Юлия Карпова
Конспект образовательной деятельности «Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие интереса воспитанников к художественной литературе.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с понятием «быль».
Воспитательные:
Формировать эмоциональное отношение к литературному произведению.
Воспитывать у детей чувство сопереживания героям были.
Дать понятие воспитанникам о скрытых мотивах поведения героев были.
Воспитывать чувство любви и бережного отношения к животным.
Развивающие:
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Чтение рассказа Л, Н, Толстого „Лев и собачка“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лев, львенок. Все о львах для детей
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Собака, щенки. Составление рассказов и описания по картинам
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- Собака, щенок. Сказки, стихи, детская литература о собаках
- Толстой Л.Н.
- «Лев и собачка» Л. Н. Толстой
- Темочки
Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением давая характеристику героям оценку их поступкам.
Обогащать словарный запас детей новыми словами: быль, ощетинился, зверинец, засовы, собственное, смотренье.
Виды деятельности.
Игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Предварительная работа: сюжетно-ролевая игра «Зоопарк», беседы о диких и домашних животных, дидактические игры, знакомство с жанрами: сказка, рассказ, стихотворение, загадки.
Ожидаемые результаты:
Сформированность жанрового понятия «быль»;
Проявление интереса эмоционального отношения к произведению;
Ответы воспитанников на вопросы полным предложением давая характеристику героям, оценку их поступкам.
Содержание занятия.
1. Организационный момент.
Развитие произвольного внимания, словесно- логического мышления.
Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Улыбнитесь им и поздоровайтесь.
Игра- приветствие.
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
«Дети встали дружно в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.»
2. Введение.
-Ребята, посмотрите какой интересный сундучок.
Как вы думаете, что в нем может быть? (Ответы детей) Хотите узнать?
Тогда слушайте мою загадку.
В них живут рассказы, сказки,
Песенки, стихи, загадки.
Все девчонки и мальчишки
Любят их. Ведь это (книжки)
-Давайте откроем сундучок, посмотрим, правильно вы отгадали или нет. -(Открывают сундучок)
-Ребята, посмотрите, действительно там книги. Их здесь много. Познакомимся с ними поближе.
В сундучке лежит три книги. (Сказки, рассказы, новая книга) По очереди воспитатель достаёт каждую книгу, ставит на мольберт.
Первая книга - сказки. Проводится беседа.
-Что это за книга?
-Как она называется?
-О чем она?
-Какие еще сказки вы знаете?
Вторая книга - рассказы.
-Что это за книга?
-О чем она?
-А это произведение можно назвать сказкой?
-А что это? (рассказ)
-Чем отличается рассказ от сказки? (В сказке разговаривают животные, птицы, а в рассказе этого нет. В рассказе животные разговаривают своими голосами)
Третья книга - новая.
- Ребята, а что это за книга? Света, достань ее пожалуйста. Она вам знакома? (Нет, это книга новая)
- Посмотрите, как много здесь разных произведений. Давайте рассмотрим иллюстрации, как думаете, о ком здесь могут быть произведения? (Поставить ее на мольберт, открыть и показать детям)
-Конечно можно.
- Здесь много рассказов, и каждый из них – это быль. - Быль – ребята, это то, что происходило, было на самом деле.
-И с одним из них я вас сегодня познакомлю, где главными героями будут животные. А какие, вы должны догадаться сами по голосам этих животных.
-Садитесь на стульчики, слушайте внимательно.
2. Игровая мотивация.
Звучит запись голоса собаки.
-Дети, вы узнали чей это голос? (Голос собаки)
-Конечно, это собака. (появляется изображение собаки)
-Ребята, собака – какое это животное? (собака – домашнее животное) Какой может быть собака? (Собака добрая, игривая, ласковая)
-Да действительно, собака бывает и игривая, и наоборот злая, всё зависит от ее настроения.
- О собаке говорят, что она - лучший друг человека – как вы думаете, почему?
-Много интересного вы рассказали о собаке.
- И теперь мы точно знаем, кто будет в рассказе.
- Слушаем ещё один голос.
Звучит запись голоса льва.
-А вы узнали это животное? Кто это так грозно рычал? (ответы детей. Дети могут назвать различные голоса хищных животных.)
-Ребята,это действительно может быть и тигр, и пантера и лев. Посмотрим на экран. Появляется изображение льва.
- Лев – какое это животное? (Дикое, хищное животное) Что вы можете рассказать об этом животном? (Лев сильный, могучий, грозный, бесстрашный)
- А вы знаете, что льва называют «Царь зверей», как вы думаете, почему? (Он бесстрашный, ничего не боится)
- Да, львы очень гордые, храбрые животные, они являются грозными хищниками, которые могут справиться практически с любым противником.
- А вы видели когда-нибудь живого льва? Где? (В зоопарке)
- Раньше, ребята, зоопарк называли зверинцем.
- А как вы думаете, ребята, может ли быть дружба между львом и собачкой?
-Об этом мы сейчас узнаем из нашей новой книги, прочитав рассказ – быль Льва Николаевича Толстого. «Лев и собачка» (Появляется изображение)
-Перед тем, как мы будем слушать произведение, я предлагаю вам немножко поиграть.
Физкультминутка - координация речи с движением: “Звери”
Это – лев. Он царь зверей.
В мире нет его сильней
(Идем по кругу неторопливо, подняв голову)
А смешные обезьяны
Раскачали все лианы.
(пружинка, стоя в кругу, ноги на ширине плеч)
А вот умный, добрый слон
Посылает всем поклон
(ладони прижаты к голове, наклоны туловища вперед – вправо, вперед – влево)
Леопард так ловко скачет,
Словно наш любимый мячик.
(поскоки на месте)
Зебра головой качает
К себе в гости приглашает.
(руки на поясе, наклоны головы вправо – влево)
3. Основная часть.
-Садитесь поудобнее и приготовьтесь слушать рассказ – быль Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка».
Чтение произведения.
В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.
Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.
Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.
Лев тронул её лапой и перевернул.
Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.
Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.
Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.
Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.
На шестой день лев умер.
(Пауза)
Вопросы к детям.
- Ребята, вам понравилось произведение?
- Давайте вспомним, как называется рассказ-быль? (Лев и собачка)
-Назовите писателя, который рассказал нам эту историю? (Л. Н. Толстой)
- Где происходило это событие? (в зверинце)
-Расскажите, как собачонка очутилась в клетке у льва? (Человек захотел сходить в зверинец, и поймал на улице собачонку и заплатил ей за вход)
-Как вы думаете, страшно было собачке оказаться в клетке со львом?
-Почему лев не тронул собачку?
- Как они поживали вместе?
-Можно ли сказать, что лев заботился о собачке?
(Да ребята, лев заботился о собачке, как о своём маленьком друге)
-Что же произошло дальше в зверинце? (хозяин захотел забрать собачку обратно)
-Почему лев не дал забрать собачку хозяину?
-Что случилось с собачкой? (она заболела и умерла)
-Как лев отреагировал на смерть друга?
-Как пытались успокоить льва служители зверинца? (дали ему другую собачку)
-Чем закончилась история льва и собачки?
- Ребята, а вам хотелось бы, чтобы конец этой истории был совсем другим? Каким вы его себе представляете?
4. Рефлексия.
Ребята, с каким новым произведением вы сегодня познакомились?
Что вы почувствовали, слушая это произведение?