Тамара Фурманова
Конспект образовательной деятельности по области «Коммуникация» тема: «Составление рассказа по опорным картинкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка детский сад №135 города Тюмени
Воспитатель Фурманова Т. В., высшая категория
Задачи:
1. Продолжить формировать у детей умение коллективно составлять рассказ по сюжетной картине, навык составления сюжетного расска-за по серии картин.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по области „Коммуникация“ тема: „Составление рассказа по опорным картинкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
2. Активизировать в речи детей слова - определения, развивать умение заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам.
3. Развивать воображение и фантазию детей.
4. Продолжать формировать речь детей как средство общения.
Материалы для занятия: демонстрационная картина «Папин помощник» из пособия Т. Ткаченко «Занятия по картинам с проблемным сюжетом»; анализаторы «Я вижу», «Я слышу», «Я ощущаю»; схемы для составления предложений коллективного рассказа.
Ход образовательной деятельности:
Вос- ль: Организация детей. Сообщение темы деятельности детей.
«Ребята, когда сегодня я пришла на работу, то на нашей двери был при-креплен конверт с заказным письмом. Его прислала Тимошина бабушка. Она пишет: «Дорогие дети, когда Тимоша прошлым летом был в гостях у меня в деревне, у нас случилось одно происшествие. Мы сфотографирова-ли то, что случилось, и долго потом с улыбкой вспоминали о происшед-шем. Хочу, чтобы и вы рассмотрели моё послание и рассказали, что же случилось». Что бы хорошо и внимательно рассмотреть картину, пригла-шаю вас в просмотровый зал. Усаживайтесь на стульчики. Давайте вместе посмотрим, что находится на бабушкином диске. (На экран выставляется картина)».
Вос-ль: «Давайте рассмотрим эту картину вместе и с помощью анализато-ров опишем её. Сначала используем зрительный анализатор». (Выставляет картинку «Глаз»). Дети описывают увиденное на картине по типовой схе-ме : «Я вижу на картине… мужчину, который накачивает колесо, …что на лавочке сидят две бабушки …» и т. д. Далее выставляется картина «Ухо». С использованием этого зрительного анализатора дети продолжают описа-ние: «Я слышу, как лает собака… как скрипит калитка…» и т. д. Послед-ней выставляется картинка «Рука». С использованием тактильного анали-затора дети описывают воображаемые ощущения : «Я ощущаю, что трава мягкая, … что машина тёплая, … что колесо резиновое, упругое…»
Вос – ль: Теперь мы можем представить, что случилось в деревне у бабуш-ки. Попробуйте ответить на мои вопросы:
Где происходит действие картины? Когда происходят события?
Кто нарисован на картине? Кем они приходятся друг другу?
Что папа накачивает насосом? Почему?
Что сынок протягивает папе? Для чего он это делает? Может ли маленькое колесо заменить большое? Почему?
Как поступил сын, который не пожалел свою машинку?
Вос-ль: Спасибо за ваши ответы. Давайте вместе составим рассказ. Я нач-ну его, а вы продолжите.
Папа с сыном Сашей ехали в деревню к бабушке. По дороге у машины… (дети продолжают рассказ) …сломалось колесо. Папа хотел его накачать насосом. Саша снял колесо со своей машинки и отдал его папе. Он очень хотел помочь ему. Папа улыбнулся, сказал: «Спасибо»
Вос – ль: «Приглашаю вас встать и немного взбодриться».
Физминутка
Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте)
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд, (Потягивания)
Влево, вправо поворот. (Повороты туловища)
Три наклона, прямо встать. (Наклоны влево-вправо)
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Вос – ль: прошу вас занять места за рабочими столами. Я предлагаю вам попробовать составить рассказ по зашифрованным схемам. Каждый из вас получит свою схему. В ней нарисованы три картинки. Вам нужно поду-мать, как их соединить в одно предложение. Каждую схему вы закрепляете на доске, высказываете своё предложение. Когда все схемы будут прочи-таны, у нас получится рассказ. (Детям предлагаются схемы с рисунками. Воспитатель предлагает считать человечка водителем, шофёром, мужчи-ной; руль обозначает глагол «ехать», рука – какое – то производимое дей-ствие и т. п.)
1. Человек - руль – дорога. (Водитель ехал по дороге). 2. Машина - руль - деревня. (Машина приехала в деревню). 3. Машина - колесо – дорога. (У машины отпало колесо на дорогу). 4. Водитель – рука – машина с откры-тым багажником. (Водитель открыл багажник). 5. Водитель – рука - насос. (Водитель взял насос). 6. Мужчина - насос – колесо. (Мужчина накачал ко-лесо) 7. Водитель – колесо - машина. (Шофёр поставил колесо на машину). 8. Водитель - сиденье – машина. (Водитель сел в машину). 9. Водитель – ключ - машина. (Водитель включил машину).10. Машина – руль - дом. (Машина приехала к дому)
Спасибо, ребята. У нас получились славный рассказ, который вы стара-тельно придумывали. Скажите, что сегодня для вас было сложно делать, а что легко? Понравилось вам работать со схемами? Я предлагаю вам вместе с мамами и папами придумать дома любую схему, нарисовать её, принести в детский сад, а мы здесь попробуем её «прочитать».