Татьяна Стародубцева
Конспект образовательной деятельности «Богатство рек» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Описание работы: Предлагаю вам конспект образовательной деятельности на тему «Богатство рек» для детей старшей группы (5-6 лет). Конспект образовательной деятельности, направленный на обогащение представлений детей о рыбах, развитие речевой активности детей через составление рассказов по картинкам. Используя пластилин сделать рыбок. Образовательная область: Речевое развитие Цель: Составление описательных рассказов о рыбах. Задачи Образовательные Учить детей составлять описательные рассказы о рыбах. Совершенствовать навыки словообразования. Упражнять в подборе к существительному прилагательных, глаголов. Обеспечить игровую, познавательную, речевую активность. Развивающие Развивать мышление, связную речь, мелкую моторику. Воспитательные Воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми, умение работать вместе, умение слушать друг друга, дополнять.
Темочки:
Методы и приемы: Игровой, наглядный, проблемные вопросы, рассказ воспитателя, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: Картинки с изображением рыб, пластилин, мнемотаблица.
Предварительная работа: Беседы о рыбах, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий рыб, чтение художественной литературы по теме.
Ход
Воспитатель: Скажем скороговорку: рыбу ловит рыболов, в речку весь ушел улов. (скороговорку повторяют все вместе, затем девочки, мальчики, в медленном, быстром темпе) Сообщение темы занятия Воспитатель: Дети, посмотрите на доску. Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (о рыбах)
1 вопрос: Что мы знаем о рыбах? (ответы детей) Воспитатель: Где водятся рыбы? Дети: В воде. Воспитатель: Чем покрыто тело рыб? Дети: Чешуей. Воспитатель: Чем дышат рыбы? Дети: Жабрами. Воспитатель: Что рыбы делают в воде? Дети: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, охотятся и т. д. Воспитатель: Какие рыбы? Дети: Мокрые, скользкие, быстрые, большие, маленькие, морские, речные, аквариумные, осторожные, яркие и т. д. Воспитатель: Молодцы, как много уже мы знаем о рыбах! Дидактическая игра «Подберем слова родственники к слову «рыба» Воспитатель: Как назовем маленькую рыбу?
Дети: Рыбка. Воспитатель: Назовите рыбу ласково. Дети: Рыбонька, рыбочка
Воспитатель: А как мы назовем большую рыбу? Дети: Рыбина. Воспитатель: Как называют человека, который ловит рыбу? Дети: Рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачек. Воспитатель: Что он делает на рыбалке? Дети: Рыбачит. Воспитатель: Что он использует для того что бы поймать рыбу?
Дети: Удочку, сети, наживку Воспитатель: Как называется суп из рыбы? Дети: Рыбный. Воспитатель: Мы назвали много слов-родственников. А без какого слова не было бы всех этих слов? (Рыба) Физкультурная минутка «Рыбы» Рыбы плавают в реке, в Черном море, озерке (волнообразные движения рук) Окунь, ерш, карась, налим – все относятся к речным (загибать пальцы) А еще есть щука, лещ. (ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяем ладошки, показывая плоского леща) В общем всех не перечесть. (машут правой рукой) Мы о рыбах продолжаем: о морских заводим речь. (гребут руками) В море плавают акулы, камбала и рыба – меч. (сгибают пальцы) Сельдь, скат, рыба-пила, (сжимают пальцы в кулачки) Даже есть такая рыба под названием игла (руки вверх) Все, что связано с водой, это рыбам дом родной. (руки над головой, изображая крышу) Воспитатель: Сегодня наша задача: составить рассказы о рыбах. Для того, чтобы это было интересно и плодотворно, нам надо обсудить план. Чтобы вам было легче запомнить пункты плана, у нас есть таблица.
Примерный рассказ о золотой рыбке Это золотая рыбка. Она аквариумная рыбка. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбы покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на золотую монету, такая же круглая и блестящая. Она питается сухим кормом. Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о золотой рыбке? (ответы детей)
Рассказ воспитателя Давным-давно в Китае было начато производство сосудов довольно больших размеров с широкой горловиной, предназначенных для содержания золотых рыбок в домашних условиях. Это были первые домашние аквариумы, и называли их «рыбьими прудами». А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница (разновидность) золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера.
Примерный рассказ о морском коньке Это морской конек. Он обитает в морях. Голова у него точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Загнутым наперед хвостиком морской конек цепляется за стебли морской травы. Рот у конька трубочкой, которой он засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность. Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о морском коньке? (ответы детей)
Рассказ воспитателя Морские коньки очень интересные создания! Они ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений. Морские коньки меняют окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Они подстраивают цвет своих чешуек под цвет кораллов или водорослей, из-за чего их практически не видно. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей. Коньки могут передвигаться «верхом» на рыбах. Благодаря своему изогнутому хвосту, морские коньки могут путешествовать на большие расстояния. Они хватаются за плавники окуня и держаться до тех пор, пока рыба не заплывет в заросли водорослей. Воспитатель: Вы составили рассказы о щуке, золотой рыбке, морском коньке: они такие интересные, разные – а что их объединяет? (живут в воде) В чем их различие? (внешний вид: необычная форма морского конька; обитают в естественных, искусственных водоемах) Воспитатель: Кем была рыба, до того, как стать взрослой? (мальком) А до этого? (икринкой) Как рыба растет и развивается мы узнаем в следующий раз.
Рефлексия
Воспитатель: Сегодня мы много успели сделать: поиграли, поговорили о рыбах, подобрали слова-родственники, рассказали стих, поработали в командах, составили рассказы. Поделитесь своими впечатлениями: что понравилось, что было легко, сложно, что нового узнали?