Вера Просекова
Конспект НОД по развитию речи «Дифференциация звуков [ж]-[з]» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дифференциация звуков «Ж» и «З» в старшей группе.
Цель: формирование у детей умения различать звуки З-Ж в слогах, словах по акустическим и артикуляционным признакам.
Задачи:
1. уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;
2. отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах;
3. формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж];
4. развивать фонематическое восприятие и фонематические представления у
детей;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Дифференциация звуков [ж]-[з]“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
5. воспитывать умение детей работать сообща, слушать ответы и дополнять
друг друга.
Наглядный материал:
Магнитная доска, карточки – схемы, фишки красного цвета на каждого ребенка, карточки с изображениями животных и растений.
Предварительная работа:
Д/и «Поймай звук», «Четвертый лишний», рассматривание картинок; определение, с какого звука начинается слово.
Структура занятия:
Вводная часть (3 мин.)
Методические приемы: сюрпризный момент (гости, наглядные (показ
иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при
правильном произношении, словесные (оценка детской речи).
Основная часть. (17 мин)
Методические приемы: наглядные (раздаточный материал, словесные
(повторное проговаривание, вопрос, игровые (физминутка).
Заключительная часть (5)
Методические приемы: словесные (вопрос).
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с
Ними».
Дети: «Здравствуйте!»
Воспитатель: «Молодцы! Проходите на свои места. А у нас еще гости! Угадайте их! А подсказкой будут для вас загадки:
Словно гвоздик на магнит,
Он на нас бросается –
Без бубенчиков звенит,
Без зубов кусается. (комар)
Громко я жужжу, летая,
Мёд целебный собирая.
Всем полезна и мила
Хлопотливая (пчела)».
Воспитатель: «Молодцы, ребята, загадки отгадали, скажите, а вот как жужжит пчела и как звенит комарик?»
Дети: «Пчела жужжит ЖЖЖЖ, а комарик звенит ЗЗЗЗ….
Воспитатель: «Все верно. Сегодня у нас в гостях пчелка Жужа и комарик Звонарик, поздоровайтесь» (вывешиваются на магнитную доску картинки с изображением комарика и пчелки).
Дети: «Здравствуйте!»
Воспитатель: «Жужа и Звонарик очень хотят знать, правильно ли вы умеете произносить
звуки, которые они издают и предлагают выполнить задания. Выполним их?»
Дети: «Да!»
Воспитатель: «Ребята, давайте для начала вспомним особенности этих звуков. Песенка комарика, З-З-З губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка у нижних зубов, по языку проходит холодный воздух, горлышко работает ЗЗЗЗ… Арина, повтори, как поет комарик?»
Арина: «ЗЗЗЗ…»
Воспитатель: «Песенка пчелки Ж-Ж- Ж, губы бубликом, зубы слегка разомкнуты, язычок за
верхними зубками по языку проходит теплый воздух. ЖЖЖ… Артем, как жужжит пчелка?»
Артем: «ЖЖЖ…»
Воспитатель: «Ребята, а давайте тоже превратимся в пчелок и комариков, так нам будет
легче общаться с нашими гостями и выполнять задания Жужи и Звонарика. Но перед этим мы выполним артикуляционную гимнастику: «Окошко», «Чистим зубы», «Дудочка». Итак, приступаем к первому заданию. Я буду произносить слова, в которых есть звуки «Ж» и «З». Если вы услышите звук «Ж», сразу машете кистями рук, как будто летит пчелка. А если услышите в слове звук «З», легонько хлопните в ладоши, как будто ловите комара.» (слова: зонт, желтый, зеленый, жарко, знойно, желторотый, зверек, звенит, журчит, жадина, забияка, жонглер, злюка).
Воспитатель: «Ребята, молодцы! А теперь следующее второе задание от наших гостей. Это «Слоговая песенка». Повторяйте за мной слоговую песенку: за-жо- за, жы-зу- жы, зу-жа-зу, жа-зи-жа, зы-жу-зы… А теперь перейдем к чистоговоркам. Произносить чистоговорки сначала будем тихо, потом громко, а затем шепотом».
ЗА - ЗА - ЗА – летает стрекоза.
ЗЫ - ЗЫ – ЗЫ – два крыла у стрекозы.
Зу-зу-зу - едет Ваня на возу.
ЖИ – ЖИ - ЖИ – колючие ежи.
ЖУ – ЖУ – ЖУ – молока дадим ежу.
Жа-жа-жа - сто иголок у ежа.
Жа, жа, за — вот идет коза
За, за, жа — мы видели ежа
За, жа, за — закрыли мы глаза
Жа, за, жа — нет у нас ножа
Воспитатель: «Ребята, у вас отлично получается, переходим к третьему заданию «Четвертый лишний». В этом задании внимательно рассматриваем карточки и отвечаем, какая картинка здесь лишняя и почему».
Воспитатель: «Ребята, все молодцы. Жужа и Звонарик очень довольны нашими результатами, и они предлагают отдохнуть.
Физминутка.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)
На лбу, ушах, на шее, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
Воспитатель: «Молодцы, Жужа и Звонарик приготовили вам следующее задание. В этом задании вам необходимо определить звук в слове. На столах у вас лежат карточки-схемы в виде рыбы, где голова рыбы означает начало слова, туловище – середину слова, а хвост – конец слова. Определив место звука в слове Вам необходимо поставить фишку красного цвета на ту или иную часть рыбы». (слова для звукового анализа: журнал, лыжник, виражи, чиж, жираф, ежик, морж; зима, мороз, козлик, арбуз, замок, ваза).
Воспитатель: «У нас осталось последнее задание, которое называется «Доскажи словечко».
Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу, хвост короче уха.
Живо угадай-ка, кто же это?. (Зайка.)
Я сижу едва не плача,
Очень трудная. (задача).
Двор в снегу, белы дома,
Ночью к нам пришла. (зима).
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю ….(зарядку!
В речке проживает щука
А зовут ее все (злюка).
Светит солнце, светит ярко,
Всем нам стало очень (жарко).
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его… (арбуз).
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель(ёжик).»
Воспитатель: «Теперь нам пора прощаться с нашими гостями с Жужей и Звонариком. До
свидания, Жужа и Звонарик, приходите еще к нам. Нам с вами очень весело было».
Воспитатель: «Ребята, скажите, как звали пчелку и комарика? (Жужа и Звонарик) Какие звуки учились различать? («Ж», «З») Что запомнили? Что понравилось? Что было трудно? До свидания, Ребята!»
Дети: «До свидания!»