Оксана Шелкопляс
Конспект занятия «Лекарственные растения Донского края» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательная:
1. Познакомить детей с лекарственными растениями Донского края
2. Дать представление о пользе лекарственных растений, об их целебных свойствах.
Развивающая:
1. Развивать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы.
Публикация «Конспект занятия „Лекарственные растения Донского края“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
2. Способствовать развитию логического мышления.
Воспитательная:
1. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Методы и приемы реализации содержания занятия : наглядный (рассматривание иллюстраций, показ образца, показ способов действия, словесный (художественное слово, поощрение, указание, подсказки, практический (самостоятельная деятельность детей).
Материалы и оборудование:
Демонстрационный:
Картинки с лекарственными растениями, презентация.
Ход НОД:
1. Организационный момент (воспитатель просит детей встать в круг).
Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок,
Здравствуй утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень.
Стук в дверь. Заходит герой и просит помощи.
Г: Здравствуйте ребята, у меня случилась беда, у моей младшей сестрёнки заболело горло, и мама отправила меня в лесную аптеку за лекарством, название лекарства было написано на бумажке - рецепте, а я её потеряла (плачет). Я знаю, что вы в детском саду можете справиться с любой бедой и хочу попросить вас о помощи, поможете мне узнать и купить это лекарство?
Ответы детей
В: Обезьянка, мы с ребятами тебе поможем приобрести лекарство для твоей сестрёнки, только нам необходимо узнать больше информации о лекарственных растениях, чтобы узнать его название.
Воспитатель включает фонограмму «Лесные трели»
- Ребята, послушайте стихотворение.
Они бывают разные:
Полезные, опасные,
Красивые, пахучие
С листьями, колючие
Лекарства заменяют
И лакомством бывают,
И чаем нас напоют,
И даже дом построят,
Земли они творенья
Зовём мы их … (растения)
- Назовите, пожалуйста, растения, которые вы знаете?
Ответы детей (травы, кусты, деревья, цветы).
- А почему они называются растениями?
Ответы детей (у растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды)
- Ребята, подскажите - к какой природе относятся растения, к живой или неживой? Ответы детей (к живой природе)
- А почему вы так решили?
Ответы детей (они растут, дышат, питаются, размножаются, погибают)
- А где же растёт очень много различных растений
Ответы детей (в лесу, на лугу, в поле, в палисаднике)
-Действительно. Вы, верно, все назвали.
2. А сейчас предлагаю отгадать загадки:
-Только тронь -
Отдё рнешь ладонь:
Обжигает трава -
Как огонь. (Крапива)
-Горел в траве росистой фонарик золотой.
Потом померк, затем потух и превратился в пух. (Одуванчик)
Петя нам открыл секрет — Он вчера набрал букет И гадал по тем цветочкам, Маша любит или нет. (Ромашка)
-Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (Подорожник)
Он растёт у нас на грядке
Этот «зонтик» посевной.
Он в салат идёт в достатке
И в соленья — он такой! (Укроп)
Воспитатель: Здорово! Все загадки отгадали верно.
Как вы думаете можно ли эти растения назвать одним словом? (если дети затрудняются и не могут ответить, то задается следующий вопрос). Где можно узнать данную информацию? (дети отвечают, что прочитать, спросить у родителей, ученого, посмотреть в интернете)
4. Открытие нового знания
Дидактические задачи:
1. Дать представление о пользе лекарственных растений.
2. Учить делать простейшие выводы.
Предлагаю обратиться к помощи интернета. Согласны?
-Какой вопрос необходимо задать, чтоб найти информацию, которая необходима нам? (выслушиваются варианты ответов детей)
Воспитатель вводит в поисковую строку «Лекарственные растения Донского края»
Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
Внимание на экран. Презентация «Лекарственные растения Донского края»
- Посмотрите на это растение (показ на плакате).
- Как оно называется? (Подорожник)
- Почему его так назвали?
Где его можно встретить? (Потому, что растёт подорожник вдоль дорог)
- Ребята, а чем знаменит и полезен подорожник? (если дети затрудняются, то вводится дополнительная информация) Его часто называют зелёным бинтом. Почему? (Потому что его листья прикладывают к свежим ранам и ссадинам, которые быстро заживляются)
- Какое из этих растений на плакате вам знакомо? О каком растении говорят, что оно жжёт? (Так говорят о крапиве)
- Кто покажет нам это растение на плакате? (дети показывают)
- Но почему же всё-таки крапива обжигает? Как вы думаете? (ответы детей).
Правильно, из-за особых волосков, расположенных на листьях и стеблях. Внутри волосков – едкая жидкость, она то и жжет.
- Чем полезна крапива? (Из крапивы готовят щи, она убивает микробов, хорошо останавливает кровь при порезах и ранениях. А ещё, она укрепляет волосы).
- А какое ещё растение используют для остановки кровотечения и улучшения аппетита?
(Это тысячелистник).
- Правильно, тысячелистник. Почему он так называется? (Ответы детей) Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края.
Есть много трав полезных,
На земле страны родной,
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, крапива
Подорожник, ландыш, зверобой.
- Ребята, вот, оказывается, сколько много полезных растений произрастает на территории нашей Родины. И одним словом они называются – лекарственные.
-Давайте вспомним правила сбора лекарственных растений.
Правила сбора лекарственных растений
Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете?
(Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).
Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы
детей).
Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
Дидактическая игра «Собери лекарственное растение из частей» (ромашка, подорожник)
Выходят по два человека к каждому столу собирают разрезные картинки с изображением лекарственных растений. А также называют полезные свойства растения.
У обезьянки в этот момент выпадает из кармана записка от мамы- обезьянки, и ребята узнают какое лекарственное растение необходимо им купить в аптеке (ромашка)
В: Ребята, мы узнали какое лекарственное растение необходимо нам купить в аптеке, чтобы вылечит сестрёнку обезьянки?
Ответы детей: ромашка
В: А сейчас я вам предлагаю незамедлительно отправиться в аптеку, пока она не закрылась
Дети отправляются в аптеку на волшебном паровозике.
Сюжетно-ролевая игра «Аптека»
Чтобы приобрести лекарство необходимо правильно его описать, при правильном описании фармацевт продаёт лекарство.
Дети возвращаются обратно в детский сад. Прощаются с обезьянкой, обезьянка благодарит их за помощь.
6. Рефлексия:
- С чем мы сегодня познакомились? Что мы нового сегодня узнали? Благодаря чему мы получили новую информацию?
- О каких полезных свойствах растений вы узнали?
- Я надеюсь, что вы теперь будете делиться своими знаниями о лекарственных растениях и их свойствах.