Наталья Стешенко
«Звуковой анализ слов «жук» и «лук». Словоизменение». Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слов «жук» и «лук». Словоизменение.»
Задачи: Закреплять умение интонационно выделять звук в слове; расширять представления детей о родном языке в игровых упражнениях на словоизменение. Продолжать упражнять детей производить звуковой анализ слов «жук» и «лук»; совершенствовать умение детей находить сходство и различие слов по их звуковому составу. Продолжать закреплять умение составлять предложения из 2, 3, 4 слов. Упражнять детей в штриховке предметов (в разном направлении).
Пособия: картины-схемы слов «жук» и «лук», карточки трехзвуковых слов, конверты с фишками; тетради, простые карандаши.
Ход занятия
1. Организационная часть.
Игра «Скажи как я».
Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч кому-либо из ребят, называя слово с интонационным выделением любого из согласных звуков (ррука, саммолет, трубба, нножик, домм, ллампа).
Ребенок должен повторить слово так, как его произносит взрослый, перебрасывая мяч назад.
Игровое упражнение на словоизменение.
Педагог предлагает детям изменить один звук в заданном слове, чтобы получилось новое слово, например: дом – дым; сыр – сор; кот – кит; мат – мот
2. Основная часть.
Звуковой анализ слова «жук» (проводят три ребенка, каждый выделяет один звук).
Воспитатель вывешивает на доску картинку звукового анализа слова «ЖУК». Под картинкой показана схема.
Перед детьми карточки для звукового анализа.
Три ребёнка выполняют задание у доски, остальные дети у себя на карточке.
Воспитатель: Произнесите слово так, чтобы хорошо был слышен первый звук. Назовите первый звук в этом слове и обозначьте этот звук на схеме с помощью фишки.
Ребёнок: «Жжжук» - первый звук [ж]. (воспитатель проводит указкой под схемой, задерживая указку под первым звуком)
- В первом домике живет звук «Ж».
Воспитатель: Каким цветом мы обозначим этот звук? (синим)
- Почему? (это согласный).
Это согласный звук и обозначаем его синей фишкой.
Воспитатель: Они не умеют петь. Они носят синюю одежду. Они умеют только рычать, мычать, свистеть, шипеть, пыхтеть, сопеть, шуршать и никогда не смогут петь так, как поют гласные.
При произнесении согласных звуков встречается преграда: губы, зубы, язык. Это согласные звуки. Их петь нельзя.
(Произнести этот звук мешает язычок.) Это согласный звук и обозначаем его синей фишкой.
Воспитатель: Произнесите слово так, чтобы хорошо был слышен второй звук. Назовите второй звук в этом слове и обозначьте этот звук на схеме с помощью фишки.
Ребёнок: «Жууук» - второй звук [у]. (воспитатель проводит указкой под схемой, задерживая указку под вторым звуком)
- Во втором домике живет звук «У».
Воспитатель: Каким цветом мы обозначим этот звук? (красным)
- Почему? (это гласный).
- Когда его произносим, ничего не мешает, этот звук можно пропеть, произнести громко или тихо. Это гласный звук и обозначаем его красной фишкой.
Воспитатель: Произнесите слово так, чтобы хорошо был слышен третий звук. Назовите третий звук в этом слове и обозначьте этот звук на схеме с помощью фишки.
Ребёнок: «Жуккк» - третий звук [к]. (воспитатель проводит указкой под схемой, задерживая указку под третьим звуком)
- В третьем домике живет звук «К».
Воспитатель: Каким цветом мы обозначим этот звук? (синим)
- Почему? (это согласный).
- Это согласный звук обозначаем его синей фишкой.
Воспитатель: Прочитаем слово хором.
- Сколько звуков в слове жук?
- Назовите первый звук. (Ж)
- Назовите второй звук. (У)
- Назовите третий звук (К)
Игра со словом «жук».
Суть игры: вызвать детей по номерам (1, 2, 3, позвать к себе по звукам ([у], [к], [ж]). Дети встают так, чтобы получилось слово «жук».
Звуковой анализ слова «лук».
Загадка:
Скинули с Егорушки,
Золотые перышки.
Заставил Егорушка
Плакать без горюшка.
(Лук.)
Воспитатель вывешивает на доску картинку звукового анализа слова «ЛУК». Под картинкой показана схема. По ней можно определить, сколько в слове звуков.
Перед детьми карточки для звукового анализа.
Три ребёнка выполняют задание у доски, остальные дети у себя на карточке.
Воспитатель: Произнесите слово так, чтобы хорошо был слышен первый звук. Назовите первый звук в этом слове и обозначьте этот звук на схеме с помощью фишки.
Ребёнок: «Лллук» - первый звук [л]. (воспитатель проводит указкой под схемой, задерживая указку под первым звуком)
- В первом домике живет звук «Л».
Воспитатель: Каким цветом мы обозначим этот звук (синим)
- Почему? (это согласный).
- Произнести этот звук - мешает язычок. Это согласный звук и обозначаем его синей фишкой.
Воспитатель: Произнесите слово так, чтобы хорошо был слышен второй звук. Назовите второй звук в этом слове и обозначьте этот звук на схеме с помощью фишки.
Ребёнок: «Лууук» - второй звук [у]. (воспитатель проводит указкой под схемой, задерживая указку под вторым звуком)
- Во втором домике живет звук «У».
Воспитатель: Каким цветом мы обозначим этот звук? (красным)
- Почему? (это гласный).
- Это гласный звук и обозначаем его красной фишкой.
Воспитатель: Произнесите слово так, чтобы хорошо был слышен третий звук. Назовите третий звук в этом слове и обозначьте этот звук на схеме с помощью фишки.
Ребёнок: «Луккк» - третий звук [к]. (воспитатель проводит указкой под схемой, задерживая указку под третьим звуком)
- В третьем домике живет звук «К».
Воспитатель: Каким цветом мы обозначим этот звук? (синим)
- Почему? (это согласный).
- Это согласный звук обозначаем его синей фишкой.
Воспитатель: Прочитаем слово хором.
- Сколько звуков в слове лук?
- Назовите первый звук. (Л)
- Назовите второй звук. (У)
- Назовите третий звук (К)
Игра «Живые модели». (Со словом «лук»)
- Дети, вы будете сейчас звуками слова «лук». (Распределение звуков).
- Ну – ка встаньте, звуки, так как вы стоите в слове. (Чтение слова).
- Молодцы, ребята!
- Можно ли прочитать слово, если звуки стоят не по порядку? (Чтение слова).
Удивительная штука, вечно плачут все от лука.
Ты съедай его скорей, сразу будешь здоровей!
Задание детям:
а) Найти одинаковые звуки в словах «жук» и «лук». Назвать звуки, которыми эти слова отличаются друг от друга.
б) Загадка. На доске вывешены таблицы, на которых нарисованы мак, лук, жук, дом, дым, шар.
Найти слова, в которых есть звуки [к], [м], [а], [у].
Работа в тетрадях.
Штриховка елочек в разных направлениях.
3. Заключительная часть. Итог занятия.