Семенова Наталья Ивановна
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Программное содержание:
Цель: Формирование представлений детей о хлебе, как одном из величайших богатств на Земле.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять и уточнять знания детей о процессе выращивания хлебных зерновых культур, изготовлении хлеба
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
– Познакомить со свойствами муки через экспериментирование.
- закреплять знания детей о музеях, правилах поведения в музее;
Развивающие :
- Развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать выводы.
- Развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы.
- Развивать внимание, мышление, память, речь.
Развивать умение детей лепить изделия из соленого теста.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
- Способствовать созданию атмосферы доверия, партнерства, взаимопомощи
Ход НОД
1. Организационный момент.
Вос-ль (в русском народном костюме) : Здравствуйте ребята!
«Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руку, побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно на вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься, все хотим мы много знать?»
– Ребята, я вам принесла загадочную коробочку. И только я знаю, что в ней находится.
– Вам интересно?
– В ней находится «чудо земли». Дам вам подсказку.
Загадка
– Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет. (хлеб)
Предлагаю отправится в увлекательное путешествие. Согласны? Тогда в путь! Мы отправимся в музей.
Воспитатель: Скажите, а кто работает в музее?
Дети: Экскурсовод.
Воспитатель: Что делает экскурсовод?
Дети: Проводит экскурсии, знакомит посетителей с различными предметами (экспонатами) .
Воспитатель: А давайте мы вместе с вами вспомним правила, которые нужно соблюдать во время посещения музея:
Дети отвечают, воспитатель подсказывает:
1. Нельзя шуметь.
2. Нужно внимательно слушать экскурсовода, не перебивать.
3. Все вопросы задавать только после рассказа экскурсовода.
Воспитатель: Сегодня во время нашего путешествия, я буду вашим экскурсоводом.
Воспитатель: Итак, ребята сегодня мы с вами отправляемся в музей хлеба. Для этого мы строимся парами и превращаемся в маленький паровозик! Вагончики двигаются аккуратно, соблюдая дистанцию (включаются звуки движения поезда).
Воспитатель: Вот мы и приехали в мини-музей «Хлеб – всему голова».
Ребята, обратите внимание: у нас на печи стоит тарелка. Что вы видите в ней?
Дети: хлеб, батон, калачи, сушки, печенья и т. д.
В: Как их можно назвать одним словом? (Мучные изделия)
Если они мучные, значит, из чего они сделаны? (Из муки)
В: А как называется закрывающийся ящик, где хранят хлеб и другие хлебобулочные изделия? (Хлебница)
В: Молодцы!
В: А вот посмотрите, в мешочках лежат разные зерна. Давайте их рассмотрим и определим, как они называются.
Дети: Овес, пшеница, рожь.
Воспитатель: А как будет называться мука
из пшеницы (пшеничная)
из овса (овсяная)
из ржи (ржаная)
В: Раньше для помола зерна, использовали вот такую ветряную мельницу, чтобы получить муку. (показ).
Ребята, в нашей стране самая распространенная мука это пшеничная и ржаная. Посмотрите, вот такой хлеб выпекают из этих видов муки. Как вы думаете в какой из них пшеничный, а в какой ржаной?
Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили.
Воспитатель: Давайте ребята вспомним пословицы и поговорки, посвященные хлебу.
Дети: - «Хлеб- всему голова»; «Худой обед, коли хлеба нет»;
«Будет хлеб- будет и обед»; «Не трудиться - хлеба не добиться». «Без хлеба сыт не будешь». «Будет день - будет и хлеб». «Плох обед, коли хлеба нет». «Хлеб - кормилец.»
Вос-ль: Отправимся дальше в путешествие на поле.
Давайте с вами вспомним, откуда берётся мука.
Слайд № 1 Всё начинается с маленького зёрнышка. Это – зерна пшеницы.
Слайд № 2 Сеют пшеницу в землю.
Слайд № 3 Зёрна прорастают.
Слайд №4 Осенью пшеница созревает.
Слайд №5 Колоски убирают специальными машинами – комбайнами.
Собирается много зерна.
Слайд № 6,7
Затем зерно на мельнице мелят и получают муку.
В. : Вот видите, ребята, сколько нужно потрудиться, чтобы вырастить колосья и испечь хлеб. Хлеб нельзя выбрасывать. Его нужно беречь, а остатками и крошками можно покормить птиц на прогулке.
Дидактическая Игра «Разложи картинки по порядку»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто то перепутал все картинки! Надо их рассмотреть и вспомнить, какой длинный и трудный путь проходит зернышко, прежде чем попадет к нам на стол хлебом. Вам их надо разложить в правильной последовательности. Что было сначала, а что потом, проговаривайте последовательность картинок вслух.
