МААМ-картинки

Конспект НОД в старшей группе «Нетрадиционные символы Саратовского края»

Сайгакова Наталья
Конспект НОД в старшей группе «Нетрадиционные символы Саратовского края»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

Продолжать знакомить с нетрадиционными символами Саратовской области :

- Сарпинке - её внешнего вида, свойствами, истории возникновения;

- Саратовской глиняной игрушкой - внешний вид, предназначение, материалы из которго изготавливается, отличия от других глиняных игрушек;

- Способствовать развитию творческого мышления, памяти, внимания, фантазии в ходе игр и заданий;

Темочки:

- Воспитывать патриотические чувства, любовь к малой Родине, уважительное отношения к государственным и народным символам.

Ход НОД: организационный момент (Дети сидят на ковре)

Ребенок: Дело было на рассвете

На ковре сидели дети

Скучно, скучно так сидеть

И на улице глядеть.

Ведь намного интересней

Побыть в другом нам месте.

(Звучит волшебная мелодия)

Воспитатель: Ребят, вот и оказались мы с вами в другом месте. Посмотрите, что изображено на этой фотографии?

Дети: Памятник "Журавли"

Воспитатель: А какой это символ?

Дети: Это военный символ города.

Воспитатель: А какие еще нетрадиционные символы вы знаете?

(Консерватория, Саратовский мост, гармонист)

(Просмотр картинок)

Воспитатель: Да, это наш любимый город - Саратов. Это центр нашей малой Родины. А хотите узнать как он выглядел в старину?

Дети: Да

Воспитатель: Предлагаю вам отправится в прошлое на машине времени. Все заняли свои места, и так начинаем обратный отсчет. (10,9,8,7. СТАРТ) На этой картине старый Саратов. Посмотрите, как выглядел наш город в старые времена. Чем он отличается от современного города?

Дети: (На Набережной не было лавочек, современного пляжа, деревьев, ёлок и т. д.)

Воспитатель: Предлагаю вам отдохнуть.

(Физ. минутка)

Воспитатель: Мы по городу шагаем

То что видим называем

Светофоры и машины

Ярмарки и магазины

Скверы, улицы, мосты

И деревья и кусты.

Д/игра "Узнай по тени"

Воспитатель: Ребята, а вы сможете по тени узнать символ Саратова?

(Идет игра)

Воспитатель: А сейчас мы с вами зайдем в один из домов. (картинка на которой изображены взрослые которые шьют одежду, а дети играют в глинянные игрушки)

Воспитатель: Ой, как интересно, посмотрите, что делают взрослые

Дети: Взрослые шьют одежду

Воспитатель: А как вы думаете из чего они шьюти одежду?

Дети: Из ткани.

Воспитатель: А какие ткани вы знаете?

Дети: Шёлк, атлас, копрон, ситец и т. д.

Воспитатель: Сегодня я бы вас хотела познакомить с тканью, которая называется - Сарпинка. Сарпи нка — лёгкая хлопчатобумажная ткань (холстик) полотняного переплетения, с полосатым или клетчатым рисунком. Изготавливается из тонкой, заранее крашенной пряжи. Внешне похожа на ситец. Название ткани происходит от места преимущественного производства — в Саратовской губернии, где проживали немцы, и протекала река Сарпа. Посмотрите как она выглядит? (Воспитатель дает образец детям, потрогать) Потрогайте ткань, какая она?

Дети: Гладкая, на ощупь плотная и хорошо держит форму.

Воспитатель: Посмотрите на экран, какие красивые сарафаны и летнюю одежду шьют из сарпинки. (Показ куклы) А вот такие красивые, нарядные юбки из сарпинки носили саратовские девушки в старину. Ткань сарпинка стояла недорого, поэтому из нее шили и бедные люди платья, блузки, рубашки, штаны.

Д/игра "Найди на ощупь" (Описание игры)

Воспитатель: Ксюша, возьми наш чудесный мешочек и предложи ребятам определить на ощупь какая это ткань?

(Экран. Картинка взрослые щьют, дети играют)

Воспитатель: Ребята, посмотрите чем занимаются дети?

Дети: Дети играют в игрушки.

Воспитатель: А какие игрушки у них в руках?

Дети: Глинянные

Воспитатель: Вот у меня есть игрушки, посмотрите какие они красивые необычные (показ саратовской глинянной игрушки) Как вы думаете, для чего эти дырочки?

Дети: Чтобы игрушка свистела

Воспитатель: Миша, подуй, что произойдет?

Дети: Игрушка свистит.

(Воспитатель дает детям подуть в игрушку)

Воспитатель: Отличаются ли звуки? Или они свистят одинаково?

