Екатерина Федюшина
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Дорожное приключение»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Цель: формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, умение применять полученные знания.
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать интеллектуальную инициативу в умении различать и понимать назначение дорожных знаков, их формы и цвета, дорожной разметки, умение дифференцировать цветовые сигналы светофора;
2. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги (справа, слева, сверху, снизу);
3. Способствовать формированию ответственного отношения детей к вопросам личной безопасности на дороге;
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе „Дорожное приключение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Старшая группа
- Темочки
4. Учить детей размышлять, рассуждать на заданную тему.
Развивающие :
1. Активизировать в речи детей лексические единицы и речевые обороты по темам цвета, геометрической форме, транспорт, «Правила дорожного движения», слова со сложной слоговой структурой;
2. Развивать высшие психические функции (внимание, память, логику, мышление, воображение);
3. Совершенствовать мелкую моторику моторику.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру поведения на улице и проезжей части, вырабатывать потребность в соблюдении правил дорожного движения;
2. Воспитывать эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь).
Материал и оборудование: макет автогородока - дорожные знаки, макет улицы с домами и дороги, светофора; заготовки для аппликации «Улица» - клей, клеенка, салфетки, картинки зданий, пешеходного перехода; карта-пазл автогородка; сотовый телефон; наклейки-светоотражатели; слайдовая презентация; полоски разного цвета для выкладывания пешеходного перехода; фонарики по количеству детей; светоотражающие полоски и элементы на ткани; заготовки для рисования на каждого ребенка – изображение на листе светофора, кисти, вода, салфетки, краски желтого, синего, красного цветов, клеенка; дорожные знаки на веревочках, картинки транспорта (наземный, воздушный, водный, неба, моря и дороги; кружки красного, желтого и зеленого цветов по количеству детей.
Предварительная работа: Беседа о правилах дорожного движения; дидактическая игра «Дорожные знаки для пешехода», игра-ТРИЗ «Теремок», беседа с детьми «О чём сигналит светофор»; ориентировка на макете дороги.
Ход образовательной деятельности:
Музыкальный зал оформлен в виде автогородка (дома, дорога, дорожные знаки, светофор). Воспитатель заходит с детьми в зал.
Воспитатель: Дети, посмотрите, где мы оказались?
Дети: Мы оказались на дороге (на улице города).
Воспитатель: Верно. Подумайте и скажите, чему будет посвящено сегодняшнее занятие?
Дети: Правилам дорожного движения.
Воспитатель: Правильно. А куда же нам с вами сейчас нужно идти?
(Перед детьми на полу лежит листок бумаги с загадкой).
Загадка:
Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Светятся, моргают –
Людям помогают.
Дети: Светофор.
Воспитатель: Для чего он нужен?
Дети: Для того чтобы пешеходы и машины не нарушали правила дорожного движения.
Воспитатель: Правильно! Тогда я предлагаю пройти к светофору.
(дорога к светофору без дорожной разметки «пешеходного перехода», а на полу лежат разноцветные полоски).
Воспитатель: Ребята, а как нам пройти к светофору?
Дети: Нужно сделать зебру из полосок.
(Дети самостоятельно делают зебру и проходят к светофору, на светофоре прикреплен лист бумаги, стекла лежат на полу).
Воспитатель: Посмотрим, что в нем написано? (читает записку) Дорогие дети, я сломался, мои цветные стеклышки выпали. Помогите и почините меня, а после я вас приглашу в увлекательное путешествие по автогородку.
Воспитатель: Ребята, поможем светофору?
Дети: Да!
Воспитатель: Расскажите, где и какие стекла располагаются на светофоре, и за что отвечает каждый цвет светофора?
Дети: Красный наверху – это значит, путь закрыт, стой. Желтый - в середине – внимание, приготовиться. Зеленый внизу – движение разрешено.
(Дети устанавливают стекла, и на мультимедиа загорается зеленый сигнал светофора, и голос говорит: «Спасибо, ребята! Я приглашаю вас в дорожное приключение, выполните задание № 1 и скорее в путь»
Воспитатель: А, где же это задание?
(Дети замечают коробку с цифрой 1).
Воспитатель: Пойдемте к столу и откроем коробку.
(Дети присаживаются за стол. Внутри короба лежит пазл и задание, которое необходимо выполнить).