ВОС-ЛЬ: Давайте представим, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю. (дети присаживаются).
Физкультминутка «В землю зёрнышко упало»
– В землю зёрнышко упало,
Подрастать на солнце стало
Дождик землю поливал,
Колосок всё подрастал.
Вдруг весёлый ветерок
Закачал наш колосок.
– Вы немного отдохнули, давайте продолжим наше путешествие.
Вос-ль: А теперь отправляемся в лабораторию.
Вос-ль: Здравствуйте ребята. Рада вас видеть. Я предлагаю сегодня изучить свойства муки. Хотите? Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию. Но для начала вспомним правила, которые необходимо соблюдать во время экспериментов. (Нужно внимательно слушать задания, выполнять только то, что сказано, быть аккуратными).
Пойдемте за столы, наденьте фартуки и садитесь. Посмотрите, что у нас на столах.
Дети: Тарелочки с мукой, ложки, стаканчики, ситечки, салфетки.
Вос-ль: Ребята, все это нам надо для того, чтобы изучить свойства муки.
Давайте, рассмотрим муку.
Скажите, какая мука по цвету? ( Ответы детей: белая).
ОПЫТ №1 «Запах»
Вос-ль: Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах?
Дети: Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный.
Мука имеет запах.
Опыт № 2 «Сыпучая»
Вос-ль: Из стакана через ситечко высыпаем муку в тарелку. Что происходит с мукой?
Дети: Сыплется.
Мука сыпучая.
Опыт № 3 «Мягкая»
Воспитатель: Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Мука какая?
Дети: Легкая, мягкая, гладкая, воздушная
Мука – мягкая, пушистая.
Опыт № 4 «Можно рисовать»
Разровняйте муку в тарелочке, слегка двигая поднос в стороны. Попробуйте
что-нибудь нарисовать на муке пальцем. – Оказывается на муке можно
писать и рисовать.
Опыт № 5 «Растворяется в воде»
Вос-ль: Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой? Она растворилась?
Дети: Растворилась
Вос-ль: Добавьте еще две ложечки. Размешайте и определите, что получилось?
Дети: Получилось жидкое тесто.
Вос-ль: Какое стало тесто?
Дети: Тесто тягучее, липкое, плотное, густое.
Ребята, а кто из вас видел дома, как мама из муки делает тесто? Что мама добавляет в муку, чтобы замесить тесто? (Ответы детей).
Правильно, нужно в неё добавить воду, соль, сахар, яйцо, дрожжи, все перемешать. Так замешивают тесто для выпечки.
А еще можно приготовить соленое тесто? Как вы думаете, что в него добавляют?
Дети: Соль.
Воспитатель: Правильно, в него кладут очень много соли. А как вы думаете, можно такое тесто есть?
Дети: Нет, оно слишком соленое.
Воспитатель: Из этого теста можно слепить что угодно. Его не нужно печь, нужно только положить в теплое место для просушки. Когда изделие высохнет, его можно покрасить красками и использовать для игр, например в " Магазин".
Я открою вам секрет. Я приготовила для вас соленое тесто. Предлагаю из него приготовить крендельки, баранки и печенья. Возьмите кусок теста в руки, раскатайте ладошками шарик (показ). Чтобы приготовить печенье, положите готовые шарики на доску, примните ладонью. А теперь возьмите формочки и выдавите ими из лепёшек фигурки. Готовое печенье мы сложим на поднос. (Дети самостоятельно лепят из теста, воспитатель по необходимости помогает детям, напоминает о приемах лепки, стимулирует проявление творческого подхода к работе). А кто догадается, что нужно сделать, чтобы получилась баранка или кренделёк? Правильно, нужно раскатать колбаску и придать ей нужную форму.
Вос-ль: Какое аппетитное угощение у нас получилось! Молодцы, хорошо постарались.
Игра «Пожелания»
«А сейчас мы улыбнемся крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье мы подарим пожеланье….»
Дети вспоминают правила бережного отношения к хлебу :
- Не крошите его за столом, не сорите хлебом.
- Никогда не выбрасывайте хлеб!
- Хлеб нужно беречь, нельзя играть с хлебом.
- Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
- Хлеб нельзя бросать на пол.
В: Молодцы, ребята! Вы мне очень понравились, за любознательность, за внимательность, за старательность. Предлагаю вам угоститься чудесным баранками!
Вос-ль: Ребята, наша экскурсия окончена, нас ждет поезд обратно в группу.
Дети вновь становятся парами и под звуки поезда отправляются назад в группу.
Рефлексия.
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Что нового вы сегодня узнали?
А что было самым интересным?
Вы довольны своей работой?