инна ивлиева
Конспект занятия «Быт народа Севера — ненцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Быт народов севера-ненцев».
Образовательные задачи:
-дать представления детям о жизни и традиционных занятиях ненцев;
-продолжать знакомить с животным севера оленем, показать взаимосвязь и зависимость жизни животного (оленя) от человека и человека от животного;
-ввести в активный словарь существительные :чум, нарты, паница, малица, пимы, ягель; оленевод, чумработница; глаголы : кочевать.
Коррекционно-развивающие задачи:
-развивать целостность восприятия,умение составлять целостной предмет из частей;
Публикация «Конспект занятия „Быт народа Севера — ненцев“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народы севера
- Ненецкий край. Ненецкий автономный округ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
- развивать понятийность мышления, умение устанавливать последовательность действий (сбор чума) по серии картинок;
- развивать связную речь, продолжать учить составлять рассказ-описание по плану-образцу взрослого;
-развивать слуховое восприятие;
-развивать координацию движений и речи.
Воспитательные задачи:
-воспитывать чувство уважение к коренным народам, к их труду традициям
Предварительная работа:
-рассматривание фотографий, альбомов о жизни, труде людей коренных национальностей,
-рассматривание иллюстраций, модель-игрушку о северном олене;
-экскурсия в краеведческий музей,
-фотографии с изображением ненецкой национальной одежды.
Наглядный материал:
- сборный макет чума,
-иллюстрации с изображением национальной одеждой (кукла в ненецкой н одежде);
-иллюстрации с изображением оленя;
- сюжетные картинки о быте и занятии ненцев;
Раздаточный материал:
-разрезные картинки (5-6 частей) с изображением оленя;
- последовательные картинки для упражнения «Собери чум»
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Педагог:
Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. Давайте возьмемся за руки и поздороваемся друг с другом, а поможет нам в этом ветерок «дружбы» .Сейчас я сделаю вдох и передам легкое дуновение на щечку своему соседу слева. Вот так! (дети по кругу передают «ветерок дружбы»). Отлично! Вот мы поздоровались и подружились.
Родина наша- это наш дом,
Где мы все вместе дружно живем?
Педагог: Ребята, что значит жить дружно?
Дети: Ответы (помогать, не обижать друг друга, не ссориться, не обзываться.)
Педагог: Молодцы, значит вы умеете дружить, дружбой дорожить.
2. Основная часть.
Педагог: В нашем округе живут люди разных национальностей (русские, ненцы, коми, украинцы, белорусы, татары, азербайджанцы,) и все они тоже живут единой, дружной семьей, проявляют к друг другу внимание, уважение, помогают друг другу в беде.
- Сегодня мы поговорим о северных коренных народах, узнаем, где они живут, чем занимаются.
- Какие национальности коренных народов вы знаете?
Дети: Ответы (если затрудняются педагог называет сам и одновременно показывает иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах- ненцев, коми).
Педагог: Сегодня мы побываем в гостях у ненцев.
Ребята, где живут ненцы? Как называется их жилище?
Дети : Ответы. (В тундре, чум)иллюстрация
Педагог: Ненцы живут в тундре. Мы с вами живем в домах, а ненцам домом служит чум. Чум- это дом, он напоминает конусообразную палатку из жердей, покрытую полотнищами из оленьих шкур. Место установки определяет мужчина, а устанавливает чум женщина.
(показ макета чума, рассматривание строение чума, затем педагог показывает последовательность сборки чума).
Чуму не страшны ни ветры, ни метели, ни морозы. Чум быстро разбирается и собирается, т к ненцы не живут на одном месте, они кочуют с одного места на другое, потому что пасут оленей.
Занимается хозяйством в чуме женщина, ее называют чумработница, значит занимается работой по чуму.
Как вы думаете ребята, чем занимается хозяйка-мама в чуме.
Дети: Ответы (Готовит пищу, стирает, убирает.)
Педагог: Правильно. Хозяйка чума готовит еду, убирает в чуме, смотрит за детьми, обрабатывает оленьи шкуры, шьет из них одежду.
В тундре нет магазинов, поэтому игрушки для своих детей делают родители. Для мальчиков-лодочки, фигурки оленей, нарты, для девочек –куколок, которые изготавливают из утиных носиков, шью куколке такую же одежду, какую носят сами. (Показ ненецких игрушек)
У хозяина тоже много работы. Он ловит рыбу, занимается охотой. Но основное занятие мужчины-ненца - пасти оленей и называют его пастухом- оленеводом.