Воспитатель (читает задание № 1) : Задание светофора такое: «Вам необходимо собрать карту-пазл. Она пригодиться на протяжении всего путешествия, так как на ней изображен маршрут движения по городу и места, где находятся коробки с заданиями». Как интересно ребята! Предлагаю сложить карту-пазл нашего маршрута на столе.
(Дети проходят к столу и выполняют задание).
Воспитатель: Ребята, я сейчас сфотографирую карту и выведу ее на экран, чтобы нам было удобно ей пользоваться. (Воспитатель фотографирует карту, и она появляется на слайдовой презентации).
Воспитатель: У нас все получилось. Но в коробке есть еще карточки с заданием (показывает детям). Здесь необходимо расположить дома, здания и дорожную разметку «пешеходный переход» по указанию светофора.
(Воспитатель раздает карточки, на которых посередине изображена проезжая часть, картинки зданий (магазин, школа, д/с, аптека, «пешеходный переход», клей-карандаш).
Воспитатель: Посмотрите. У вас есть картинки с изображением детского сада, автозаправки, магазина и аптеки, а также дорожная разметка «пешеходный переход», клей-карандаш. Я буду читать указания светофора, а вы приклеивать картинки к карточке. Внимание!
(Воспитатель читает указания светофора, дети приклеивают картинки).
Воспитатель:
1. «Пешеходный переход» располагается посередине дороги.
2. Детский сад – в правом верхнем углу.
3. Магазин – в левом нижнем углу.
4. Автозаправка – в правом нижнем углу.
5. Аптека – в левом верхнем углу.
(Воспитатель проверяет правильность выполнения задания).
Воспитатель: Молодцы! И так, все готово. Задание № 1 выполнено. Посмотрите на экран - светофор горит зеленым светом, а это значит, что вы правильно справились с заданием. Смотрим карту, где же задание № 2?
Дети: Надо пройти к зданию «Больница» и коробка с цифрой 2 будет под указательным знаком «Медпункт».
Воспитатель: Хорошо. Давайте туда пройдем?
(У больницы, под знаком «Медпункт». Дети находят коробку, открывают ее. Внутри - картинки с транспортом, изображение дороги, неба и моря).
Воспитатель: Дети, вам необходимо разделить транспорт по видам. Итак, давайте с вами вспомним, какие виды транспорта вы знаете?
Дети: Наземный, воздушный, водный.
(Если, дети затрудняются в ответе, воспитатель задает наводящие вопросы и показывает изображения дороги, неба и моря. Воспитатель раздает карточки с транспортом, дети выкладывают у необходимого изображения (дорога, море, небо). Также играющие могут дополнить свои ответы понятиями грузовой, легковой, пассажирский и прочие виды транспорта).
Воспитатель: Посмотрите на экран, загорелся зеленый свет – значит, с заданием светофора мы справились. Отправляемся дальше. Посмотрим на карту. Куда нам идти?
Дети: К информационному знаку «Автобусная остановка», через дорогу.
Воспитатель: Хорошо. Идем к третьему заданию. У нас уже есть готовый пешеходный переход, поэтому смело переходим дорогу.
(Дети находят коробку № 3).
Воспитатель: В этой коробке лежат дорожные знаки, мы можем поиграть с ними в игру «Теремок». Согласны?
Дети: Да.
Игра-ТРИЗ «Теремок»
Цель: закрепление знания дорожных знаков (запрещающие, предупреждающие, информационные, их цвета и формы; развитие речи, памяти, мышления.
(Воспитатель выдает знаки и рассказывает правила игры. Дети присаживаются на стульчики).
Воспитатель: Итак, в теремке живет дорожный знак – «Пешеходный переход»
Ребенок 1: Тук, тук, кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Ребенок 2: Я знак «Пешеходный переход». А ты кто? И чем ты от меня отличаешься?
Ребенок 3: Я дорожный знак «Проезд запрещен». Круглой формы, красного цвета. Я отличаюсь от тебя по цвету и по форме.
Ребенок 4: Я знак информационный - «Автобусная остановка», я прямоугольный и синего цвета. Отличаюсь картинкой, цветом и формой и т. д.
(После игры дети складывают знаки в коробку).
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы так хорошо знаете знаки и здорово играете. Посмотрим на экран (на экране зеленый сигнал светофора). Все правильно. Отдохнули и снова в путь. Смотрим на карту.
