Светлана Краюшкина
Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию детей методом синквейна «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие речи дошкольников посредством составления синквейна.
Задачи:
1. Пополнять знания детей по лексическим темам, обогащать пассивный и активный словарный запас.
2. Упражнять детей в составлении синквейнов с опорой на модель схему.
3. Формировать умение внимательно слушать друг друга.
Ход занятия.
В-ль: Здравствуйте, ребята! У меня сегодня замечательное настроение, а у вас?
Давайте улыбнёмся друг другу…Подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением друг с другом.
Пусть наша добрая улыбка
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию детей методом синквейна „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Темочки
Согреет всех своим теплом
Напомнит нам, как важно в жизни
Делится счастьем и добром.
Чтобы оно оставалось такое же чудесное у вас, давайте назовём ласково каждый своё имя. Приветствие «Назови ласково своё имя». (передают мяч по кругу и называют ласково своё имя)
В: Ребята послушайте мою загадку
Дождь по улице идет,
Мокрая дорога,
Много капель на стекле,
А тепла немного.
Как осенние грибы,
Зонтики мы носим,
Потому что на дворе
Наступила … (осень).
В: Все мы рады наступлению осени.
Ребята какая бывает осень?
Д. золотая, волшебная, прекрасная, яркая, короткая, дождливая, хмурая, грибная, засушливая, долгая, ранняя, поздняя, разноцветная, ветреная, красивая, солнечная, игривая, серая, холодная, весёлая.
В: Ребята что делает осень?
Д: Красится, золотит, опадает, дождит, шумит, прячет, светится, радует, приходит, хмурится, дрожит, украшает, восхищает, танцует, красится, золотит, опадает, наступила, позолотила, покрасила, льёт, шумит, дует
В. Какое настроение у вас возникает когда вы говорите об осени. ?
Д. Веселое, задорное, прекрасное, хорошее, грустное, печальное…
(Дети присаживаются на стульчики к доске)
В: Давайте все вместе составим синквейн про осень
(составляем синквейн, на доске схема)
1. Осень.
2. Солнечная, тёплая
3. Дарит, светится, радует
4. Осенью в парке осыпаются листья.
1. Осень.
2 .Холодная, дождливая
3. Приходит, хмурится, дрожит
1. Осень.
2. Веселая, разноцветная
3. Украшает, восхищает, танцует
4. Осень красивое и яркое время года.
В: Почему осень щедрая?
Д: Осень приносит нам дары (овощи, фрукты, грибы, урожай)
В: Предлагаю вам отгадать загадки про дары осени, но загадки не простые, а синквейн-загадки.
1.?
2. Сладкая, оранжевая
3. Растет, хрустит, прячется.
4. Полезна для организма.
5. Овощ. (Морковь)
1.?
2. зелёный, продолговатый
3. хрустит, растёт, освежает
4. его добавляют в салат
5. огородный овощ (огурец)
1.?
2. красный, круглый
3. сажают, поспевает, консервируют
4. вкусный и полезный овощ, а в сказке его называли синьор
5. полезный овощ (помидор)
1.?
2. вкусная, сочная
3. висит, спеет, желтеет
4. вкусный фрукт, похож на лампочку
5. вкуснятина (груша)
1.?
2. круглое, спелое
3. висит, созревает, краснеет
4. в сказке медведь разделил его поровну
5. фрукт (яблоко)
1.?
2. съедобные, несъедобные
3. растут, собирают, жарят
4. Осенью скрываются под опавшей листвой.
5. лес (грибы)
В: А сейчас немного отдохнём и поиграем, выходите на ковёр.
Физкультминутка «Ловкий грибник»
Дети стоят в кругу и поют. Ведущий – ребёнок идёт за кругом. По мере развития песни он останавливается, держа в руках гриб.
На полянке на лесной
Вырос белый гриб большой.
Вкусный и полезный,
И на вид прелестный.
Дети говорят хором:
Эй, грибник, спеши скорей,
Первым взять его сумей!
Между кем встал ребёнок с грибом в руках, те двое ребят разворачиваются спиной друг к другу и бегут в противоположные стороны навстречу друг другу под музыку. Кто первый возьмёт грибок, тот и становится ведущим.
