Валентина Шарова
Конспект открытой НОД по познавательному развитию «Птицы нашего края» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: старшая 5 - 6 лет.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально - коммуникативное развитие.
Виды деятельности: познавательно - исследовательский, коммуникативный, игровой.
Форма организации: фронтальная, в парах.
Формы работы: развивающее упражнение «Настроение», беседа «Птицы ХМАО - Югры», развивающие игры «Найди пару», интерактивная игра «Чей голосок?». Рассматривание картинок «Птицы, занесенные в Красную книгу ХМАО – Югры». Дидактические игры: «Составь загадку», «Сравни птиц», «Кувшин желаний». Опыт «Перья водоплавающих птиц». Проблемные вопросы. Похвала, подчеркивание достижений.
Публикация «Конспект открытой НОД по познавательному развитию „Птицы нашего края“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Оборудование и материалы: демонстрационный материал: интерактивная доска, интерактивная игра «Чей голосок», аудио запись (голоса птиц, магнитофон. Картинки птиц: гусь, журавль, сапсан, сова, скворец; разрезные картинки: свиристель, скворец, дятел, кукушка, клест. Загадки о птицах в картинках (мнемодорожка, черный ящик, микрофон. Правила для проведения экспериментов в картинках. Кувшин, стаканчики с ягодами, семечками, кедровыми орехами. Раздаточный материал: салфетка, тарелка, пипетка, стаканчик с водой, стаканчик с подсолнечным маслом, подставка для кисточки, кисточка, два листа (размер 5х5). Предварительная работа: беседа «Птицы - Югры», просмотр презентации «Птицы ХМАО - Югры», просмотр телепередачи «В мире животных», дидактическая игра «Загадки и отгадки» (с опорой на мнемодорожку, изучение правил поведения в природе. Дидактическая игра «Чей голосок». Рассматривание картинок «Красная книга ХМАО – Югры. Птицы», беседа. Составление описательного рассказа на тему: «Птицы», с опорой на мнемотаблицу.
Цель: закрепление и расширение знаний и представлений о птицах ХМАО – Югры: их внешнем виде, образе жизни.
Задачи образовательной деятельности
Образовательные. Закрепить знания о перелетных, зимующих, кочующих птицах Югры; закрепить умение: загадывать и отгадывать загадки о птицах; сравнивать птиц по внешнему виду, продолжать учить выдвигать гипотезу, сравнивать и делать выводы.
Развивающие. Развивать логическое мышление, слуховое внимание, связную речь; познавательную активность в процессе экспериментирования. Способствовать развитию самостоятельности, инициативности.
Воспитательные. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать им. Способствовать развитию коммуникативных навыков: умение договариваться, взаимодействовать в паре.
Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников
1. Обратить внимание на лексико – грамматический строй Артема (д/и «Составь загадку»).
2. Софии К. дать возможность получить результат, свидетельствующий о ее продвижении, показывающий, чему она научилась (опыт «Перья водоплавающих птиц).
3. Учитывая особенности мышления, темп восприятия Даши Д., дать возможность подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительного положения (проблемные вопросы).
Ход нод.
Психологический настрой (1 мин.). Создание атмосферы психологической безопасности
Ребята, у меня сегодня чудесное настроение, я делюсь им с вами. Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь! Если вам нравиться общаться с ребятами – поднимите руки! Кто не любит ссориться - хлопните в ладоши! Если вы стараетесь уважительно относиться к людям, умеете выслушивать ответы – пожмите друг другу руки!
Мотивационно – побудительный (3мин.) Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах
В. Ребята, мы вчера получили приглашение. Куда нас пригласили?
(На телепередачу «В мире животных»).
Подскажите тему сегодняшней телепередачи. (Птицы нашего края).
Видеокамера установлена, оператор снимает! Итак, начали!
- Добрый день, уважаемые телезрители. Начинаем нашу передачу – «В мире животных», и я, ее ведущая Валентина Николаевна, приветствую вас. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята старшей группы «Пчелки». Ребята пришли в нашу студию для того, чтобы рассказать о птицах нашего края.
Актуализация (4мин). Актуализация имеющихся знаний, представлений.
Мы живем в необыкновенно красивом крае. Подскажите, пожалуйста, как он называется? (ХМАО – Югра).
Птичье царство Югры разнообразно. На какие группы делятся птицы?
(Перелётные, зимующие, кочующие).
- Назовите перелетные птицы нашего края: кукушка, скворец, журавль, гусь, утка.
- Зимующие: синица, ворона, дятел, кедровка, сова.