Дети: Задание № 4 в коробке через дорогу у знака «Дети», около детского сада.
Воспитатель: Точно. Идем. Нам снова необходимо перейти дорогу.
(Дети переходят через дорогу, находят коробку, в которой лежат краски желтого, синего, красного цвета и раскраска с изображением светофора).
Воспитатель: Как вы думаете, что нам надо сделать?
Дети: Надо раскрасить светофор.
Воспитатель: Присядем за стол (дети и воспитатель присаживаются за стол, где все подготовлено для рисования). А какие цвета у нас есть?
Дети: Красный и желтый есть, а зеленого нет.
(Воспитатель предлагает детям провести эксперимент - смешать краски). Воспитатель: Какие краски нужно смешать, чтобы получить зеленый цвет?
Дети: Синий и желтый.
(Если дети затрудняются ответить, воспитатель рассказывает о смешении цветов: красный+желтый – оранжевый, синий+желтый - зеленый).
Воспитатель: Приступаем к работе. Только работайте аккуратно.
Воспитатель: Вы, конечно, помните, что красный цвет располагается?
Дети: Наверху.
Воспитатель: Желтый?
Дети: В середине.
Воспитатель: Зеленый?
Дети: Внизу.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Какие красивые светофоры у вас получились.
Воспитатель: Смотрим на экран. Ура! Снова зеленый свет. Продолжаем путь. Смотрим на карту.
Дети: Задание № 5 находится через дорогу у автозаправки, около запрещающего знака «Проезд запрещен».
(Воспитатель и дети переходят дорогу, находят коробку № 5, достают из нее ткань со светоотражающими элементами и фонарики).
Воспитатель: Для чего нам фонарики и ткань?
Дети: Это светоотражатели, а фонариками можно на них посветить.
Воспитатель: Давайте проведем эксперимент - включим фонарики и посветим на ткань! Что происходит?
Дети: Картинки и лента отражают свет от фонарика.
Воспитатель: Так и есть - это светоотражающие элементы, вы правы. А для чего они нужны?
Дети: Из этой ленты делают светоотражательные повязки, картинки на одежду. В темное время суток, когда светят фары машин - пешехода хорошо видно, потому что на нем есть светоотражательная повязка или элемент на одежде.
Воспитатель: Какие вы молодцы, все знаете. Я сейчас вам покажу, как отражаются картинки на примере фотовспышки моего мобильного телефона.
(Воспитатель фотографирует ткань со вспышкой и на экране презентации появляется фото с ярким свечением светоотражательной ткани).
Воспитатель: Что, на это нам ответит светофор? (На экране загорается зеленый свет). Отлично! Ой, а в коробке лежит еще сюрприз для вас!
(Воспитатель достает и показывает детям светоотражательные элементы в виде картинок).
Воспитатель: Это вам в подарок от светофора. Приклеите их на свою верхнюю одежду, когда будете идти домой.
Воспитатель: Посмотрим на карту. Ребята, а это было последнее задание. Какое все-таки было интересное и увлекательное путешествие, сколько сложных заданий вы выполнили!
Дети: Да!
Воспитатель: Посмотрите на путь, который мы прошли. Вы показали, что хорошо знаете правила дорожного движения и можете научить им других. Давайте вспомним, какие задания светофора мы сегодня выполнили.
Дети: Мы ремонтировали светофор, собирали карту, приклеивали здания на картинке справа, слева, делали разметку на дороге «пешеходный переход», называли виды транспорта, играли в игру «Теремок» по дорожным знакам, раскрашивали светофор, экспериментировали со светоотражающими картинками.
(Если дети затрудняются перечислить сделанное, то воспитатель напоминает, где располагались задания и задает наводящие вопросы).
Воспитатель: Замечательно! Вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да!
(Воспитатель проводит рефлексию «Светофор»).
Воспитатель: Если вы хорошо поработали сегодня на занятии и не сделали ни одной ошибки, вы поднимаете «зеленый цвет», если сделали одну ошибку – поднимите желтый цвет, ну, а если много ошибок – поднимите красный цвет.
(Дети оценивают свою работу).
Воспитатель: Молодцы ребята! Спасибо вам за увлекательное путешествие.
(Воспитатель раздает детям светоотражательные картинки).