Татьяна Бардышева
Рассказ по опорным картинкам. Лексическая тема «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : Рассказ по опорным картинкам. Лексическая тема : «Весна».
Цель: формирование связной речи у детей 5-6 лет с комплексными нарушениями речи (ОНР и заикание)
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
• Уточнить, расширить и активизировать словарь семантического поля «весна».
• Формировать сопряжено-отраженную и самостоятельную речь короткими фразами без заикания, умение выделять признаки весны, координировать речь и движения.
• Учить согласовывать слова в простом предложении.
Публикация «Рассказ по опорным картинкам, Лексическая тема „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
• Пересказывать рассказ по картинному плану.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать внимание, память, мышление, умение владеть своей мышечной системой (релаксационные упражнения по контрасту).
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать товарищей, смелое речевое поведение.
Оборудование: демосистема, презентация по теме «Весна», стихотворение И. Токмаковой "Весна", картинные и звуковые ресурсы Интернета.
Ход занятия
I.Организационный этап. Приветствие.
II. Коррекционно-развивающий этап.
1. Введение в тему. Вопросно-ответная беседа.
- Какое сейчас время года?
- Какое время года было перед (до) весной?
- После какого времени года наступает весна?
- Что бывает раньше, зима или весна?
2. Упражнение «Приходи скорей Весна».
Чистоговорки с движениями.
- Раньше в старину, чтобы весна пришла побыстрее, водили хороводы и дружно звали её.
- Давайте и мы позовем Весну.
- Да, да, да! – ждем тебя, Весна! (Дети водят хоровод).
- Ду-ду-ду! - встречаем мы Весну. (На слоги – изображение игры на дудке, на слова руки разводят в стороны, приживают к себе, выпрямляют вперед.
- Да, да, да! – приходи скорей, Весна! (Дети водят хоровод).
3. Упражнение «К нам пришла весна».
- Вот и пришла к нам Весна. (Появление Весны на экране, слайд 2)
Чтение стихотворения Ирины Токмаковой «Весна» под музыку (щелчок по символу звука - левый нижний угол).
«К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Верно, очень тёплые
Ноги у весны».
- Весна предлагает послушать звуки, которые можно услышать в это время года.
( Дети слушают и угадывают звуки: звон капели (щелчок по символу звука - верхний левый угол, журчанье ручья (щелчок по символу звука - нижний правый угол, щебет птиц (щелчок по символу звука – верхний правый угол).
4. Релаксационные упражнения по контрасту (под музыку Э. Грига «Весна». Слайд 3)
- Давайте покажем Весне, что бывает в это время года (щелчок по символу звука).
«Солнце» пригревает (руки вверх - напряжение, землю согревает, земля оттаивает (руки вниз - расслабление).
«Ручьи» - Волнообразные движения руками поочередно с проговариванием: «ручьи текут, ручьи журчат. Руки опустить – расслабить.
«Подснежник» - растет стебель, пробивается сквозь землю и снег (руки с напряжением изображают растущий стебель, расцветает (кисти рук изображают распустившийся цветок). Опустить руки, расслабить.
«Почки» - Ладонь одной руки обхватывает кулак другой (напряжение). Почки лопаются – пальцы раскрываются. Опустить руки, расслабить.
«Сосульки» - Крепко прижать руки к туловищу, напрягать все тело. Наклоны с постепенным расслаблением и проговариванием «кап-кап-кап-кап» (сначала в медленном темпе, затем в более быстром и очень быстром темпе).
«Снеговик» - Изобразить Снеговика (руки – на поясе, щеки надуты) с напряжением всего тела. Постепенное расслабление : «Снег оседает, тает, совсем растаивает» (на последнее слово дети ложатся, расслабляются, превращаясь в «лужу»).
«Лужи» (лежа) - На слова «тепло» – расслабление – лужа растекается, «холодно» – лужа замерзает: тело, ноги, руки, ладони прижимаются к полу – напряжение.
5. Загадки Весны (Слайд 4).
Весна загадывает загадки (с экрана). После ответов детей на экране появляются отгадки. Загадки звучат при нажатии на символ звука. Отгадки появляются при нажатии на экран.
• Весь мир обогревает,
усталости не знает,
Улыбается в оконце
И зовут его все … солнце.
• Из теплых стран прилетают, возвращаются. Как они называются?
• На ветках набухают и листья выпускают? Что это?
• Белое одеяло зимой всю землю укрывало. Солнце весной припекло – одеяло утекло. Что это?
• Покрывались крепким льдом от морозной стужи, стало солнце пригревать – превратились в … лужи.
Слайд 6 - заставка
6. Составление простых предложений с использованием презентации. (Слайды 7-13)
- Вы отгадывали загадки, показывали, что бывает весной. А теперь ответьте на вопросы:
• Что делает солнце весной? - Солнце пригревает. (При нажатии на экран появляется стрелочка, обозначающая глагол, составляется предложение и проговаривается полностью). (И т. д. с последующими предложениями).
• Что весной происходит со снегом? - Снег тает.
• Что делает капель? - Капель звенит. (Прослушать еще раз звон капели, нажав на символ звука).
• Что делают ручьи? - Ручьи бегут (журчат). (Прослушать еще раз журчание ручья, нажав на символ звука).
• Что делают подснежники? - Подснежники распускаются.
• Что делают весной перелетные птицы? - Перелетные птицы прилетают (возвращаются).
• Что происходит с почками на деревьях? - Почки набухают (лопаются).
7. Работа над рассказом.
- Послушайте, какой рассказ получился из ваших ответов. (Слайд 14)
Демонстрация и чтение рассказа с составлением картинного плана. (Слайды 15-21)
Солнце пригревает. Тает снег, звенит капель. Текут и журчат ручьи. На проталинах расцветают подснежники. На деревьях набухают и лопаются почки. Возвращаются перелетные птицы. Это пришла весна.
Рассказ детьми по 1 предложению. Хоровое проговаривание всего рассказа. 2-3 индивидуальных рассказа детьми. (Слайд 22)
- О чем получился наш рассказ? Как мы его назовем?
7. Итоговый этап. (Слайд 23)
- Что мы сегодня слушали?
- Что видели?
- О каком времени года мы составили рассказ?
- Как назвали рассказ?
Похвалить детей. Поаплодировать друг другу. (Слайд 24)