Татьяна Курьян
Конспект НОД «Занятия коренных народов Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим
Старшая группа
Составлен воспитателем Курьян Т. И.
Тема: "Занятия коренных народов Севера"
Задачи:
- формировать интерес и уважение к профессии оленевода, рыбака, охотника;
- сформировать представление о том, что труд- необходимое условие для достижения какого- либо результата;
- учить устанавливать элементарные связи и зависимости между элементами трудового процесса (инструмент- действие, действие- результат);
- закреплять навыки работы с моделями;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народы севера
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
- закреплять в речи навыки практического употребления глаголов;
- развивать познавательный интерес.
Предварительная работа:
Рассматривание альбомов «Родной край», «Кто где живет», «Профессии».
Беседа: «Богатство родного края», «Природа края»
Словарь: нарты- сани, сидение которых покрыто шкурой оленей;
долбленка- лодка из цельного ствола лиственницы;
кисы- высокие меховые сапоги;
кенчики- чулки, сшитые мехом внутрь;
малица- шуба мехом внутрь с капюшоном.
Материал: игрушка – олененок, иллюстрации, модели, магнитофон, удочка, сеть, рыбки, мяч.
Ход.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Югре, где познакомимся ближе с местным населением, узнаем об их образе жизни и о занятиях коренного населения.
- Посмотрите на фотографии (на фотографиях изображены жители Севера).
- Как вы думаете, чем могут заниматься эти люди?
- Могут ли они выращивать хлеб или овощи? Почему нет? (на Севере очень холодно, поэтому хлеб здесь выращивать нельзя, а овощи растут в теплицах)
- Могут ли разводить коров, овец, свиней?
Основное занятие жителей Севера- оленеводство, рыболовство, охота.
И сейчас мы с вами отправимся в путешествие.
А показывать дорогу нам будет олененок Авка (игрушка – олененок)
Очень Авку я люблю,
Свежим хлебом, сочной травкой
Я из рук его кормлю,
Он ведь только из пеленок,
Этот Авка- олененок.
(И. Истомин)
Отправимся мы с вами на нартах, запряженных оленями. (звучит музыка, дети становятся парами, изображая езду на оленьих упряжках).
Музыка заканчивается, дети садятся на стульчики.
Перед детьми на столе разложены предметы необходимые для рыбалки: удочка, сеть для ловли рыбы, рыбки ; на доске висит иллюстрация с изображением ханты, готовящихся к рыбалке.
- Ребята, посмотрите что у меня лежит на столе. (удочка, сеть, рыбки)
- Для чего нужны эти предметы (для того, чтобы ловить рыбу)
Правильно. Люди живущие в нашем крае занимаются ловлей рыбы.
А теперь посмотрите на иллюстрацию, которая висит на доске.
- Кто изображен на иллюстрации? (рыбаки)
- Что они делают? (готовят лодку к рыбалке)
Правильно. Только лодка на языке ханты называется долбленка, так как ее долбят из целого ствола лиственницы.
- Зачем люди ловят рыбу? (для использования в пищу)
А еще местное население рыбу коптит, вялит, сушит для того, чтобы питаться ею всю долгую, морозную зиму.
С профессией рыбака мы с вами познакомились. Теперь мы продолжим наше путешествие, но уже на лыжах. (дети имитируют движения лыжников и приходят в зимний лес, где на снегу следы разных зверей)
Мы пришли в лес. Посмотрите как много здесь разных следов!
На снегу, как в книге,
Я читал следы.
Посмотри внимательно-
Все поймешь и ты!
(Андрей Тарханов)
Посмотрите внимательно и определите по следам животных. (следы зайца, волка, белки, лисы)
Да вы настоящие охотники! Потому что следы зверей знают только настоящие охотники.
Местное население хорошие не только рыбаки, но и охотники. Потому что в наших лесах очень много разных зверей.
- Для чего люди охотятся на зверей? (ответы детей)
Правильно. Люди охотятся для того, чтобы была пища. Из меха зверей шьют одежду: кисы, кенчики, малицу. А медвежий и барсучий жир ханты используют как лекарство.
Настоящий охотник охотится для того, чтобы прокормить себя и свою семью, а не ради удовольствия.
Ребята, я предлагаю вам поиграть в хантыйскую игру «Куропатки и охотник». Посмотрите, какая замечательная полянка среди леса. На этой заснеженной полянке мы с вами и поиграем. (Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники в них стреляют (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.) Игра проводится два раза.
-А ведь мы с вами совсем забыли про нашего олененка Авку, а он почему – то загрустил. Наверно он скучает по своим родителям! Давайте проводим Авку на стойбище к оленям и познакомимся с вами еще с одной профессией ханты и манси- оленевод. (под музыку дети изображая оленей скачут по лесу к стойбищу).
-Посмотрите как Авка обрадовался, когда увидел своих братьев и сестер!
-А вы знаете какую пользу приносят олени? (мясо оленей местное население употребляют в пищу, из меха оленей шьют одежду, обувь.)
Правильно. А еще на Севере олени помогают перевозить местных жителей, так как олени очень выносливые.
-А чем занимаются оленеводы? (разводят и пасут оленей.)
Оленеводы не только пасут и разводят оленей, но и оберегают стада от нападения волков. Не легкое это дело – уберечь от волков тысячи оленей…
А теперь, ребята, садитесь на нарты и мы с вами отправимся в детский сад. (дети «садятся» на нарты и возвращаются в детский сад).
Присаживайтесь на стульчики.
Вот и подходит наше путешествие к концу. Для того чтобы закрепить наше занятие, я предлагаю вам поиграть в игру «Подбери глагол».(педагог называет слово, дети подбирают к этому слову глаголы)
Охотник – охотится
Нефтяник – добывает нефть
Оленевод – пасет и разводит оленей
Рыбак – рыбачит, ловит рыбу. Человеку любой профессии нужно потрудиться, чтобы сделать что- то. Без труда, говорят, не вытащишь и рыбку из пруда.
Сегодня на занятии мы с вами вспомнили о профессиях оленевода, рыбака и охотника, вспомнили о значимости этих профессий.
Сейчас я покажу вам модели, а вы определите, где на этих моделях охотник, рыболов, оленевод. А я посмотрю кто из вас самый внимательный и наблюдательный. На следующем занятии мы с вами составим рассказ по этим моделям.