- Кочующие: снегирь, свиристель, клест.
- Какую пользу приносят птицы в природе? (разносят семена растений, уничтожают вредных насекомых, грызунов).
Наши телезрители обожают загадки о птицах. Но все картинки перепутались. Вы мне поможете?
Возьмите картинку, найдите себе пару. Вместе сядьте за стол с такой же картинкой.
На дорожке соберите загадку. Читай загадку по картинкам!
-На шесте дворец, во дворце певец! Кто это? (Скворец). А почему это скворец? Потому, что у него дом на шесте. Потому, что он поет как певец! Аналогично следующие загадки.
- Красный берет, черный жилет, хвост упор, нос топор. Почему это дятел? На хвост упирается, когда дерево долбит. Нос как топор дерево рубит, дырки делает.
- В гнезде над птенцами
Она не воркует,
Летает по лесу
И громко кукует.
Почему это кукушка? Кукушка не ухаживает за птенцами.
- Эти птички с хохолком.
На рябину прилетели.
Птички эти — …. (свиристели).
Что за птица, мороза не боится?
Хоть снега лежат везде, у неё птенцы в гнезде?
(Клёст)
- Все птицы очень разные. Как вы думаете, чем птицы внешне отличаются друг от друга (размером, цветом перьев, длинной и строением лап и клюва). Ребенок выставляет схему отличий.
Дети выбирают две картинки с изображением птиц. Ребенок смотрит на схему и сравнивает птиц. Чем они отличаются? У них разная окраска, цвет перьев, гусь серый, журавль белый.
Ноги у птиц разные по длине, у гуся короткие ноги с перепонками, а у журавля длинные. У них разный клюв: у журавля длинный, а у гуся короткий. У журавля тонкий клюв, а у гуся широкий и приплюснутый.
Ребята, чем тело покрыто у птиц? (Перьями). Какие есть перья у птицы и для чего они предназначены?
Есть маховые перья (показ картинки крыла и хвоста разных птиц) — они помогают лететь и располагаются на крыльях и хвосте.
Есть пуховые - они служат для сохранения температуры тела.
Введение новых знаний (7 мин).
В. Ребята, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания? Внимание, в нашей студии черный ящик! В ящике перья для проведения опыта.
Станьте вокруг стола, напротив тарелочки. Возьмите пипетку, наберите воды, капните на перо. Что произошло? Вода скатывается с поверхности пера. Как вы думаете, почему?
Положите перед собой два листочка бумаги. Один листок обработаем жиром. Кисточкой нанесем растительное масло. Пипеткой капнете каплю, воды на лист обработанной жиром и каплю воды на лист, не обработанный жиром. Что происходит с водой (вода скатывается с поверхности листа обработанного жиром, а не смазанная поверхность – намокла).
Так почему перья не намокают? (Птицы перья смазываются жиром, который
находится в сальнике в хвостовой части).
Закрепление имеющихся знаний (7мин).
- У птиц разные голоса. Послушайте, и попробуйте отгадать, какая птица подает голос, и проведите к ней дорожку (звучат голоса птиц: журавль, филин, скворец, гусь белый, сапсан).
- Ребята, что вы можете сказать об этих птицах? Эти птицы занесены в Красную книгу Ханты – Мансийского автономного округа – Югры. Это редкие, исчезающие птицы, которые нуждаются в охране. А мы можем как – то помочь птицам? Давайте подойдем к столу. Что находится в стаканчиках? (Ягоды рябины, клюквы, семечки, кедровые орешки).
Наполним кувшин желаний семенами, ягодами. Высыпая корм в кувшин, скажем, что мы можем сделать, чтоб не навредить птицам.
-Не разрушать гнезда.
-Не трогать руками яиц в гнезде.
-Не ходить в лес с собакой, собака унюхает гнездо и разрушит его.
-Не ломать деревья, птицы там вьют гнезда.
-Не уничтожать насекомых, ими питаются птицы.
-Сделать кормушку.
-Насыпать корм в кормушку.
-Сделать скворечники.
-Не кидать в птиц камнями, можно поранить птицу.
-Не обижать птенцов и т. д.
Открытый конец (1мин).
Ребята, наш кувшин желаний разместим в центре природы. Зимой будем подкармливать птиц, и наблюдать за ними.
Рефлексия.
Ребята, телепередача подошла к концу. Вы так много знаете о птицах нашего края, а что вы сегодня узнали нового? Где вам в жизни пригодятся знания о птицах? Что вы еще хотите узнать о птицах нашего края?
Благодарю вас. До новых встреч.