Селиванова Мария
Конспект НОД по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «Жук» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные;
- учить детей называть слова с заданным звуком;
- закреплять знания о роли твердых и мягких согласных звуков.
Артикуляционная гимнастика:
«Шарик»
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Темочки:
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Жук, жуки
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Звуковой анализ. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
«Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке : у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Лошадка»
Цок-цок-цок по мостовой-
Идет лошадка к нам с тобой.
Щелкай язычком быстрее,
Чтоб она пришла скорее.
Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
«Заборчик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
Загада:
Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский.
(ЖУК)
Звуковой анализ слова жук. У доски один ребенок. Когда он назовет первый звук в слове, воспитатель сообщает детям: «Звук «ж» — это всегда твердый согласный звук, у него нет мягкой пары».
Дети обозначают звук «ж» синей фишкой.
После анализа всего слова воспитатель просит подумать, как из слова жук сделать слово жуки. Обычно дети сразу говорят, что необходимо прибавить звук «и», и ставят в слово красную фишку за схему. Воспитатель предлагает послушать, каким стал третий звук в слове жуКи. «Мягким согласным». — «Значит, какую фишку нужно поставить теперь на его место?» — «Зеленую».
Физкультминутка:
Игра «Назови братца».
Воспитатель поочередно бросает детям мяч, называя твердый или мягкий звук, а ребенок, бросая мяч назад воспитателю, называет его пару.
[б] – [б ], [в] – [в ], [г] – [г ], [д] – [д ], [з] – [з ], [к] – [к ], [л] – [л ], [м] – [м ], [н] – [н ], [п] – [п ], [р] – [р ], [с] – [с ], [т] – [т ], [ф] – [ф ], [х] – [х ].
Садимся на места:
Игра с заданиями.
1. Вызвать звуки «к», всегда твердый согласный «ж», «у», «и».
2. Подозвать 2-й гласный, 1-й гласный, 1-й звук слова, мягкий согласный звук.
«Играть будут те дети, которые отгадают мои загадки. Какой второй звук в слове жуки? Какой первый, третий?» Тот, кто верно ответит, становится «этим звуком».
После того как все вызванные возьмут из схемы слова фишки, они должны встать у доски так, чтобы составить анализируемое слово.
Все дети на местах и вызванный ребенок у доски убирают фишки: «ж», «к’», «у», «и».
IV. Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает назвать слова со всегда твердым согласным звуком «ж» (жаба, кружево, рожок, кружок, ножницы, сажа, жираф, желудь, ножик, мороженое). В конце игры определяется победитель.