аноним
Конспект занятия по развитию речи «Карелия-мой край родной». Составление описательного рассказа по опорным картинкам
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно – образовательные цели:
Закрепить и систематизировать полученные знания о родном крае, Карелии.
Совершенствовать умение детей отвечать на вопросы используя разные типы предложений.
Активация и актуализация словаря по теме «Карелия»
Совершенствование грамматического строя речи.
Совершенствовать умение составлять рассказ по предложенной схеме.
Коррекционно - развивающие цели :
Развитие связной речи, общих речевых навыков.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Карелия-мой край родной“, Составление описательного рассказа по опорным картинкам» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика Карелия
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Развитие речевого слуха, зрительного восприятия и внимания
Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные цели
Воспитание навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Воспитание чувства любви, уважения к родной республике, к её природе и народным традициям.
Оборудование: Магнитная доска; картинки, фотографии с видами Карелии; опорные картинки (рисунки) для составления описательного рассказа,
Предварительная работа:
Рассматривание карты Карелии, журналов, книг, иллюстраций, фотографий с изображением городов и достопримечательностей Карелии, карельской природы, карельских народных костюмов. Рассматривание гербариев, коллекции камней. Просмотр видеороликов о природе и достопримечательностях Карелии. Рисование «Любимые уголки Карелии». Лепка «Птицы и животные Карелии». Чтение карельских сказок, стихов о Карелии, отгадывание загадок. Экскурсия в карельскую горницу в детском саду. Беседы : о городах, о природе, её богатстве и разнообразии, «Почему я люблю Карелию».
Ход занятия:
1. Организационный момент. Воспитатель приглашает детей в круг, организует приветствие: Дети подают друг – другу руки
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю-
Всех я вас приветствую!
2. Звучит песня в исполнении Ирины Аникиной – «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, КАРЕЛИЯ!»
(Появляется карельская кукла Айно)
- Айно хочет узнать, что вы знаете о своей Родине.
- Скажите, что такое Родина. (Это место где мы родились и живём).
- Ребята, как называется наш край. (Карелия).
- Да красив и богат наш край!
- Айно предлагает рассказать. Почему вы любите свой край – Карелию. Составьте предложения со словами – потому что. Помните о правильном произношении звуков, старайтесь говорить красиво.
1-й ребёнок. Я люблю Карелию, потому что я здесь родился.
2-й ребёнок Я люблю Карелию, потому что у нас красивая природа
3-й ребёнок Я люблю Карелию, потому что у нас много озёр и рек, есть водопады
4-й ребёнок Я люблю Карелию, потому что в лесу много ягод и грибов
5-й ребёнок Я люблю Карелию, потому что у нас много скал и камней
6-й ребёнок Я люблю Карелию, потому что у нас много красивых городов….
- Очень хорошо!
- А. давайте вспомним стихи о Карелии, и расскажем их Айно.
1-й ребёнок. Люблю тебя Карелия
Твои озёра ясные
И водопады грозные
И тихие луга
Люблю тебя Карелия!
Твои леса прекрасные
И вечера морозные
И белые снега! (А. Иванов)
2-й ребёнок. Меж сосен высоких камни лежат
А меж тех камней водопады шумят
Встречает Карелия свежим дождём
Болотным дыханьем бескрайних лесов.
3 -й ребёнок. Нет лесам карельским края.
Сосны – чуть пониже туч!
По стволам смола стекает,
И с утра на них играет
Золотой зайчонок – луч.
4 -й ребёнок. Словно в синем море волны,
Лес шумит, прохлады полный.
В зелень яркую одетый,
Он хорош в разгаре лета,
Но прекрасен и зимой под пушистой бахромой
(Ю. Никонова «Карельский лес»)
- Замечательно хорошие стихи про Карелию знаете! Молодцы, много знаете о Карелии.
3. Айно предлагает вам отправится на лесную полянку.
