Алёна Тарасова
Воспитательский час «Орнаменты народов Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательский час
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС
«Орнаменты народов Севера»
выполнила: воспитатель семейной группы
Тарасова Алена Анатольевна.
Публикация «Воспитательский час „Орнаменты народов Севера“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Народы севера
- Орнамент и узоры
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Цели: Воспитание художественной культуры, развитие интереса к народному творчеству, приобщение северного орнамента его возрождениям, традициями наследиям. использование орнамента при украшении одежды и предметов быта.
Задачи:
1. Расширить кругозор учащихся при знакомстве с северными национальными орнаментами.
2. Привить интерес к культуре северных народов.
3. Воспитывать любовь к национальным видам искусства.
Организационный момент.
Основная часть.
1. Актуализация знаний (вводная беседа).
2. Введение нового материала (знакомство с разнообразными орнаментами северных народов ЯНАО).
3. Организация самостоятельной работы:
• последовательность выполнения и оформления ягушки или малицы.
• повторение правил безопасного поведения.
4. Физкультминутка.
5. Практическая работа:
• оформление сувенира. оформления ягушки или малицы.
6 .Наглядное пособие.
-трафарет ягушки, трафарет орнамента.
Заключительная часть.
Рефлексия (подведение итога занятия).
Уборка рабочего места.
Воспитатель : Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами поговорим о культуре народов Севера. Я познакомлю вас с северными орнаментами, ведь
орнамент – это не только украшение - узор из одинаковых повторяющих элементов, это своеобразная система, отчасти заменяющая письменность и сопровождающая каждого человека на всём его жизненном пути от рождения до смерти.
Каждый орнамент имеет своё название. По орнаментам можно узнать, откуда прибыл её носитель, богат он или беден, какой масти у него олени, рукодельница ли его жена. Образный язык народа складывался на протяжении многих столетий. Он вобрал в себя опыт взаимодействия человека с природой, отразил в своей структуре единство мира, его гармонию, ритм и дыхание.
СЛАЙД 3
Воспитатель : Герб автономного округа состоит из геральдического щита, увенчанного короной, которые поддерживают два полярных медведя. В лазоревом (сине-голубом) поле геральдического щита идущий белый (серебряный) северный олень, сопровождаемый вверху и слева, соединен лазоревой лентой.
Ребята, скажите, пожалуйста, как называется эта лента?
(ответы детей)
Воспитатель : Правильно, орнамент. Цвет орнамента бело-сине-красный горизонтальный рисунку флага автономного округа. Орнамент отображает символ оленя - богатства северных народов.
Ребята, скажите, зачем нужен олень в тундре?
(Ответы детей)
Воспитатель : У северных народов олень-это жизнь. Олень дает пищу, работу, а самое главное жильё. Ведь не один человек не сможет прожить без крыши над головой. Ребята, чум - это жилище северного народа живущего в тундре.
А чем занимаются женщины в чумах?
(ответы детей)
Воспитатель : Женщина готовит, убирает и, конечно же, шьёт одежду. Ребята, перечислите, пожалуйста одежду народов севера которую вы знаете?
(Ответы детей)
Воспитатель : Жёны мастерицы украшают одежду орнаментами из меха оленя, цветной ткани и бисера. Цвет бисера в орнаменте отражает красоту природы севера. Красный – это яркое солнце, синий и голубой – небо, вода, лед. Желтый, оранжевый и зеленый – летняя тундра. Белый – чистота и бесконечность, а черный – полярная ночь. Одежду украшают орнаментами из меховой мозаики, она составляется из кусочков светлого и темного меха. Нужно громадное терпение, чтобы составить из кусочков меха мельчайшую мозаику – орнамент, какую делают мастерицы, не оставляя неиспользованным ни одного даже самого маленького кусочка.
У народов севера встречаются орнаментальные мотивы, отдельно напоминающие фигурки людей, зверей, растений.
Показ слайдов 4- 10 (орнаменты на одежде, шапки, малицы, ягушки, бурки, кисы, сумки, детские люльки, посуду из бересты, украшения из бисера)
Воспитатель : На люльке изображен глухарь – хранящий сон. По легендам народов ханты и ненцы глухарь считается детским хранителем, он оберегает душу во время сна, охраняет от злых духов ребёнка.
