теперь давайте заведем свои моторы у ракеты (Молодцы, моторчики все завели. Теперь можно отправится в путешествие…
Закройте глаза, и представьте, что вы летите в космос на ракете.
Аудио запись «Звук ракеты»
Ребята, открывайте глаза.
В: Мы с вами отправились в путешествие, но наша ракета совсем немного пролетела и остановилась. Чтобы она дальше полетела, нам надо выполнить задание.
Готовы?
Д: Да!
1. Задание: «Назвать слова со звуком Р» (Расскажу, секрету, построили, ракету, коробок, штор, забрались, гурьбой, бутерброды, придется, мотор, раз, Марс)
Расскажу вам по секрету:
Мы построили ракету
Из коробок, стульев, штор,
Забрались гурьбой под стол,
Взяли сок и бутерброды,
Вдруг лететь придется. годы?
Завели мотор и. р-р-раз.
Полетели мы на Марс.
Молодцы ребята, с этим заданием все правильно справились.
Заводим свои моторчики (Р-р-р-р-)
Закрываем глазки… (аудио - запись звук ракеты)
Ребята, наша ракета снова остановилась.
В: Ребята, на нашей планете много водоемов, рек, морей, а по ним плывут пароходы. Хотите побывать капитанами.
Д: Да!
В: Тогда пройдем к столам. Рассаживайтесь удобно.
В: Ребята, надо вспомнить песенку парохода. Давайте вспомним как работает пароход, когда плывет?
Чтобы правильно произнести этот звук, мы должны кончиком языка сильно надавить на передние верхние зубы или на альвеолы, и начинает гудеть, как пароход. И произнести звук (Л-л-л-л).
В: Дети, давайте споем вместе песенку парохода: «Л-л-л» и покажем, как пароход плывет к океану.
2. Игра «Пароходы плывут к океану»
Воспитатель раздает картинки с картой, и дети показывают, как плывет пароход.
Д: «Л-л-л».
В: Катя, как твой пароход плывёт.
Катя: «Л-л-л».
В: А теперь, Миша, как твой пароход плывёт.
Миша: «Л-л-л».
Молодцы, ребята. Все пароходы теперь плывут по океану.
А на пароходе мы с вами поиграем.
Физкультминутка :
От зеленого причала оттолкнулся пароход (прыжок вперед)
Он шагнул назад сначала (шаг назад)
А потом шагнул вперед (шаг вперед)
А потом назад, вперед,
Назад, вперед, (ходьба вперед, назад)
Развернулся (поворот)
И поплыл, поплыл по речке (ноги на ширине плеч, делаем волнообразные движения руками)
Набирая полный ход (бег на месте)
В: А теперь на нашу ракету (аудио-запись звук ракеты)
Теперь мы можем продолжить свое полет.
Давайте сядем на наши стульчики, заведем наши двигатели и отправимся в путь.
Д: Р-р-р-р-р. (звук ракеты)
Ребята, у нас снова остановка. Что же нам надо сделать, чтобы ракета полетела дальше?
Ребята, а выполнить вы должны такое задание:
3. Игра «Повтори правильно»
В: Я буду проговаривать чистоговорки, а вы будете повторят
[р] : Ря-ря-ря - синие моря.
Д: Ря-ря-ря - синие моря.
В: Ля-ля-ля - большие тополя.
Д: Ля-ля-ля - большие тополя.
В: Ри-ри-ри - горят фонари.
Д: Ри-ри-ри - горят фонари.
В: Ли-ли-ли - мы улицу мели.
Д: Ли-ли-ли - мы улицу мели.
В: Ра-ра-ра - высокая гора.
Д: Ра-ра-ра - высокая гора.
В: Ла-ла-ла - звенят колокола.
Д: Ла-ла-ла звенят колокола
(Индивидуальное и хоровое повторение).
Молодцы, ребята.
4. Игра «Не ошибись».
В: Дети, давайте поиграем еще в одну игру «Не ошибись». Дети, я вам буду говорить слова, а вы будете их проговаривать за мной, если в слове есть звук Л вы покажите плывущий пароход, а если звук Р вы покажите ракету.
(Воспитатель называет слова : роза, ракета, лампочка, ромашка, ласточка, робот, шляпа, игла, полы, мотор, морковь, стол.) Дети по звуку Л. показывают плывущий пароход, а если звук Р, показывают ракету.
- Виолетта, а почему ты показала пароход (Лампочка) (потому, что в слове Лампочка есть звук Л)
- Молодец, Виолетта. Правильно!
А теперь ребята, я вам раздам картинки, а вы должны определить в какой части слова стоит звук Р или Л вначале, в середине или в конце слова.
( раздаю детям картинки: лошадь, слон, крокодил, рысь, барсук, зубр и карточки с фишками)
Молодцы, ребята. Отправляемся дальше.
Давайте, заведем свои двигатель у ракет (язычок подняли к верхним альвеолам) Р-р-р-р-р.
(звук ракеты)
В: И снова остановилась наша ракета. Ребята, мы должны быть особенно внимательными, это последнее задание.
5. Составление предложений по индивидуальным сюжетным картинкам
Вам надо придумать предложение по картинке (показ картинок) со звуками «р» и «л». (дети придумывают предложения)
Воспитатель спрашивает по одной картинке, несколько вариантов ответа.
Молодцы ребята.
И теперь последнее здание
6. Игра «Каждой картинке своя буква»
Ребята, вам нужно эти картинки разделить, по наличию в них звука Р и Л.
В: А теперь ребята, нам надо возвращаться в д/с. Заводим наши моторчики.
(звук ракеты)
В: Мы подлетаем к Земле. Я вижу на космодроме много людей. Это журналисты, фотокорреспонденты. Они хотят взять у вас интервью.
Итог:
(Журналисты берут интервью у детей)
Д/игра «Вопросы - ответы»
· Какие у вас были задания?
· Какое задание вам больше всего понравилось?
· Какие звуки вы сегодня проговаривали?
· Как поется песенка парохода?
· А как поется песенка ракеты?
· Вам понравилось сегодняшнее путешествие?
Спасибо вам, ребята. Вы молодцы!