Татьяна Панченко
Конспект ОД по развитию речи в старшей группе с использованием элементов мнемотехники и ТРИЗ «В гости к нам пришла Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с использованием элементов мнемотехники и ТРИЗ.
Подготовила:
Воспитатель старшей разновозрастной группы
Овсянникова Т. Н.
МБОУ «СОШ с. Орлик Чернянского района Белгородской области»,
детский сад «Золотая рыбка».
Тема: «В гости к нам пришла Зима»
Цель. Учить составлять рассказ о зиме с применением приема мнемотехники.
Программное содержание:
Публикация «Конспект ОД по развитию речи в старшей группе с использованием элементов мнемотехники и ТРИЗ „В гости к нам пришла Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Мнемотехника и мнемотаблицы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
обучающие задачи: закреплять представление о типичных зимних явлениях в природе; совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, уменьшительно-ласкательных слов, противоположных по значению существительных); активизировать словарь по теме «Зима».
Развивающие задачи : развивать связную речь, координацию речи с движением, зрительное внимание, фонематический слух.
воспитательные задачи: воспитывать желание говорить правильно,
доброжелательность, инициативность, любовь к природе.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за погодой, за птицами, заучивание пальчиковой гимнастики «Кормушка», физкультминутки, рассматривание иллюстрации, проведение игр «Скажи наоборот», «Скажи какая», составление предложений по схемам, рассматривание картин, пейзажей на тему: «Зима», беседы о зиме, о зимних забавах.
Оборудование: ИКТ - анимационные звуковые заставки на экране (картинки птиц, зимней природы, снеговиков, мнемотаблицы на тему «Зима»; ведёрко, две монетки, холодильник-раскладушка, снежок из ваты, 5 снежных тучек, 5 снежинок с загадками, картинка паровозика, снежинки.
Приемы:
1. Составление рассказа о зиме с использованием мнемотаблиц.
2. ТРИЗ - игра «Хорошо-плохо».
3. ТРИЗ - «Наоборот».
4. ТРИЗ «Скажи какая».
Ход НОД
Организационный момент.
Приветствие.
Здравствуйте, ребята. Я очень рада нашей встрече.
- Молодцы, а теперь поздоровайтесь с гостями (дети здороваются, улыбнитесь всем вокруг.
- Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся
Утро доброе начнётся.
- Предлагаю вспомнить главное правило в нашей группе :
- Каждый день всегда везде, на занятиях, в игре,
Ясно внятно говорим и за речью мы следим.
- Ребята, у меня в руках …снежок. Сколько его….(один, а чего в снежке много (снежинок, а где еще снежинок много (в снежных тучках). А вот сегодня, когда я утром рано пришла в детский сад, то нашла всего один снежок под ёлкой и увидела вот это (пустая земля, деревья). Сейчас на улице… зима. Как вы думаете, в природе всё в порядке? (нет снега). Вот почему всё серое, а зима должна быть какой? (белой, пушистой, белоснежной).
Аудиозапись – звук ветра. Что это за звук? (Гудит ветер). Может он стал причиной, что нет снега. (ответы детей).
- А вы любите такую зиму, когда ветер и нет снега? (Нет).
Разогнал ветер все снежные тучки, оставил лишь силуэты тучек. Я предлагаю найти все тучки и собрать их вместе. Вы согласны собрать все тучки, а если мы их соберём, значит, будет… (снег).
На доске силуэты тучек. Сколько их? (Пять). Значит, нам надо отыскать пять тучек, и вернуть их на место. От ветра остались только загадки и подсказки, как их найти (5 снежинок с загадками).
Вспомните сказку «Морозко». – Что уронила девочка в колодец? (ведёрко). Ищем ведерко. Дети находят ведёрко. В ведёрке лежат две монетки, на одной да, на другой - нет.
1 задание «Хорошо-плохо». - Ребята, как вы думаете, а за что вы любите зиму? ( Ответы детей полным предложением: зимой можно играть снежки, кататься на санках, на лыжах, строить крепость, лепить снеговика, наблюдать за снегопадом, проводить опыты, снег растопить и поливать комнатные растения талым снегом, изготовить для украшения цветные льдинки, встретить Новый год, и Дед Мороз дарит подарки и т. д.)