Саратовская игрушка — один из малых русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в пригороде города Саратова. Игрушка изготавливается с обжигом (жжёнка) и без обжига (сушка). Цвет жжёнки золотистый, а цвет сушки всегда природный цвет глины — бело-серый или светло-коричневый, до желтоватого.

Декорируется игрушка древним ямчатым способом. На сыром изделии штампиками оттискиваются геометрические рисунки в виде ямок. Штампиковые углубления потом выборочно заполняются красителями. Раньше красителями служили местные разноцветные глины. Сейчас для подкраски используются гуашь и темпера.

У всех игрушек гривы коней, глаза, копытца, подкрашиваются чёрной или тёмно-коричневой краской. После подкрашивания, изделие покрывается молоком, бесцветным водоэмульсионным лаком или нитролаком, на который, для лучшего блеска, наносится бесцветный масляный лак. Отличается Саратовская глиняная игрушка от других глиняных игрушек своим декором, особенность которого состоит в подкрашенных и отлакированных геометрических штампиковых углублениях.

В основном на Саратовщине лепили животных. Фигурки были узнаваемы и лепились в различных позах, из которых при игре составлялись игровые композиции. Особое предпочтение отдавалось свисткам. Свистки делались нескольких видов: маленькие, средние и большие — «гуделки». У гуделок проделывалось до шести игральных отверстий.

(Экран. Показываются саратовские глинянные игрушки.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите изображения кого чаще всего встречается в глинянных изделиях?

Дети: Животных и птиц.

Воспитатель: А какие еще бывают глинянные игрушки?

Дети: Гжель, дымковская, филимоновская.

Воспитатель: А чем они отличаются?

Дети: У них нет свистулек.

Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в наше настоящее. Давайте встанем возле стульчиков. Начинаем обратный отсчет 10, 9, 8, 7. Вот и оказались мы снова в нашей группе. Вам понравилось путешествовать на машине времени? Что нового вы узнали? Вам понравились саратовские игрушки? С какой тканью мы сегодня познакомились? Что шьют из сарпинки?

Дети: Сарафаны и юбки и т. д.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края»Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края» Фотоотчет по проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой родного края». Проводила.

Фотоотчёт о выставке «Символы Нового года» в старшей группеФотоотчёт о выставке «Символы Нового года» в старшей группе Здравствуйте уважаемые мои коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт о выставке новогодних поделок «Символы Нового года» в старшей группе.

Конспект беседы по патриотическому воспитанию «Государственные символы России» в старшей группе Цель: формирование представлений детей о государственных символах России–гимне, гербе, флаге. Предварительная работа. Разучивание наизусть.

Конспект НОД для старшей группы «Птицы нашего края» Образовательная область «Познавательное развитие» Цель:уточнить представление детей о птицах нашего края,упражнять в умение классифицировать.

Конспект открытой НОД по познавательному развитию «Птицы нашего края» в старшей группеКонспект открытой НОД по познавательному развитию «Птицы нашего края» в старшей группе Возрастная группа: старшая 5 - 6 лет. Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально - коммуникативное.

Конспект занятия по кубановедению «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группеКонспект занятия по кубановедению «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группе Образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности: Исследование объектов живой и неживой природы. Возрастная группа: Старшая.

Конспект занятия «Лекарственные растения Донского края» в старшей группеКонспект занятия «Лекарственные растения Донского края» в старшей группе Задачи: Образовательная: 1. Познакомить детей с лекарственными растениями Донского края 2. Дать представление о пользе лекарственных.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природа нашего края зимой» Цель: Закрепить знания детей о природе Ленинградской области. Воспитатель: Ребята, назовите страну, в которой мы живем. Дети: Россия. Воспитатель:.

Конспект занятия «Животный мир Краснодарского края. Красная книга исчезающих животных края» для детей с 8–17 лет с ОВЗКонспект занятия «Животный мир Краснодарского края. Красная книга исчезающих животных края» для детей с 8–17 лет с ОВЗ Цель занятия: познакомить с разнообразием животных Краснодарского края. Формировать основы экологической культуры. Задачи: 1. Познакомить.

Образовательный проект в старшей группе «Снежная сказка» по теме «Символы Нового года и традиции праздника»Образовательный проект в старшей группе «Снежная сказка» по теме «Символы Нового года и традиции праздника» Выполнила :Афанасьева Е. П. воспитатель высшей кв. категории. Участники: дети старшей группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Нетрадиционные символы Саратовского края»
Опубликовано: 25 марта 2023 в 17:27
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в старшей группе «Нетрадиционные символы Саратовского края»» (включая файлы) размещена пользователем Сайгакова Наталья (УИ 2706646) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД