Гончарова Ирина
Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на тему «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить со сказкой А. Н. Толстого «Еж»;
- учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты;
- учить составлять простые предложения, самостоятельно опираясь на картинки-схемы;
Публикация «Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе на тему „Пересказ сказки А, Н, Толстого „Ёж“» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ежик. Чтение, пересказ
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Еж, ёжики. Сказки, стихи, детская литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Толстой А.Н.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
- закрепить знания детей о русских народных сказках («Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц – хвастун», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка», сказках других народов («Айога», «Как лисичка бычка обидела», сказках русских писателей «Серебряное копытце» П. П. Бажова, «Рифмы» Б. В. Шергина;
- закреплять представления детей о жанровых особенностях сказки, ее отличиях от рассказа;
2. Развивающие:
- расширять кругозор детей;
- развивать умение отгадывать загадки;
-упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных имен к определенному имени;
- продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение,понимать его смысл, умение отвечать на поставленные воспитателем вопросы;
- совершенствовать связную речь;
-расширять словарный запас;
- развивать творчество, фантазию, воображение;
-развивать зрительную память, мышление, координацию движений;
-совершенствовать интонационную выразительность речи;
3. Воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения; воспитывать любовь к животным.
- формировать интерес у детей к ООД;
- формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении речевых задач;
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Предварительная работа:чтениерусских народных сказках, сказок других народов, сказок русских писателей,чтение художественной литературы о животных, рассматривание картинок с изображением диких и домашних животных и их детенышей, беседы о диких и домашних животных и их детенышах,отгадывание загадок,лепка, аппликация, рисование, настольно – печатные, дидактические и подвижные игры.
Словарная работа:еж, клубком свернуться, задрав хвост, боднуть норовить, растопырить.
Методы и приемы:
1) игровые: игровая мотивация, физкультминутка, дидактическая игра
2) словесные: беседы, чтение художественной литературы, объяснения, индивидуальные и хоровые повторения
3) наглядные: рассматривание книг, иллюстраций, картинок, графических схем
4) практические: работа с опорными схемами
Оборудование: книги со сказками («Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц – хвастун», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка», «Айога», «Как лисичка бычка обидела», «Серебряное копытце» П. П. Бажова, «Рифмы» Б. В. Шергина, портрет писателя А. Н. Толстого, книга со сказкой А. Н. Толстого «Еж», иллюстрации к сказке А. Н. Толстого «Еж», графические схемы к сказке А. Н. Толстого «Еж», мольберт.
Ход организационной образовательной деятельности по развитию связной речи.
Организационный момент.
-Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
-Какое у вас сегодня настроение (ответы детей)
-У меня тоже сегодня хорошее, радостное настроение.
Игра «Встали дружно все мы в круг».
Встали дружно все мы в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Давайте мы улыбнёмся, и подарим своё настроение всем, кто нас окружает.
Игровая мотивация.
- Ребята, сегодня мы отправимся на выставку. А на какую выставку, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Есть листок, есть корешок.
А не куст и не цветок.
Нету лап, нету рук.
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет.
(Книга.)
- Правильно. Это книга. Я приглашаю вас на книжную выставку.
- Проходите, пожалуйста.
Рассматривание книжной выставки.
- Какие книги вы видите на этой выставке. (Ответы детей:«Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц – хвастун», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка», «Айога», «Серебряное копытце» П. П. Бажова и т. д.)
- К какому литературному жанру относятся все эти произведения? (Ответы детей: сказки)
- Но мы с вами читали не только сказки, но и рассказы. А кто мне скажет: Чем отличается сказка от рассказа? (В сказке много волшебных предметов, и существ, а в рассказе их нет).
Игровая мотивация.
- Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой, а написал ее русский писатель А. Н. Толстого. (Показ портрета)
Но чтобы узнать про кого сказка, вам придётся отгадать загадку:
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много
А ниток ни одной. (Ёжик)
- Молодцы, ребята, это действительно ёжик. (Показ картины с изображением ежа).
- Ребята, а вы знаете, почему этих животных так называют (Ответы детей)
- По мнению некоторых исследователей, в слове «ёж» прослеживается индоевропейский корень, означающий «колоть». В связи с чем, под словом «еж» понимается буквально «колючий».
Дидактическая игра «Придумай ласковое слово».
- Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Придумай ласковое слово». Как вы ласково назовете ежа? (Ежонок, ежик, ежатки, ежичек и т. д.).
- Молодцы, ребята.
- Представьте, что встретились однажды ёж и телёнок, которые никогда раньше не видели друг друга. Интересно, что подумал ёж. С кем сравнил незнакомого ему огромного зверя?
- А что подумал телёнок, увидев ежа?
- Как вы думаете, чем закончилась эта встреча?
- А сейчас я вам прочитаю сказку Алексея Николаевича Толстого, которая называется «Ёж».(Показ книги)
Чтение сказки.
Теленок увидел ежа и говорит:
– Я тебя съем!
Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:
– Попробуй.
Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
– Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.
Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.
А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:
– Я огромного зверя победил, должно быть, льва!
И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.
– У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.
Беседа по содержанию. Словарная работа.
-Ребята, вы внимательно слушали сказку? (Ответы детей).
- Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Только отвечать нужно полным предложением
- Скажите, про кого эта сказка? (Ответы детей)
- Кто кого увидел в сказке? (Теленок увидел ежа).(Показ картинки с изображением теленка и ежа).
- Что теленок сказал ежу (Я тебя съем.)
- А еж знал, что теленок не ест ежей? (Еж не знал, что теленок ежей не ест.)
- И что сделал еж? (Еж испугался, клубком свернулся и фыркнул:«Попробуй».)
- А что значит выражение «клубком свернулся»(Ответы детей)
Воспитатель дает точное определение выражения.
- Выражение «клубком свернулся» означает: скататься, скрутиться в клубок.
-А почему так делают некоторые звери? (Ответы детей)
- Потому что чего- то боятся, от испуга.
- Что сделал теленок? (Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
- Как вы понимаете выражение «задрав хвост»? (Ответы детей)
Воспитатель дает точное определение выражения.
- «Задрав хвост» значит поднять кверху.
- А что значит слово «норовит»? (Ответы детей)
Воспитатель дает точное определение выражения.
- «Норовит» значит настойчиво стремиться сделать что-нибудь – настойчиво стремиться боднуть рогами. Вообще, быки бодаются, потому что хотят показать свое преимущество над соперником.
- Что значит «растопырил»(Отве6ты детей)
Воспитатель дает точное определение выражения.
- «Растопырить» значит неуклюже расставить в стороны, раздвинуть. Теленок неуклюже расставил передние ноги.
- Что закричал теленок (Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жаловаться).(Показ картинки).
- Что сказал он матери? (Показ картинки) (Еж меня за язык укусил.)
- Что сделала корова? (Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.)
- Куда в это время покатился еж? (А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе: «Я огромного зверя победил, должно быть, льва!»)
- Почему он так сказал? (Потому что он не знал, что это был теленок, и он был намного больше его ежа).
- И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. Что это значит? (Что про его храбрость стало известно всем зверям).
- А на самом деле еж проявил свою храбрость или нет? (Нет. Он тоже испугался теленка и свернулся в клубок. И даже, наверное, не понял, почему теленок закричал и убежал.)
- А что говорили звери про него? (У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.)
- Почему они это говорили шепотом со страху? (Потому что они думали, что он действительно победил настоящего льва.)
- Давайте еще раз повторим конец сказки: И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за тёмный лес.
- А давайте произнесём последнюю строчку шёпотом: «У нас ёж-богатырь!»
- Сложим ладошки рупором и произнесём ещё раз: «У нас ёж-богатырь!»
- А сейчас давайте с вами превратимся в ежей и поиграем.
Физкультминутка «Ёжик».
По сухой лесной дорожке – Топ – топ – топ – топочут ножки. (Ритмично семенить на месте.)
Ходит, бродит вдоль дорожек весь в иголках серый ёжик. (Ходить вправо – влево.)
Ищет ягодки, грибочки для сыночка и для дочки. (Наклоны вниз.)
Если подкрадётся волк – превратиться ёж в клубок. (Присесть и сгруппироваться в комочек.)
Ощетинит ёж иголки – не достанется он волку. (Сидя комочком,кружиться на месте.)
Ёж не тронет никого, (Встать, встряхнуться.)
Но и ты не тронь его! (Погрозить назидательно пальчиком.)
Повторное чтение сказки.
- Я вам прочитаю сказку еще раз, вы слушайте внимательно, потом мы будем рассказывать. А читать сказку я буду с опорой на схемы.
Воспитатель во время чтения выставляет графические схемы.
Пересказ сказки с опорой на графические схемы.
Воспитатель: Ребята, пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, сказку можно пересказать втроем, даже вчетвером. Сначала надо рассказать о встрече теленка и ежа, потом как теленок лизнул ежа.
А потом? (Как теленок убежал рассказывать корове – матери жаловаться.)
- Потом? (Как еж рассказал ежихе, что он победил огромного зверя, возможно даже льва.)
- И чем завершить пересказ? (Что пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. И все звери со страху шепотом говорили: «У нас еж – богатырь».)
Пересказ сказки с опорой на графические схемы (по цепочке по частям).
- Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 4 детей к мольберту, потом еще 4 детей)
- А как бы ты озаглавил эту сказку?
Анализ ООД.
Воспитатель: С какой сказкой вы сегодня познакомились? («Еж»)
Воспитатель:Кто написал эту сказку? (Алексей Николаевич Толстой)
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из сказки?
Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали? (клубком свернулся, задрав хвост, боднуть норовит и т. д.)
Индивидуальный анализ деятельности детей на занятии.
Итог занятия.
- А где мы с вами сегодня были?
- Как называлась выставка? (книжная выставка сказок)
- Что вы там узнали нового?
- В следующий раз мы с вами познакомимся еще с одной сказкой.