- Замечательно, как много вы знаете о зиме. Сколько же хорошего бывает зимой!
- Ребята, я согласна с вами, что зима-это хорошо. Но ведь зима – это и плохо. Почему? Можно и замерзнуть или поскользнуться на льду, а это плохо.
В сильный мороз мы не ходим на прогулку, у нас мёрзнут щечки, нос или руки.
Плохо на дороге, потому что….гололед. Тогда мы не можем идти, падаем, аварии на дорогах. Здорово – вы справились с первым заданием.
- Значит, выходит, что в зиме есть и хорошее, и плохое. Появляется первая тучка.
2 задание с использованием мнемотаблиц. " А теперь отгадайте загадку: там продуктов всяких тьма, охраняет их зима" (холодильник).
- Открываем холодильник – здесь картинки и задание «Составь рассказ о зиме» с опорой на картинки.
Работа по составлению рассказа о зиме с опорой на картинки. На каждой картинке-таблице буква …З. Значит, зима. (Дети составляют рассказ о зиме). Появляется вторая тучка.
3 задание. Белым снегом всё одето -
Значит, наступает. (лето).
Чтобы третья тучка появилась, поиграем мы в игру «Наоборот».
- Я буду говорить, что бывает летом, а вы что бывает зимой.
- Летом рябина кислая, а зимой сладкая. (Дети подбирают слова антонимы)
- Летом - жарко, а зимой - холодно.
- Летом на деревьях листья, а зимой – деревья голые.
- Летом земля покрыта травой, а зимой снегом.
- Летом день длинный, а зимой - короткий.
- Летом солнце высоко, а зимой - солнце низко.
- Летом гуляют на улице много, а зимой – мало.
- Летом птицам сытно, а зимой – голодно.
- Замечательно! Справились! Вот и 3 тучка появилась.
(Физминутка «Птички»).
Птички-невелички
По лесу летают
Семена собирают
Вот буйный ветер налетел
Птичек унести хотел
Птички спрятались в дупло
Там и сухо и тепло (дети выполняют действия в соответствии со словами).
4 задание. - Предлагаю смастерить бинокль из наших рук и назвать зимующих птиц, которые будут появляться на экране. (Ответы детей).
- Почему зимующие птицы не улетают на юг, чем они питаются зимой?
( Ответы детей: находят крошки, питаются семенами растений). Появилась 4 тучка.
5 задание. - Ребята, посмотрите какой красивый паровозик, но почему-то без вагонов. Предлагаю собрать вагоны из слов. (Паровозик. Музыка.)
(ТРИЗ «Скажи какая»).
- Зима какая? ( Ответы детей: холодная, морозная, снежная).
- А что бывает снежным? ( Ответы детей: снежный человек, снежный ком, снежная горка).
- А что бывает холодным? ( Ответы детей: мороженое, снег, лёд, сердце, ветер).
- А какие бывают горки? ( Ответы детей: высокие, большие, ледяные).
-- А что бывает ледяным? ( Ответы детей: сосулька, горка, лед).
- А снег какой? ( Ответы детей: белый, холодный, пушистый).
-- А что бывает белым? ( Ответы детей: молоко, лист, сахар).
- Предлагаю посчитать вагончики и порадовать его аплодисментами. Как много вагонов мы прицепили к паровозу. Молодцы!
Появилась 5 тучка.
- Ребята, вы очень меня порадовали своими знаниями. Посмотрите, появились все тучки, и пошёл снег. Он какой (красивый, пушистый, белоснежный, серебристый – ответы детей).
Рефлексия.
- Предлагаю поделиться своими впечатлениями со всеми и рассказать, что вам больше понравилось, что мы делали, чему обрадовались. А может быть, что–то удивило или огорчило? (Ответы детей). Ребята, можно добавить к нашим тучкам ещё снежинок. Выбираем любую и приклеиваем под тучками.
- Молодцы! (Звучит музыка. Появляется сундучок-).