Кириллова Тамара
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Январь»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Конспект
совместной деятельности воспитателя с детьми:
«Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима
«Январь»
в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик:
воспитатель: Кириллова Т. Н.
2019 г.
Цель:
1. Познакомить детей с рассказом А. Ливеровского и Э. Шима «Январь».
2. Учить обобщать и систематизировать представления о временах года.
Публикация «Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми „Чтение рассказа А, Ливеровского и Э, Шима „Январь“» размещена в разделах
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
3. Продолжать закреплять представления о том, что сезонные изменения в природе зимой влияют на жизнь диких животных, птиц, рыб, человека.
Оборудование: презентация.
Ход совместной деятельности.
1. Вступительное слово воспитателя.
Зимушка-зима пожаловала к нам месяц назад. Были уже вьюги и метели, морозы и холода. А снега зима в декабре намела столько, что покрыла своим белым покрывалом и деревья, и поля, и дома.
Сегодня у нас встреча с рассказом уже знакомых нам авторов А. Ливеровского и Э. Шима «Январь». Авторы рассказа снова приглашают нас в зимний, теперь январский лес и на реку.
Январь – месяц рыхлого снега, морозных ночей, осыпных студёных инеев.
Январь – перелом зимы, тёмная зорька года.
2. Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Январь».
Спят леса, промёрзшие, заиндевевшие; лиственные - в пуховых валенках, хвойные - снежные шубы накинули.
Трудное пришло время для диких обитателей леса. Глубоко под снегом семена трав, ягоды, насекомые, лягушки, мыши.
Труднее всего птицам. Зимний день короток, а поесть надо как следует, иначе морозная ночь вдвое длинней покажется.
Стоит на поляне ель-красавица, завернувшись в пуховую шаль, и… поёт - звенит птичьими голосами. Солнце слепит глаза; хорошо в лесу, самому петь хочется, но ёлке петь не полагается. В чём дело? Осторожно подошёл поближе, хлопнул лыжной палкой по веткам… Обвал. И вместе со снежным водопадом вылетела на простор стайка синичек-гаичек.
Много в хвое и в трещинах коры птичьей пищи, разных насекомых и личинок, только кормиться приходится… вверх ногами.
Заяц-русак, чтобы добраться до озими, роет в снегу глубокие ямы. Утром сюда прилетят серые куропатки и воспользуются заячьей работой. Им самим трудно копаться в снегу, - лапки у них слабые и голые.
Недавно в берлоге, под снежной крышей родились медвежата, - копошатся, урчат, есть просят. До апреля будет кормить их мама, а сама она поела последний раз в октябре.
Белка на зиму не засыпает, только в большие морозы забирается в своё гнездо.
Если утро тихое, - лесной заяц-беляк заскочит в куст, подожмёт ноги и ложится прямо на снег. Сверху зелёное от мороза небо, снизу снежная перина, только она постепенно подтаивает и заяц спит всегда на мокром.
Тетеревов, глухарей и рябчиков выручает спальный мешок, он наготове под ногами. Стоит только порыться, и уютная снежная пещера спасёт и от мороза, и от ветра.
В глубоких омутах, в чёрных ямах, покрытые слизью, одна к одной сонно стоят рыбы. Крепнет лёд на озёрах и реках. В морозных объятиях трещат стволы деревьев.
Но солнце пошло на лето, и к концу месяца день прибавился на "воробьиный скок".
3. Физкультминутка.
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда. (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Плавные движения руками.)
4. Беседа по содержанию рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Январь».
- Что делают леса в январе? (Ответы детей: спят).
- Как выглядят в это время года лиственные леса? (Ответы детей: лиственные леса в пуховых валенках).
- Что накинули на себя хвойные деревья? (Ответы детей: накинули снежные шубы).
- Почему для диких обитателей леса пришли трудные времена? (Ответы детей: потому что, глубоко под снегом семена трав, ягоды, насекомые, лягушки, мыши потому что, глубоко под снегом семена трав, ягоды, насекомые, лягушки, мыши).
- Почему труднее всех птицам? (Ответы детей: зимний день короткий, а поесть надо как следует, чтобы не мёрзнуть ночью).
- Где кормится стайка синичек-гаечек? (Ответы детей: в хвое и в трещинах коры ели-красавицы много птичьей пищи, разных насекомых и личинок).
- Зачем заяц-русак роет в снегу глубокие ямы? (Ответы детей: чтобы добраться до озими).
- Кто воспользуется этими ямами после того, как заяц поест озимые? (Серые куропатки будут прятаться от морозов в этих ямах).
- Почему сами куропатки не копают себе такие ямы? (Ответы детей: - лапки у них слабые и голые).
- Кто же недавно родился в берлоге под снежной крышей? (ответы детей: родились медвежата).
- Что они делают? (Ответы детей: - медвежата копошатся, урчат, есть просят. Мама-медведица их кормит, хотя сама поела в последний раз осенью).
- Чем занимается белка? (Ответы детей: белка на зиму не засыпает, только в большие морозы забирается в своё гнездо).
- Как живётся зайцу-беляку в лесу? (Ответы детей: спит в кустах, поджав ноги прямо на снегу. Снежная перина под ним постепенно подтаивает и заяц спит всегда на мокром).
- Где прячутся тетерева, глухари и рябчики? (Ответы детей: зарываются в снег).
- Что происходит на реке в это время? (Ответы детей: лёд сковал реку, а рыбы спят, покрытые слизью).
- Чем заканчивается рассказ о январе? (Ответы детей: сообщением о том, что в конце января день прибавится на «воробьиный скок»).
- Как вы считаете, на «воробьиный скок» - это много или мало? (Ответы детей: мало).
- Что для вас было самым интересным и неожиданным в этом рассказе? (Ответы детей: рождение медвежат, кормление их медведицей, хотя сама она ничего не ест. Оказывается, заяц спит всегда на мокром. В конце января день прибавится на «воробьиный скок»).
5. Дидактическая игра «Придумай, что может быть январский, январская, январское?».
1). Что может быть январский?
(Лес, холод, мороз, снег).
2). Что может быть январская?
(Погода, стужа, метель.)
3). Что может быть январское?
(Небо, солнце, утро).
6. Итог.
Задумайтесь над тем, что люди - большую часть своего времени - зимой особенно – проводят в четырёх стенах! Спят, едят, работают, дети играют, читают, рисуют - всё в комнатах. И в домах у нас тепло, есть свет, вода, огонь и всевозможные удобства: кровати для сна, стулья для сиденья, столы для еды и работы, одежда, обувь.
Побывали мы сегодня в январском лесу и увидели, что совсем другой жизнью живут там обитатели леса. И как они там ухитряются безо всяких удобств жить-веселиться, - непонятно!
Мы узнали, что труднее всех в январе птицам, поэтому по-прежнему будем помогать им, подкармливая, пережить январские холода.