По тропинкам мы шагаем так!
По тропинкам мы шагаем так!
По дорожкам мы шагаем,
Ноги выше поднимаем,
Ноги выше поднимаем так!
Если камень – перепрыгнем!
Вот болото впереди
Ты по кочкам поскачи!
По тропинке шли, шли
И к озеру пришли!
А потом назад вернулись,
И друг другу улыбнулись,
Вместе все покружились, на полянке очутились! вот так!
Дети выполняют шаги на месте.
Шагают на месте, высоко поднимая колени и одновременно размахивая согнутыми в локтях руками.
Слегка наклоняют корпус вперед, широко разводят руки в стороны, затем выполняют прыжок вперед.
Приставляем руку ко лбу. Смотрим.
Скачем с продвижением вперёд на 2 ногах.
Шагаем на месте, разводим руки в стороны
Делают 4 шага назад.
Поворачиваются друг другу и улыбаются.
Кружатся на месте.
Руки ввёрх!
- Вот и пришли мы на полянку, давайте сядем на брёвнышки (скамейки).
- Айно предлагает составить рассказ о Карелии, а схемы – картинки помогут вам в этом. (Составление описательного рассказа по картинкам – схемам)
- Давайте посмотрим на первую картинку, о чём она говорит? (Мы живём в Карелии. Наша республика находится на севере нашей страны)
- О чём говорит вторая картинка? (Красив и богат наш край. У нас голубые озёра, быстрые реки, хвойные леса, огромные болота, серые скалы)
- Третья картинка на рассказывает о (А сколько ягод дарит нам родной край! На болотах растёт сладкая жёлтая морошка, красная кислая клюква. В лесах полно черники, голубики, брусники, малины).
- Четвёртая картинка подскажет … ( В глухих лесах прячется дичь: глухари, тетерева, рябчики, куропатки. Весной на озёра прилетают чайки, утки, лебеди, гуси).
- О чём говорит пятая картинка? (В реках и озё рах много рыбы: судаки, налимы, сиги, окуни, ряпушка, лещи, плотва).
- О чём говорит шестая картинка? ( В лесах растут грибы: крепкие грузди, рыжие волнушки, красноголовики и белые грибы)
- О чём говорит седьмая картинка? (В лесах водятся белки, зайцы, хищные волки и медведи. Краса наших лесов – лоси и северные олени. У озёр и рек живут бобры. А в белом море водятся тюлени.)
- Заканчиваем рассказ мы словами. (Мы гордимся красотой и богатством родного края)
4. Пауза для подготовки к рассказыванию.
- А теперь вы ещё раз внимательно посмотрите на картинки, подумайте и будем рассказывать, что мы знаем о родном крае!
5. Рассказывание детьми по частям. (каждый по одной картинке)
Айно благодарит детей за интересный рассказ о родном крае!
-Посмотрите, какие высокие сосны вокруг (динамическая пауза)
Сосны кончается где-то в облаках,
Облака качаются на их руках,
Эти руки сильные рвутся в вышину,
Держат небо синее, звезды и луну! Дети поднимают руки вверх
Качают руками
Движение качания усиливается
Корпус качается вправо-влево.
6. Рассказывание по опорным картинкам одним или двумя детьми. Предлагаю оценить работу товарищей, чей рассказ понравился больше и почему. (Этот этап может быть перенесён на вечерний период времени)
7. Занятие заканчиваем чтением стихотворения Б. Шмидт. (https://stihi-o.ru/2013/11/stihi-o-karelii.html)
Лес да перелески,
Звезды словно зерна.
Край ты мой карельский,
Северный, озерный Край мой белоснежный.
Ветер ветру вторит
Песни Заонежья,
Сказки Беломорья.
Белая береза
Смотрит с косогора
Край мой светозарный,
Край ты мой озерный.
Ветви сосен машут,
Свет-заря алеет.
Не сыскать мне краше,
Не найти милее.