Елена Пенькова
Формирование духовно-нравственных качеств в процессе ознакомления с региональными особенностями и традициями народов Севера
▼ Скачать + Заказать документы
Суровая Югорская земля является для наших детей малой родиной.
Родители многих наших воспитанников приехали с разных концов России и стран СНГ. Они обладают своей культурой, обычаями и традициями. Югра не является для них родиной. А их дети, хотя и живут здесь часто с самого рождения, больше знают о родных местах родителей, чем о нашем крае.
На этом фоне особую значимость приобретает задача: формирование патриотизма и гражданственности, воспитания положительных нравственных ка-честв личности. Очень важно научить детей любить и ценить Югорскую землю, как любят ее представители коренных народностей. Знания о поселке, в котором ты родился, о крае, в котором живешь, о его коренных жителях, растительном и живот-ном мире эстетически и духовно обогащают ребенка, пробуждают любовь ко всему живому, родной земле, своей малой родине.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Народы севера
- Родной край, краеведение. Консультации для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Наблюдая за людьми, к сожалению, убеждаешься, что большинство не только не знает культуру местного населения, но и, в большинстве случаев, относится ко всему этому с пренебрежением. И возможно, в скором будущем, данная ситуация может привести к тому, что культуру и быт ханты будут знать и хранить только лишь специалисты музеев.
Мы хорошо понимаем, что процветание Родины, уважение к культуре и традициям народов севера, связь с прошлым, наличие исторической и национальной памяти, непосредственно зависит от воспитания.
Детский сад – учреждение специфическое. Здесь живут малыши и, вроде бы, разговор о любви к Родине, где мы живем, начинать еще рано, или, возможно сказать правильнее, - очень сложно. И все же нам не уйти от решения этой проблемы. С этой целью в нашем детском саду была разработана система мероприятий по воспитанию любви к родному краю, составлена картотека подвижных игр и самобытных упражнений народов Севера, перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности с учётом регионального компонента для детей дошкольного возраста, а так же нами было изготовлена игра-пособие «В гостях у Северяночки», с которой мы хотим вас познакомить.
Работа с данным пособием предполагает введение детей в многообразный окружающий мир, раскрытие региональных особенностей и традиций народов Севера, влияет на духовно-нравственное формирование личности ребенка.
Цель:
• ознакомление детей с образом жизни ханты и манси;
• расширить представление детей о традициях и культуре коренного населения, их хозяйственной деятельности;
• формирование представление детей о животных, которые живут в нашем крае;
• воспитывать уважительное отношение к традициям и культуре народов проживающих в нашем крае.
Мы считаем, что данное пособие может быть задействовано в различных образовательных областях: это может быть познание (ознакомление с окружающим миром : природой, животным и растительным миром, коммуникация ( развитие речи: обогащение словаря, развитие связной речи). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений, развитием творческих способностей.
Пособие представляет собой книгу, на каждой странице размещен материал, знакомящий детей с северным краем.
1. 1-2 страница: игра «Собери герб»
2. 3-4 страница: игра «Найди свое жилище»
3. 5-6страница: игра «Подбери одежду»
4. 7-8 страница: игра «Что здесь лишнее?»
5. 9-10 страница: игра «Найди недостающую куклу Северяночку»
6. 11-12 страница: игра «Найди отгадку»
7. 13-14 страница: игра «Подбери сестренке брата»
Дидактическая игра «Собери герб»
Цель. Систематизировать знания о символике народов ХМАО; учить восприятию целостного образа; развивать внимание.
На 1 странице в кармашке лежат разрезанные на несколько частей гербы ХМАО и Нефтеюганского района, на 2 странице изображены образцы данных гербов. Ребенок, глядя на образец, должен собрать герб.
Дидактическая игра «Найди свое жилище»
Цель. Закрепление знаний о жилище народов Севера.
На странице в кармашке лежит кукла Северяночка, на следующей странице нарисованы различные жилища. Ребенок должен найти национальный домик Северяночки.
Дидактическая игра «Подбери одежду»
Цель. Закреплять знания об особенностях хантыйского костюма : головные уборы, элементы одежды.
На странице в кармашке лежат элементы национальной одежды ханты, на другой странице изображены силуэты девочки и мальчика. Ребенок должен подобрать соответствующие им элементы одежды.
Дидактическая игра «Что здесь лишнее?»
Цель. Закреплять знания об орудии труда; умение находить хантыйские орнаменты в ряде других орнаментов; умение классифицировать и обобщать.
На странице изображены предметы необходимые для охоты и рыбалки, один из предметов лишний.
На следующей странице изображены орнаменты, один из них лишний.
Предложите детям внимательно посмотреть и определить, что нарисовано лишнее, объяснить почему.
Дидактическая игра «Найди недостающую Северяночку»
Цель. Закрепление знаний о разнообразии национальной одежды; развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, наглядно-образного и логического мышления.
На странице в кармашке лежат по 3 одинаковых расписанных куклы - Северяночки. На другой странице изображена таблица в 3 ряда и 3 столбца.
Воспитатель берет разные 3 расписанные куклы, располагает их на верхний ряд, во втором ряду он выкладывает только 2 расписанные куклы такие же, как и в первом ряду, а в третьем ряду 1 расписанную куклу такую же, как и в первом ряду. Затем предлагает ребенку посмотреть, каких расписанных кукол из первого ряда не хватает во втором и третьем рядах.
Дидактическая игра «Найди отгадку»
Цель. Знать характерные признаки животных Севера, явлений природы; уметь по данным признакам находить отгадку; развитие связной речи, мышления.
На странице в кармашке приготовлены картинки, соответствующие загадкам. На следующей странице написаны загадки, воспитатель читает детям какую- либо загадку, они должны найти картинку - отгадку.
Дидактическая игра «Подбери сестренке брата»
Цель. Закрепление знаний о различных национальностях, которые живут в нашем крае; развивать умение объединять картинки в пары при наличии общего признака; развивать познавательный интерес, творческое воображение, внимание.
На странице в кармашке находятся 4 куклы - мальчиков в разных национальных костюмах. На другой странице нарисованы силуэты кукол - девочек в национальных костюмах. Ребенок из кармашка берет по одной кукле - мальчика и прикладывает их к соответствующим силуэтам кукол - девочек.
Пособие «В гостях у Северяночки» - выразительное, яркое, красочное, привлекает внимание детей, вызывает желание познакомиться с ним, выполнить то или иное игровое упражнение. В результате работы с данным пособием дети накапливают необходимую информацию, получают знания, которые позволяют испытывать чувство гордости за тот родной кусочек Земли, на котором они живут.