Людмила Батурина
НОД по окружающему миру для детей подготовительной группы «Жизнь народов Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Расширить и закрепить знания детей культуре, быте коренных народов Севера.
2. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;
3. Прививать интерес к народам севера и уточнить, чем богат этот край.
4. Развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы;
5. Воспитывать уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси, желание больше узнать об их жизни;
Публикация «НОД по окружающему миру для детей подготовительной группы „Жизнь народов Севера“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народы севера
- Подготовительная группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
6. Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.
Предварительная работа:
Беседа о Ханты-мансийском округе, рассматривание иллюстраций на тему: “Северный край”, чтение хантыйских и мансийских сказок, рассказов, ознакомление с загадками, пословицами народов севера, составление рассказов на темы: “Где мы живем?”, “Наш город”, дидактические игра “Что лишнее?”, подвижные игры “Хэйро” (солнце) и т. п.
Словарная работа:
чум, оленевод, малица, стойбище, коренные народы.
Материал:
глобус, карта Тюменской области, гимнастические палки, ткань, скотч, макет стойбища, куклы в национальных костюмах, д\и «Собери целое из частей», музыкальное сопровождение песней «Югра—сестра моя—Югра»
Литература:
Л. В. Федоров. Северные родники. Тюмень,2001г.
Арктика –мой дом. Москва. 2001г.
Дудников Н. Е. Мой дом Север. - М., 1998
Копцева Т. А. Природа и художник. - М. : ТЦ "Сфера", 2001.
Набор фотографий "Северный край"
Приложение к журналу "Северные просторы" № 3-4, 1996.
Турутина П. Г. По тропам моих предков и моего детства. - Челябинск: ПО "Книга", 2000.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Обозначим на глобусе флажком нашу страну.
Воспитатель: Как вы думаете, какая Россия по величине? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, Россия – это большая и прекрасная страна. Мы с вами не просто жители, мы настоящие граждане этой страны. Наверное, проживает в ней много людей разных национальностей.
Какие?
Дети: русские, ханты, татары, чуваши, ненцы, таджики, грузины, армяне, и т. п. (обращаю внимание на кукол в мини-музее «Кукла в национальном костюме»)
Воспитатель: А чем народы отличаются друг от друга?
Правильно, они могут отличаться внешностью. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.
Воспитатель: Ребята скажите, в какой области мы с вами живем?
Дети: В Тюменской (рассматривание карты Тюменской области).
Воспитатель: Наша Тюменская область очень большая и богатая, большую часть области занимают северные широты, в ней проживают много национальностей. Дети, кто из вас знает и может перечислить коренное население Севера?
Дети: Ханты, манси, ненцы, коми
Воспитатель: Правильно коренное население севера – это ханты и манси. Живут они здесь очень давно. Это смелые и мужественные люди. Природа Севера суровая и жить там нелегко.
И я предлагаю вам сегодня отправиться в гости к ним, посмотреть, как они живут. (Рассказ сопровождается показом на макете)
Воспитатель: Поселение хантов называется – стойбище. Традиционный дом ханты и манси чум - летнее и зимнее жилище. Как вы думайте, из чего его делают?
Дети: Чумы делают из оленьих шкур (Артем расскажет про чум из своей книжки – малышки «Сколько братьев у нашего дома»).
Воспитатель: А вы знаете, что огонь это для хантов имеет символическое значение. Символ огня - благопожелание - пусть огонь не гаснет в вашем чуме, то есть пусть никогда не закончится ваш род (показ на макете). В центре чума разжигали костер. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - чистая посуда.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, легко построить чум? Посмотрите, из чего можно построить чум? (Дети подбирают материал в группе для строительства чума).
Игра «Кто быстрее построит чум»
Детям нужно собрать палки в пучок и вверху закрепить скотчем, поставить на пол и развести палки-жерди в разные стороны. Сверху укрыть тканью - чум будет готов.
Воспитатель: Каких животных разводят на севере?
Загадка.
В тундре он бродит большими стадами,
Словно короной, красуясь рогами.
Важен он в жизни полярных народов-
Транспорт надёжный для дальних походов. (северный олень)
Дети: Оленей.
Воспитатель: Правильно, олень быстро бегает, их запрягают в упряжки, легко переносит мороз. Его копыта не проваливаются в снег, так как при ходьбе его копыта раздвигаются, и лапа становиться шире. Питается олень мхом - ягелем, ягодами, грибами. Их очень много в тундре. Просто так грибы нельзя трогать руками, если олень почует, что человек трогал гриб, он его есть не будет.
Воспитатель: Ребята, а какая основная профессия хантов?
Дети: Оленевод.
Воспитатель: Они ведут кочевой образ жизни. Съедят олени корм и идут дальше. А за ними оленеводы.
На чем переезжают оленеводы? Отгадайте загадку.
