Татьяна Стародубцева
Конспект образовательной деятельности «Богатство рек» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Описание работы: Предлагаю вам конспект образовательной деятельности на тему «Богатство рек» для детей старшей группы (5-6 лет). Конспект образовательной деятельности, направленный на обогащение представлений детей о рыбах, развитие речевой активности детей через составление рассказов по картинкам. Используя пластилин сделать рыбок. Образовательная область: Речевое развитие Цель: Составление описательных рассказов о рыбах. Задачи Образовательные Учить детей составлять описательные рассказы о рыбах. Совершенствовать навыки словообразования. Упражнять в подборе к существительному прилагательных, глаголов. Обеспечить игровую, познавательную, речевую активность. Развивающие Развивать мышление, связную речь, мелкую моторику. Воспитательные Воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми, умение работать вместе, умение слушать друг друга, дополнять.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Богатство рек“ для детей старшей группы» размещена в разделах
Методы и приемы: Игровой, наглядный, проблемные вопросы, рассказ воспитателя, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: Картинки с изображением рыб, пластилин, мнемотаблица.
Предварительная работа: Беседы о рыбах, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий рыб, чтение художественной литературы по теме.
Ход
Воспитатель: Скажем скороговорку: рыбу ловит рыболов, в речку весь ушел улов. (скороговорку повторяют все вместе, затем девочки, мальчики, в медленном, быстром темпе) Сообщение темы занятия Воспитатель: Дети, посмотрите на доску. Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (о рыбах)
1 вопрос: Что мы знаем о рыбах? (ответы детей) Воспитатель: Где водятся рыбы? Дети: В воде. Воспитатель: Чем покрыто тело рыб? Дети: Чешуей. Воспитатель: Чем дышат рыбы? Дети: Жабрами. Воспитатель: Что рыбы делают в воде? Дети: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, охотятся и т. д. Воспитатель: Какие рыбы? Дети: Мокрые, скользкие, быстрые, большие, маленькие, морские, речные, аквариумные, осторожные, яркие и т. д. Воспитатель: Молодцы, как много уже мы знаем о рыбах! Дидактическая игра «Подберем слова родственники к слову «рыба» Воспитатель: Как назовем маленькую рыбу?
Дети: Рыбка. Воспитатель: Назовите рыбу ласково. Дети: Рыбонька, рыбочка
Воспитатель: А как мы назовем большую рыбу? Дети: Рыбина. Воспитатель: Как называют человека, который ловит рыбу? Дети: Рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачек. Воспитатель: Что он делает на рыбалке? Дети: Рыбачит. Воспитатель: Что он использует для того что бы поймать рыбу?
Дети: Удочку, сети, наживку Воспитатель: Как называется суп из рыбы? Дети: Рыбный. Воспитатель: Мы назвали много слов-родственников. А без какого слова не было бы всех этих слов? (Рыба) Физкультурная минутка «Рыбы» Рыбы плавают в реке, в Черном море, озерке (волнообразные движения рук) Окунь, ерш, карась, налим – все относятся к речным (загибать пальцы) А еще есть щука, лещ. (ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяем ладошки, показывая плоского леща) В общем всех не перечесть. (машут правой рукой) Мы о рыбах продолжаем: о морских заводим речь. (гребут руками) В море плавают акулы, камбала и рыба – меч. (сгибают пальцы) Сельдь, скат, рыба-пила, (сжимают пальцы в кулачки) Даже есть такая рыба под названием игла (руки вверх) Все, что связано с водой, это рыбам дом родной. (руки над головой, изображая крышу) Воспитатель: Сегодня наша задача: составить рассказы о рыбах. Для того, чтобы это было интересно и плодотворно, нам надо обсудить план. Чтобы вам было легче запомнить пункты плана, у нас есть таблица.
Примерный рассказ о золотой рыбке Это золотая рыбка. Она аквариумная рыбка. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбы покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на золотую монету, такая же круглая и блестящая. Она питается сухим кормом. Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о золотой рыбке? (ответы детей)
Рассказ воспитателя Давным-давно в Китае было начато производство сосудов довольно больших размеров с широкой горловиной, предназначенных для содержания золотых рыбок в домашних условиях. Это были первые домашние аквариумы, и называли их «рыбьими прудами». А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница (разновидность) золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера.
Примерный рассказ о морском коньке Это морской конек. Он обитает в морях. Голова у него точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Загнутым наперед хвостиком морской конек цепляется за стебли морской травы. Рот у конька трубочкой, которой он засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность. Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о морском коньке? (ответы детей)
Рассказ воспитателя Морские коньки очень интересные создания! Они ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений. Морские коньки меняют окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Они подстраивают цвет своих чешуек под цвет кораллов или водорослей, из-за чего их практически не видно. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей. Коньки могут передвигаться «верхом» на рыбах. Благодаря своему изогнутому хвосту, морские коньки могут путешествовать на большие расстояния. Они хватаются за плавники окуня и держаться до тех пор, пока рыба не заплывет в заросли водорослей. Воспитатель: Вы составили рассказы о щуке, золотой рыбке, морском коньке: они такие интересные, разные – а что их объединяет? (живут в воде) В чем их различие? (внешний вид: необычная форма морского конька; обитают в естественных, искусственных водоемах) Воспитатель: Кем была рыба, до того, как стать взрослой? (мальком) А до этого? (икринкой) Как рыба растет и развивается мы узнаем в следующий раз.
Рефлексия
Воспитатель: Сегодня мы много успели сделать: поиграли, поговорили о рыбах, подобрали слова-родственники, рассказали стих, поработали в командах, составили рассказы. Поделитесь своими впечатлениями: что понравилось, что было легко, сложно, что нового узнали?