елена яковлева
Конспект НОД в старшей группе «Наблюдение за дождём»
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение за дождём.
Задача: упражнять детей в умении вести наблюдение за дождём, выявлять
его характер, объяснить значение дождя в природе и жизни
человека.
Оборудование: презентация «Виды дождей.», музыкальные инструменты.
Ход наблюдения.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадает.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт.
Дети: Дождь.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Наблюдение за дождём“» размещена в разделах
- Дождь. Наблюдения за дождем
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Наблюдаем за облаками, ветром, дождем
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Воспитатель: Правильно. Сегодня у нас на улице дождливая погода. Осенью часто идут дожди. Осенний дождь идет медленно, моросит, все вокруг становится мокрым, воздух – влажным, на земле образовались лужи.
Осенью дождь мелкий, затяжной, идет из тяжелых, темных туч. В конце осени холодные дожди усиливаются, и вскоре из туч на землю будут падать снежинки.
(заходит Капитошка)
Капитошка: Здравствуйте, ребята. Я вас ждал – ждал на улице – а вы не выходите.
Воспитатель: Здравствуй, Капитошка. Там идёт дождь, поэтому мы не пошли гулять.
Капитошка: А вы знаете, что дожди бывают разные. Хотите, я вам расскажу о них?
Дети: Да.
Капитошка: Названия у дождей разные, причем некоторые появились в далекие времена, значение которых связывали с разнообразными приметами, а другие названия появились в современном языке не так уж давно.
Грибной дождь самое известное название среди дождей.
Грибным называют теплый летний дождь с крупными каплям, который выпадает при свете солнца, и бывает непродолжительным по времени. Считается, что при таком дожде быстро растут грибы. Птицы не затихают в это время, а после дождя можно увидеть радугу и яркую зелень растительности в крупных искрящихся каплях. Попасть под грибной дождь всегда считалось хорошим знаком, а маленькие ребятишки верили, что подрастут под грибным дождем. Встречается еще название «слепой дождь», т. е. дождь, который идет из облаков, не закрывающих солнце. Такой дождь в народе называли «Царевнины слезы».
Капитошка: А этот дождь знаете как называют?
Дети: Ливень.
Капитошка: Верно. Ливень –очень сидьный дождь с крупными и частыми каплями. Его еще называют «дождь, как из ведра». При небольшой продолжительности ливень обильно смачивает землю, словно смывает со всего накопившийся мусор и пыль, а случись попасться под такой дождь – промокнешь до нитки. Если же ливневые дожди выпадают в течение более чем 5-6 часов, это может грозить наводнением.
А вы видели когда-нибудь грозовой дождь?
Воспитатель: Да, в основном грозовые дожди идут в средней полосе и на юге. Грозовой дождь – сочетание дождя и грозы. Когда он идёт присутствуют всполохи молний и раскаты грома. Грозы часто бывают летом, реже весной и осенью.
Капитошка: Правильно. Косой дождь –сопровождается сильным
боковым ветром, струи дождя как бы сдувает в стороны.
Такой дождик раньше называли «косохлестом» именно за то, что он хлестал,
сопровождаемый порывами ветра. Обложной дождь – дождь, который проливается из облаков очень обширной территории. Облака «обкладывают» небо на всем видимом пространстве. Такие дожди не очень сильные, но часто продолжительные, с выпадением большого объема осадков. Чаще всего это осенние дожди.
Моросящий дождь – дождик, состоящий из мелких
капелек, равномерно падающих на землю. Характерный дождь для осеннего
периода. На кого-то он навевает печаль, а на кого-то светлую
грусть.
Воспитатель: Так много видов дождей оказывается бывает. Ребята, давайте посмотрим в окно.
(детисмотрят в окно)
Воспитатель: Как вы думаете, какой дождь идёт?
(ответы детей)
Капитошка: Есть народные приметы:
-если после дождя похолодало – к ясной погоде;
- дождь, начавшийся крупными каплями, перестанет быстрее, чем начавшийся мелкими.
Воспитатель: Ребята, давайте с помощью музыкальных инструментов «сыграем» музыку дождей.
(Вместе с воспитателем дети «играют»)
Капитошка: Как здорово! Я и не думал, что музыку дождя можно играть.
Воспитатель: Ребята, когда идет дождь, мы с вами не гуляем на улице. Как вы думаете, нужен ли дождь на земле и почему?
Дети: Дождь нужен всему живому. Если не будет дождя, то высохнут реки и озера, погибнут деревья, птицы. Дождь питает растения, даёт влагу.
Воспитатель: Правильно. Ведь дождь – это вода, а без воды не сможет жить ни одно живое существо на нашей планете.
Капитошка: Так вот какую пользу приносит дождь, а я и не знал. Пойду, расскажу маме-тучке, какую пользу мы приносим природе и человеку. До свидания, ребята!