Ольга Астафьева
Психологическое сопровождение коррекционно-логопедической работы. Придумывание былины по опорным картинкам
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Придумывание былины с опорой на предметные картинки и схему;
Снятие мышечных и эмоциональных зажимов у детей.
Задачи: -обогащение словаря образными выражениями,прилагательными и глаголами;
-многозначное слово лук;
-составление предложений по схеме;
- выполнение звукового анализа,
- деление слов на слоги;
- подбор родственных слов к слову лес,
-чтение,
-владение структурой текста (начало, середина, конец);
-образование существительных родительного падежа множественного числа.
Публикация «Психологическое сопровождение коррекционно-логопедической работы, Придумывание былины по опорным картинкам» размещена в разделах
- Богатыри
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
-использование детьми различных психотехник (аутогенная тренировка, психогимнастика,
дыхательная гимнастика, телесно-ориентированная терапия, пальчиковая гимнастика).
Ход:
Условные обозначения: Л – логопед, П – психолог, Д – дети.
Л. и Д.
-Зум, зум, зум, зум
Здесь спор, здесь шум.
Кто взял книгу с полки
На которой нарисованы ёлки?
-Лера взяла?
-Кто я?
-Да, ты.
-Я не брала.
-А кто?
-Никита взял.
-Кто я?
-Да ты.
-Я не брал.
-А кто?
Зум, зум, зум, зум
Нет этой книги на полке,
На которой нарисованы ёлки.
Зум, зум, зум, зум
Стих спор, стих шум.
Стоя на ковре.
Л: -Нет книги на полке? Вспомнила, она у меня на столе. Сейчас принесу.
(Выношу книжку раскладушку. На обложке нарисован лес и написано «Былина»)
-Смотрите, как она называется. Дети читают название.
- Что такое былина?
Д:-Это сказание о русских богатырях. Это то что было на самом деле давным -давно, но кое-что и придумано.
Л:-А ещё говорят: это было в старину стародавнюю.
Л:-Ну, что ж. Садитесь поудобнее. Я вам почитаю.
Ой! Всё исчезло. –Ребята, что могло произойти?
-Как ты думаешь?
-А ты как считаешь?
-А кто думает по-другому?
(Дети рассуждают)
-Наверное, мы из этого конверта сможем узнать, в чём причина.
(Открываем конверт. Там картинки под номерами. 16 штук. По первым звукам записываю на доске слова.) – Назовите первый звук в вашем слове, а я буду записывать соответствующую букву.
= СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК
(Мольберт стоит около двери в спальню, дети сидят на ковре)
Л: -Так вот это чьих рук дело.
Я догадалась ребята. Соловей разбойник украл у нас былину. А давайте сочиним свою былину и запишем в эту книгу.
Психолог : А чтобы настроиться на задание, давайте, выполним упражнение. Встаньте в позу «уверенного человека», ноги на ширине плеч, локти держим руками и прижимаем к груди. Повторяем слова: «Я все смогу, я все пойму, я все сделаю» (3раза)
Л:-Готовы! Ребята, у нас не всё пропало, а кое-что осталось и это нам поможет.
Вы помните, что такое былина, а кто главный герой в былинах.
Д:-Главный герой былин богатырь.
Л:-Кого из богатырей вы знаете?
Дети называют, а я выставляю на доске АЛЁША ПОПОВИЧ, ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ, ИЛЬЯ МУРОМЕЦ.
(На тарелочке лежат карточки -- ---)
-Определите, кто из этих богатырей будет главным героем нашей былины.
-Возьмите себе по одной карточке и определите, к какому имени подходит эта схема.
Кто, выполнил, поднимите руку.
-Скажи, Костя, это кто? (Илья Муромец)
Давайте проверим. Никита прохлопай, скажи сколько слогов. Даниил прошагай. Скажи сколько слогов. У всех так.
Вы молодцы это Илья Муромец.
Посмотрите вот он. (Достаю картинку)
Вот первая картинка, которая попадёт в нашу книгу.
-Что делал богатырь в древней Руси?
Л: -Он свой город === ( Д: -защищал,)
Матушке и батюшке === ( Д: -помогал)
-Людей из плена ==== ( Д: -выручал)
Л: -Расскажите про Илью Муромца, подобрав красивые слова, слова-признаки.
(Над картинкой на первой странице крепим символы этих слов)
Д: Смелый ( Л: -если есть смелость)
Храбрый (если есть храбрость)
Отважный (если есть отвага)
Бесстрашный (он без страха)
Справедливый (если за справедливость)
Мужественный (если есть мужество)
Психолог : Послушайте, как еще говорят в былинах о богатырях :
«И на пиру весел, и умное слово скажет. И статен и высок!»
Ребята, давайте покажем какой богатырь: высокий, статный, мужественный. Выпрямились, напряглись как струнки, подбородок вперед. Устал богатырь в бою – расслабились, руки расслабили, ножки согнули в коленках.
Л: Дошла до Ильи Муромца весть. Читай Данила (крепим на вторую страницу)
«На стольный Киев – град напал Соловей Разбойник.
Людей Русских в плен взял».
Л: -Надо Илье Муромцу людей из плена выручать. Давайте поможем снарядить богатыря в путь дорогу. Посмотрите на бейджики. Найдите себе пару и садитесь за столы.
Садимся красиво. Стульчик пододвинуть, ноги на полу, спина прямая.
