Светлана Цыганова
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы «Рассматривание и описание сюжетной картины «Ежи»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы".
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, рассматривание картин.
Цель занятия: учить детей рассматривать картину
Задачи:
образовательные:
• совершенствовать знания детей о диком животном еже.
• уточнять и закреплять знания детей о взаимосвязях в живой природе.
• умение видеть красоту окружающего мира.
• обогащать словарный запас с помощью наречий.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы „Рассматривание и описание сюжетной картины „Ежи“» размещена в разделах
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Ежик. Составление рассказа, рассказывание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
воспитательные
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
развивающие :
• продолжать совершенствовать связную диалогическую речь детей.
• продолжать развивать эмоциональное восприятие произведений художественной литературы.
Методы и приемы:
• словесный (беседа, объяснение, художественное слово);
• наглядный (показ, демонстрация)
Планируемые результаты:
предметные:
• умеет оценивать и характеризовать поступки и характер героев стихотворения;
метапредметные:
• использует в речи соответствующую лексику;
• расширение кругозора;
• принимает активное участие в беседе;
личностные:
• сопереживает героям стихотворения;
Словарная работа: грустно, тревожно, страшно, одиноко, тоскливо.
Предварительная работа: заучивание наизусть отрывка из стихотворения
Г. В. Сапгира "Четыре конверта"
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением леса, диких животных (ежей).
Ход непосредственно-образовательной деятельности
1. Организационный момент
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Ход занятия
-Ребята, отгадайте загадку:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной. (ёж)
Воспитатель: - Кто нарисован на этой картине?
- Посмотрите внимательно, они все одинаковые?
- Что делает ежиха? Ежата?
- Что едят ежи?
- Зачем ему нужны иголки?
- Какая мама ежиха?
(Большая, крупная, смелая, сильная, осторожная).
- Какие ежата?
(Маленькие, забавные, трусливые, хорошие)
- Что делает мама?
(Заботится о своих детях, кормит их, учит добывать в лесу корм).
- Где живут ежи? (на лесных опушках, в заросших кустарником оврагах, летом приходят в огороды).
Посмотрите внимательно на лес. Кто догадался, какое время года изображено? Опишите лес.
(На картине изображено целое семейство ежей в осеннем лесу).
- Как вы думаете, это дружная семья?
- Как вы догадались?
Примерные варианты ответов детей : (Все вместе, взрослые заботятся о детях, дети учатся повадкам у взрослых)
Воспитатель вместе с детьми придумывают рассказ, используя слова: (ежи, ежиха, ежата, осенний лес, заботятся друг о друге, колючие, большая, маленькие, пугливые).
- Ребята, вам нравятся ежиха и ежата, изображенные на картине?
- Как вы думаете, ежам понравиться, если ребята заберут их из леса домой?
- Почему же им не понравиться?
Примерные варианты ответов детей :
(Ведь мы будем за ними хорошо ухаживать, вкусно кормить, дома тепло, светло, врагов нет - волка, лисы).
- Правильно, ребята.
Каждому животному лучше всего там, где оно родилось, где оно живет. Животных нельзя забирать из привычного для них места обитания.
Лес - это дом диких животных. Они в нем приспособлены жить и добывать пищу.
У ежа вся спина и бока покрыты острыми иголками. Мордочка и брюшко без иголок. Иголки нужны ежу защищаться от врагов. В случае опасности ёжик сворачивается в клубок из иголок, фыркает угрожающе и подпрыгивает, пытаясь уколоть иголками.
- Что же ест ёж?
Примерные ответы детей : (в основном насекомыми (жуками, уховертками) и их личинками, слизнями, улитками, дождевыми червями. Из растительных кормов он предпочитает желуди, грибы, ягоды и фрукты)
- Ребята, а где зимует ёж? (в норе)
Послушаем отрывок стихотворения Г. Сапгира "Четыре конверта"
(рассказывает ребёнок)
"Листопад.
На пеньке - семья опят.
Тут же под корнями пня
Комнатёнка у меня.
На постели -
Лист резной.
Ждите весточки - весной".
Воспитатель:
Ёж готовит осенью теплое гнездо для зимовки, таскает сухие листья и мох. Зимой крепко спит, ничего не ест и не двигается, впадает в спячку.
Игра "Вышли ёжики гулять"
1, 2, 3, 4, 5 – вышли ежики гулять,
вправо, влево посмотрели: нет лисы за веткой ели?
Присели, встали, поморгали, поморгали и домой все побежали.
Пальчиковая гимнастика
«Повстречал ежонка еж:
Здравствуй, братец!
Как живешь?» - одновременно кончиками пальцев правой и левой поочередное касание
Стихотворение В. Осеевой "Ежинка"
В глубокой прохладной ложбинке,
Где летняя травка свежа,
Привольно живётся Ежинке,
Единственной внучке Ежа.
Весь день она тихо играет,
Шуршит прошлогодним листом,
Еловые шишки бросает
И дремлет в тени под кустом.
Однажды надвинулась тучка,
Стал ветер деревья качать,
И Ёжик любимую внучку
Заботливо вышел встречать.
И вдруг, запыхавшись, Зайчишка
Бежит, перепуган до слё з:
– Скорее! Какой-то мальчишка
Ежинку в корзине унёс!
Мелькали берёзы и ёлки,
Зелёный кустарник и рожь.
Подняв, как оружье, иголки,
Бежал, ощетинившись, Ёж!
В прохладной пыли на дороге
Он след мальчугана искал.
Он по лесу бегал в тревоге
И внучку по имени звал!
Стемнело… И дождик закапал,
Живого следа не найдёшь.
Упал под сосной и заплакал
Измученный дедушка Ёж!
А дедова внучка сидела
За шкафом, свернувшись клубком.
Она и взглянуть не хотела
На блюдце с парным молоком!
И утром к зелёной ложбинке
Из города дети пришли,
И дедову внучку Ежинку
В корзинке назад принесли.
Пустили на мягкую травку:
– Дорогу домой ты найдёшь?
– Найдёт! – закричал из канавки
Взволнованным голосом Ёж.
Ребята, как чувствовала себя Ежинка в чужом доме? (грустно, тревожно, страшно, одиноко, тоскливо)
Какое было настроение было у дедушки Ежа, когда вернулась его внучка Ежинка? (радостное, веселое и т. д.)
Рефлексия:
Человек – часть природы, должен вести себя так, чтобы ей не навредить. А что для этого он должен делать? (беречь, охранять, не разорять гнезда, не убивать, защищать, заботиться, в лесу не шуметь, громко не петь, не ловить бабочек) .