(дети садятся на свои места)
В: Где люди собирают грибы?
Д: В лесу.
В: Кого из животных мы можем повстречать в лесу?
Д: Волк, лиса, медведь, белка, ёж, заяц.
В: Что делают животные осенью в лесе
Д: Готовятся к зиме, делают запасы, готовятся к спячке, утепляют свои домики.
В: Давайте вспомним, как называется «дом» у животных?
Медведь живёт …. в берлоге.
Белка живёт…. в дупле.
Лиса живёт…. в норе.
Волк живёт…. в логове.
Зайчик живёт….под кустом.
Молодцы, ребята! А сейчас отгадайте мою загадку:
С ветки на ветку могу я летать.
Рыженький хвост никому не поймать.
Некогда летом в лесу мне играть
Надо грибы для зимы собирать. (белка)
Итак, мы составляем синквейн про белку.
Пользуясь схемой на доске, расскажите о белке. Дети выполняют. (Ребёнок встаёт и рассказывает свой рассказ, другие дети внимательно его слушают).
1. Белка
2. Рыжая, ловкая
3. Прыгает, грызет, готовится
4. Белка готовит к зиме запасы грибов и шишек
5. Проворный зверек!
(синквейн составляет 1-2 ребёнка)
В: Следующую загадку нам загадает….
Р: Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
В: Следующий синквейн мы будем составлять про медведя.
Д: (1-2 ребёнка, по очереди)
1. Медведь.
2. Косолапый, большой.
3. Рычит, Лакомится, Спит.
4. Зимой медведь спит в берлоге.
5. Зверь.
В: Следующую загадку нам загадает….
Д: На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
В: Составляем синквейн про волка.
Д: (1-2 ребёнка, по очереди)
1. Волк.
2. Серый, пушистый.
3. Ходит, охотится, воет.
4. Серый волк охотится на зайца.
5. Хищный зверь.
В: Кто ещё хочет загадать загадку про лесных обитателей:
Р: Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её? … (Лиса)
В: Следующий синквейн будем составлять про лису.
Д: (1-2 ребёнка, по очереди)
1. Лиса.
2. Хитрая, рыжая
3. Бегает, охотится, ворует.
4. Рыжая лиса бегает по лесу.
5. Животное
В: А про кого мы будем составлять следующий синквейн, нам скажет….
Выходи загадай ребятам загадку
Р: В густом лесу под ёлками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой. (Ёж)
В: Следующий синквейн будем составлять про ежа
Д: (1-2 ребёнка, по очереди)
1.Ёж
2. Маленький, колючий
3. Катится, фырчит, боится
4. Маленький ёжик живет в лесу.
5. Маленький клубочек!
В: Молодцы ребята, как здорово у вас получается
А ещё у нас …. знает загадку про лесного зверька
Р: Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
В: Следующий синквейн будем составлять про зайца
(1-2 ребёнка, по очереди)
1. Заяц
2. длинноухий, пугливый
3. убегает, прячется, грызёт
4. Длинноухий заяц прячется в кустах
5. пушистый зверёк.
Итог занятия:
Ребята, у меня есть вот такой мячик.
Давайте поиграем…
Мяч красивый и волшебный,
Будет в руки к нам скакать
И вопросы задавать.
Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.
Воспитатель:
1. Каких зверей можно встретить в лесу? (медведя, волка, зайца, лису, белку, ежа)
2. Самое колючее животное? (ёж)
3. Где живёт белочка? (на дереве в дупле)
4. Какое дикое животное считается самым хитрым? (лиса)
5. Какое животное спит зимой? (медведь, ёж)
6. Где спит медведь? (медведь спит в берлоге)
7. Какое дикое животное самое пугливое и трусливое? (заяц)
8. Какой лесной житель сушит себе грибы на деревьях? (белка)
9. Самым неуклюжим и косолапым? (медведь)
10. Какое дикое животное самое пугливое и трусливое? (заяц)
11. Кто страшный, серый, зубастый? (волк)
12. Кто зимой белый, а летом серый? (заяц)