Воспитатель : Каждый орнамент имеет свое значение. Орнамент не просто декоративный элемент бытовых предметов, он несет определённое смысловое значение, имеет собственную энергетику.
(показ слайдов № 11-18)
Воспитатель : физминутка.
Не боимся мы пороши-
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам -
Снег хватаем там и там!
Мы шагаем по сугробам.
По сугробам крутолобым.
Поднимаем выше ногу,
Проложив себе дорогу!
Воспитатель : Мы немного размялись, отдохнули. Теперь поработаем, игра называется «Угадай – ка». Вы должны будете отгадать, какое изображение соответствует данному орнаменту.
Игра «Угадай – кА» – (показ слайдов № 19 – 22)
Воспитатель : Заяц. В зайчиху могла перевоплощаться Хозяйка Среднего мира - Богиня Калтащ. Покровительница женщин и детей. Поэтому орнамент «Заячьи ушки» считается детским и женским орнаментом – оберегом. Им украшают детские изделия, чаще всего обувь, что бы дети были такие же шустрые.
Медведь
Медведь – символ природной силы и мощи. Он охраняет членов семьи от болезней, разрешает возникшие между ними споры. Медведь – лесной человек. Мастерица сумевшая изобразить орнамент медведя по всем правилам, попадает в разряд мастериц высшей категории. Изображения медведя используют в украшении мужской одежды: на рукавах малицы, парки, на подоле, капюшоне. «Медвежьи ушки», «Медвежий позвоночник», «Медвежий след». (Ханты) Когда - то медведь был младшим сыном бога Торума, за непослушание (за то, что он без разрешения отца начал есть людей) был спущен с небес на землю в железной люльке. Бог Торум разрешил охоту на него. Но, помня божественное происхождение медведя, ханты сопровождают охоту различными обрядами, устраивают праздники в его честь.
Лисица. «Лисий локоть», «Лисья лапа» – этот орнамент любят применять на женской обуви.
Растения.
Морошка. (Орнамент лесных ненцев) Корневищная трава с цельными лопастными листьями, белыми однополыми цветками, и желто-оранжевыми, сочными плодами. Моченая или протертая с сахаром морошка сохраняет до 85% витамина С.
Сосновая шишка. По легендам шишка - символ плодородия, богатства. (Орнамент лесных ненцев)
Белка. «Зуб белки», «Летающая белка» и другой орнамент с изображением белки встречается на мелких изделиях, чаще всего на сумочках. По приданию белка приносит удачу в дороге. Считается, что где живет белка там все в изобилии. У кочевых народов севера есть примета в дорогу брать, что - то с ее изображением, чтобы на новом месте хорошо жилось и семья жила в достатке.
Олень – основа жизни в тундре, от него зависит жизнь. Орнамент рога и другие мотивы домашнего оленя используют на нижней части меховой шубы, в бисерных украшениях детской люльки, на подушках из сукна или ткани на женских украшениях, украшениях для оленьей упряжи. «Ножки оленя» – украшают женские и детские шапки, на меховых сумках. «Оленья тропа» чаще встречается на мужской одежде, реже на женских сумках.
(Ответы детей)
Воспитатель : Ребята, давайте представим, что у нас у каждого есть малица, а на малице орнамент, но он незаконченный. Нам надо его закончить. Я вам раздам трафареты и цветные карандаши, ваша задача дорисовать орнамент на малице и назвать какое обозначение имеет этот орнамент.
Итог. Ребята, сегодня мы с вами познакомились с национальными орнаментами, узнали их значение. Молодцы ребята, все хорошо работали.
Воспитатель : (слайд № 23)
Ребята, на слайде танцующая девушка с бубном, это Тоня Шиянова, бывшая ученица нашей школы, из п. Шурышкары. Ребята, посмотрите в каком она красивом, национальном платье, которое украшено орнаментом.
Облачившись в платье цвета неба синего,
По подолу – злато расписного стиля.
И взяла б я в руки солнца бубен алый,
Обжигая пальцы, с ним бы станцевала.
Окроплю водицей все вокруг я талой –
Вот такой орнамент я нарисовала!
(Елена Саган)
На этом наш воспитательский час завершён. Спасибо за внимание.