-Напишите слова, которые у вас получатся.
1) стрелы 2) лук 3) копьё 4) кольчуга 5) палица 6) шлем
Л: -Готовы
-Что взял с собой Илья Муромец? Д: -Стрелы, лук, копьё, палицу, шлем, кольчугу. А что такое лук? Про что ещё говорят лук?
А чтобы снарядить целое войско, понадобится не одна стрела, а много (стрел, не один лук, а много (луков, не одно копьё, а много (копий, не одна палица, а много (палиц, не один шлем, а много (шлемов, не одна кольчуга, а много (кольчуг).
Л: -Придумайте предложение с полученным словом по схеме. Вставим ваши предложения в книгу.
-Подумайте, договоритесь, кто из вас будет отвечать!
Л: -Илья Муромец …
Д: -Надел железный ШЛЕМ.
-Надел тяжёлую КОЛЬЧУГУ.
-Выковал острые СТРЕЛЫ.
-Взял тугой ЛУК.
-Взял долгомерное КОПЬЁ.
-Взял ПАЛИЦУ булатную.
(Подхожу к каждой парте, дети крепят на стр. 2 предложение и проговаривают его.)
Л: -И помчался … Д: - во весь дух, как стрела, со всех ног, … как ветер (креплю символ ветра на стр. 2)
Психолог : Давайте, изобразим, как ветер дует. Носиком делаем вдох, задерживаем дыхание, втягиваем животик, выдох через рот. Следим, чтобы плечи не поднимались. (3 раза).
Ребята, ветер подул и пригнал тучку и пошел… (дождик). Встаем друг за другом, руки положили на плечики соседу. И пошел мелкий дождик (пальчиками бегаем по спинке, дождик усиливается, совсем сильный пошел. Дождик стих, а на руках остались капельки, потихоньку их стряхнем. Потом с головы, с плеч, со спины, с попы, с ног.
Л: Скакал Илья Муромец сквозь дождь и ветер и доскакал богатырь до реки (дети на ковре перед нами стр. 3) Дальше не пройти не проехать. Но надо же людей из плена выручать. Стал Илья Муромец, мост, строить.
А дружно не грузно. Поможем богатырю построить мост, выполнив, звуковой анализ слова РОДИНА.
Не даром говорят, дело мастера боится. А какие пословицы вы о родине знаете?
Родина мать умей за неё постоять.
Каждому мила родная сторона.
Поскакал богатырь через тёмный лес. Поможем ехать богатырю, подбирая родственные слова к слову ЛЕС.
Л: -И поскакал дальше.
Услыхал Соловей Разбойник, что кто-то скачет по его владениям, да как засвищет по (соловьиному, зашипит (по змеиному, зарычит – (по звериному). Креплю Соловья Разбойника на дереве. Илья Муромца стреляющего из лука.
Былина не сказка из неё слов не выкинешь.
-Натянул Илья Муромец лук тугой, выпустил стрелу. А нашими стрелами будут словечки меткие.
Я говорю начало предложения, а дети продолжают и крепят слово действие.
Илья Муромец Лук тугой (натянул).
И (выстрелил). Стрела (полетела) И (угодила) Соловью Разбойнику в глаз.
Схватил богатырь Соловья Разбойника. Стал Соловей Разбойник тише воды, ниже травы.
Освободил богатырь пленных. Все Илье Муромцу кланяются, за спасение благодарят, в свои земли спешат.
Креплю картинку на следующую страницу, как Илья скачет на коне и тащит Соловья.
Ну, что пора заканчивать нашу былину.
Посмотрите на бейджики у кого зелёные символы встаньте с этой стороны. У кого красные- посередине. У кого синие – с этой стороны. Вот вам предложения прочитайте и соберите их правильно.
Раздаю предложения разрезанные. Дети определяют начало, и конец предложения. Крепим их в книгу.
Ведь недаром говорят, для родины своей ни сил ни жизни не жалей.
Вот книга и готова. Посмотрите, что получилось. Вы сможете прочитать? Что нужно, чтобы прочитать? Надо записать нашу былину. Вспомните всю былину от начала до конца. А наши гости запишут, тогда эта книга станет всем понятна.
Психолог : А помогут вам все вспомнить чудо - шарики. Ребята с красными символами катают шарик по ладошке. Ребята с зеленными символами сжимают шарик по 3 раза в одной руке, а потом в другой. А ребята с синими - сжимают и перекладывают с одной руки в другую. Не торопитесь.
Л:Посмотрите на бейджики, вы догадались, что обозначают ваши символы?
А кто будет продолжать, догадались?
А кому заканчивать? Д рассказывают былину.
Л: -Не даром говорят … Д: - Для родины своей ни сил ни жизни не жалей.
Психолог : какая интересная былина получилась. У меня есть вот такие цветочки, если вы считаете, что все задания выполнили хорошо и правильно – возьмите красный цветок. Если у вас возникали трудности при выполнении заданий – возьмите желтый цветок. А скажите мне, пожалуйста, как вы считаете, кто сегодня лучше всех справился с заданием.
(спрашиваю каждого ребенка отдельно).
Л: Я считаю вы сегодня все старались. Молодцы!
Вы были замечательными авторами этой былины. А ещё предлагаю вам побыть художниками иллюстраторами. Живите - поживайте богатырей вспоминайте.
На этом сказание о богатыре Илье Муромце и закончилось.