Педагог: У каждого на столах лежит четыре картинки. Внимательно посмотри и расположи картинки в правильной последовательности, что нужно сделать сначала и что потом, чтобы поставить чум.
Коррекционно развивающее упражнение «Собери чум»»( 4 картинки с изображением последовательности собирания чума)
Цель: развитие зрительного восприятия, памяти, нагл. действенного мышления.
Педагог: Мы немного отдохнем, физминутку проведем.
Физминутка «Чум».
Что нам стоит чум построить (руки сцеплены над головой «крыша»)
В лесотундре из жердей. (руки в стороны)
Закрепить шкуры веревкой, (поворот вокруг себя)
Дом,мы строим со сноровкой (руки на поясе покачивания из стороны в
По привычке кочевой. сторону)
Чум готов!
Пора и печку (присед на согнутые ноги имитация «разжигаем»п ечь)
(прыжок вверх)
По -хозяйски растопить,
И на наше новоселье (поклон, руки поднимаем через стороны вверх)
Всех соседей пригласить!
Дети садятся за столы.
Педагог: На столах у вас картинки, а картинки непростые,а разрезные. Собери картинку и скажи, кто на ней изображен?
Коррекционно-развивающее упражнение «Собери целое из частей»
Педагог вносит картину «Северный олень» (читает стихотворение) :
Быстро мелькают легкие тени,
Мчаться зимою в тундре олени.
Не остановятся ни на минутку,
Ноги их быстры, уши их чутки.
Педагог: Послушайте мой рассказ о жизни оленя рядом с человеком.
Самый главный помощник в тундре это олень. Олень кормит людей, мясо оленя основная пища ненцев. Олень одевает людей, из оленьей шкуры ненцы шьют себе одежду. Малица- одежда мужчин- ненцев. Паница – это женская верхняя одежда. Пимы-это обувь, которую шьют из шкуры оленя (показ слайдов). Шкура у оленя теплая и в такой одежде ненцам не страшны холода и морозы.
Олень прекрасное животное. У него крупное, овальное тело, большая голова, ветвистые рога, высокие сильные ноги, т. к оленю приходится много бегать. Кроме того, широкие копыта оленей не дают им проваливаться в снег или болото.
Их тело покрывает густая теплая шерсть, защищающая животное от холода.
Олени едят ягель- это главная пища оленей. Ягель-это белый мох, который растет в тундре. (Показ слайда) .Летом ягель просто найти, а зимой оленям приходится выкапывать копытами глубокие ямы в снегу, чтобы добраться до ягеля. Олени пасутся стадами, чтобы хватило пищи стаду, приходится оленеводам не стоять на месте, а все время двигаться. Вот почему оленеводы кочуют со своими стадами по тундре. Складывают чум и едут на другое место, Оленей запрягают, они тянут нарты, везут груз и семью оленевода. (показ макета саней). Без оленя в тундре не прожить, без оленя человек погибает. Поэтому жители тундры ценят и любят это умное животное.
Педагог вносит мнемотаблицы.
Педагог: Дети, сейчас по этим табличкам-схемам мы будем составлять рассказ про оленя.
.
Педагог: (разъясняет и рассказывает по таблицам рассказ)
По первой табличке нужно рассказать- кто это (Это-олень,
- по второй -где живет олень (Олень живет в тундре);
по третьей табличке рассказать о внешнем виде оленя (строение животного);
- по четвертой - чем питается олень (Олень питается ягелем, ягодами, грибами)
- по пятой как помогает олень человеку (Олень перевозит людей груз, из оленьей шкуры шьют одежду ит. д.)
Дети: Ответы (Рассказывают рассказ про оленя, при затруднении помощь педагога).
Педагог: Замечательные рассказы!
3. Итог занятия.
Педагог: А сейчас мы поиграем в занимательную игру «Слушай, вспоминай, на вопрос отвечай» .
-Дети, о каком коренном народе мы говорили на занятии?
-Где живет этот народ?
-Как называется жилище ненцев?
-Чем занимаются ненцы в тундре?
-Что такое паница (малица, пимы? Кто ее носит?
- Какое животное живет в тундре и помогает человеку?
-Чей рассказ об олене вам больше всего понравился и почему?
Дети: Ответы.
Педагог: Вот сколько нового и интересного мы узнали на занятии о жизни северного народа- ненцах и о жизни северного оленя. !
Ребята давайте послушаем детскую песню «Северный олень» Слова М. Шульгина, муз. А. Выучейской.
нарты;