«Олень от них убегает, а они не отстают».
Воспитатель: Молодцы, это сани, но на языке хантов, они называются нарты.
Посмотрите, что в руке у оленевода?
Дети: Палка, шест.
Разминка «У оленя дом большой»
У оленя дом большой
Он глядит в свое окошко
Зайка по полю бежит
И к нему стучит:
Тук-тук, дверь открой
Там в лесу охотник злой,
Зайка — зайка забегай Лапу мне давай!
Воспитатель: Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает хантов, но и является для них транспортом, еще ханты ездят на собачьих упряжках.
Северный край нашей области очень богат реками и озерами, поэтому
кроме оленеводства народы севера занимаются рыболовством.
Какую рыбу могут поймать рыболовы?
Дети: щука, окунь, карась, язь.
Малоподвижная игра «Ручейки и озера».
Дети строятся по 3 колоны, Звучит быстрая музыка «ручейки» – дети бегают цепочкой друг за другом, медленная музыка «озера» - становятся в круг. Затем повторяется 3-4 раза.
Воспитатель: Как вы думаете, чем ханты могут питаться?
Как и все женщины хантеечки делают летом припасы: вялят и сушат рыбу, собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку.
Еще женщины делают нитки из крапивы – их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки.
Посуду ханты изготавливают из бересты, дерева.
Дети хантов помогают своим родителям: девочки – мамам, мальчики – папам. С юных лет родители обучают своих детей ремеслу. Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство (готовить еду, шить одежду, вышивать наряды, заботиться о младших и т. д., а отцы обучают сыновей ловить рыбу, охотиться.
Воспитатель: У северных народов свои песни и танцы, игры не похожие на русские народные.
Подвижная игра «Полярная Сова и евражки».
Цель: Развивать внимание, ловкость, быстроту.
Полярная сова находится в углу зала, остальные играющие евражки. Под музыку евражки ходят по залу как по тайге. По сигналу «Ночь», евражки останавливаются «замирают», не шевелятся. Полярная сова облетает всех евражек и того, кто пошевелиться уводит с собой, забирает.
Воспитатель: Посмотрим на одежду - хантов.
Просмотр слайдов
Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, зимой холодно в тундре?
Дети: – Холодно.
Воспитатель: – В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы, завывают метели. И чтобы не замёрзнуть, жители тундры шьют себе специальную одежду.
Загадка:
“В одну дырку влезешь, а из трёх вылезаешь”
Дети: – Малица.
Воспитатель: – Кто нам расскажет про малицу?
Дети: Малица – сплошная мужская шуба из оленьего меха с капюшоном.
Воспитатель: – На ногах мужчины носят длинные сапоги, сшитые из оленьего меха. Как они называются?
Дети: – Кисы.
Воспитатель: – Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и нигде его не бросает и не снимает.
- Ребята, вспомните, как называется женская шуба?
Дети: – Ягушка (рассматривают ягушку).
Воспитатель: – Чем отличается ягушка от малицы?
Дети: – Ягушка – женская одежда, у неё разрез впереди и нет капюшона. Она надевается, как пальто.
Воспитатель: – Мы с вами говорили, что для мужчины пояс – гордость. Что является гордостью для женщины?
Дети: – Сумочка.
Воспитатель: В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т. д. Ханты очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, бисера, цветных ниток.
Игра-воображение «Мы попали на Север»
Цель: Расширение представлений об особенностях народов Севера.
Дидактическая игра «Собери целое из частей»
Цель: Умение составлять целое из частей.
Но для этого надо разбиться на 3 группы. Ребята, у кого в одежде есть, желтый цвет подойдите к желтому кубику, синий – к синему кубику, а у кого нет в одежде ни желтого, ни синего цвета подойдите к красному кубику. Теперь у нас команды!
(звучит песня «Югра—сестра моя—Югра»)
Что вы собрал? (чум, нарты и т. д.)
Воспитатель: Посмотрите, что сияет над чумом?
Дети: Это северное сияние.
Северное сияние очень красивое зрелище, как яркие ленты на небе. Оно ярче радуги. Иногда полыхает несколько часов, а иногда сразу гаснет.
Игра «Какой, какая?».
1. Север какой (суровый, красивый край)
2. Погода какая (морозная, холодная, студеная)
3. Пурга что делает (заметает, воет, бушует)
4. Северное сияние какое (красивое, сказочное, разноцветная)
5. Олень какой (красивый, добрый, смелый)
6. Тундра какая (безлесная, снежная, красивая)
8. Зимой какая ночь (полярная)
9. На чём коренные жители передвигаются по тундре?
10. Какие животные живут на Севере?
11. Что едят олени? (ягель, мох).
Итог.
-Что новое вы узнали сегодня?
-Какие новые слова вы запомнили?
-Какие трудности были для вас.