Марина Николаевна Новичкова
План-конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе «Зима — Лето»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе
Задачи:
1. Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными.
2. Развивать умение решать задачи на противоречие.
3. Формировать навыки связно-речевых высказываний.
4. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков У, Х Р, С, Ш. произносить их протяжно с разной силой голоса.
5. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
6. Формировать навыки групповой работы в режиме «Мозгового штурма».
Темочки:
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
7. Развивать навык целенаправленного восприятия, словесно-логической памяти, мышления, воображение, творческую фантазию, в процессе решения творческих задач.
8. Формировать умение выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций, радоваться успехам других.
9. Создать условия для психологического и эмоционального комфорта.
10. Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.
Обогащение словаря: «гололед», «морозно», «ситуация».
Активизация словаря: «белая», «холодная», «снежная», «красочная».
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Материал: иллюстрации «Зима» и «Лето», мяч, снежинки из бумаги
Методы и приемы:
1. Противоречия: игра «Хорошо – плохо».
2. Беседа
3. Рассказ педагога
4. Показ способа действия
5. Демонстрация картин
6. Поисковая игра «Вопрос - ответ».
7. Ресурсный анализ: игра «Что бывает летом, а что бывает зимой».
8. Метод проблемной ситуации «мозговой штурм».
Предварительная работа:
- пальчиковые игры «Зима», «Снежинка», «Лето», «Бабочка», «Снеговик»;
- рассматривание иллюстрации на темы: «Зима», «Лето»;
- наблюдение в природе, беседы о зиме, о лете;
- малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», «Вот и лето наступило»;
- дидактические игры с элементами ТРИЗ: «Узнавание», «Какое бывает», «Кто что делает», «Цепочка слов».
Работа с родителями:
1. Консультация: «Игра и речь».
2. Информационный лист «Умные игры по развитию речи с элементами ТРИЗ».
Логика образовательной деятельности
1. Игра «Приветствие».
Собрались все дети в круг. Я твой друг, и ты мой друг. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
К детям приходит Знай-ка. Здоровается с ребятами и сообщает, что он очень любит зиму
2. Дыхательное
- Представьте себе, к вам на варежку упала снежинка. Попробуйте ее сдуть
Теперь на варежку упало несколько снежинок Педагог сообщает Знай-ке:
- Не только ты любишь, это время года. Я думаю, нашим ребятам тоже
нравится зима. Ребята за что вы любите зиму?
Мимические упражнения:
«Сердитый Мороз»
Не боимся мы мороза!
Рассердился он на нас:
«Заморожу, заморожу,
Заморожу вас сейчас!»
«Первый снег»
Посмотри – кругом бело! Много снегу намело. (Восторг.)
Он откуда прилетел?
Почему так чист и бел?
(Удивление.)
Упражнения для щек и губ
«Снеговики радуются снегу и морозу»
«Грустные снеговики весной»
Речевая зарядка
«Вьюга»
Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой.
Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». Застонал от вьюги: «М-м-м-м-м-м».
Тяжело стояг дубы: «М-м-м-м-м-м».
Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш»
Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с»
Упражнения для языка:
«Сосулька»
«Санки-ледянки»
«Горка для спуска»
Артикуляционная гимнастика «Зимушка-зима»
-Ребята, какие звуки можно услышать зимой на улице, в лесу, во дворе? Как завывает вьюга?
- УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса).
Как морозным днем хрустит под ногами снег? - ХР-ХР-ХРХР!
Как дворник сметает с порога снег?
- Ш-Ш-Ш-Ш!
Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?
- С – С - С - С!
Педагог спрашивает у ребят:
- Неужели все хорошо зимой? А у меня есть знакомый, который не любит зиму. Ребята, как вы думаете, за что?
Игра «Что бывает летом,
а что бывает зимой».
Летом - жарко, а зимой…. (холодно)
Летом на деревьях листья, а зимой …. (листьев нет)
Летом день длинный, а зимой … (короткий)
Летом солнце высоко, а зимой … (низко)
Летом гуляют на улице много, а зимой … (мало)
Летом рябина кислая, а зимой …. (сладкая)
Летом птицам сытно, а
зимой …. (голодно)
Летом земля покрыта
травой, а зимой…. (снегом)
Физминутка «Морозная зима»
Солнце землю греет слабо
По ночам трещит мороз
Во дворе у снежной
бабы
Побелел морковный нос
В речке стала вдруг вода
не подвижна и тверда
Вьюга, злится, снег
кружится
Заметает все вокруг белоснежным серебром.
Пальчиковая гимнастика
«Лето» (взята с интернет-портал Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru)
Вот и лето наступает
Всех на отдых приглашает
Будем плавать, загорать,
И на даче отдыхать.
Педагог сообщает детям, что сейчас поиграем
с мячом,
- Я называю слово,
а вы, ребята, рассказываете, что оно из себя представляет.
Игра «Вопрос - ответ»
Снег – зима, снеговик, снежки.
Новый год – елка, праздник подарки.
Варежки – гулять, руки, тепло.
Лето – море, радуга, солнце.
Цветок – бабочка, трава солнце.
Мороз – холодно, зима, Дед Мороз.
Игра
«Подбери признаки»
-Мяч передавай – слова, признаки называй.
Зима, какая? - холодная, морозная, снежная.
Лето, какое? - жаркое,
солнечное, веселое, красочное.
Снежинка, какая? - легкая, колючая, нежная холодная, красивая.
Проблемная ситуация
Знай-ка сообщает детям:
Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое
знаете о зиме и о лете. Но у меня сложилось такая ситуация – мне надо помочь бабушке и дедушке, а один я не справлюсь. Вы, ребята, поможете мне
Обсуждение проводится в режиме «мозгового
штурма». Сначала высказываются
различные варианты (без критики, которые затем
анализируется, и выбираются наиболее удачные.
- Спасибо большое! Вы мне очень помогли! Я сейчас же напишу им письмо и расскажу все,
что вы придумали! Представляю, как обрадуются дедушка
и бабушка. Это для них
будет сюрприз.
До свидания ребята!
3. Педагог подводит итоги занятия и предлагает ребятам вспомнить, о чем говорили и ответить на вопросы:
- С каким заданием тебе было сложно справиться, а какое наоборот не вызвало затруднений?
- Что можно предпринять, чтобы в будущем больше не сталкиваться со сложностями?