МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Народные промыслы» по приобщению старших дошкольников к искусству (4 фото)

Наталия Рубцова
Консультация для педагогов «Народные промыслы» по приобщению старших дошкольников к искусству
▼ Скачать + Заказать документы

На тему: «Приобщение старших дошкольников к искусству

России через ознакомление с народными промыслами».

Пояснительная записка

Консультация для педагогов «Народные промыслы» по приобщению старших дошкольников к искусству

Требования ФОП ДО к духовно-нравственному

и патриотическому воспитанию.

Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Пункт 14.1 ФОП ДО.

Фото «Народные промыслы»

1. формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;

2. воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

3. воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;

4. воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

Консультация для педагогов  по приобщению старших дошкольников к искусству - фото

Приобщение к народным промыслам, как средство реализации духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников в ДОУ.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей, также воспитывает гордость за свою страну и русский народ.

Процесс познания и усвоения должен начинаться с дошкольного возраста. Как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение практического опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Цель данной разработки:

Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

Для детей:

Образовательные:

• Познакомить детей с различными видами народного декоративно-прикладного творчества.

• Научить различать виды народного декоративно-прикладного искусства, дать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.

• Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов.

• Познакомить с приемами работы народных мастеров. Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.

• Знакомить детей с особенностями построения растительного орнаментов; закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом.

• Учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.

Развивающие:

• Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

• Развивать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.

• Развивать технические умения и навыки художественного творчества.

• Развивать умение видеть взаимосвязь народного декоративно-прикладного творчества, устного и музыкального искусства.

Воспитательные:

• Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа.

• Воспитывать чувства патриотизма, любовь к родному краю, уважение к его культурному наследию.

• Воспитывать аккуратность при работе, с различными материалами для художественно-эстетического труда.

Для родителей:

- вызвать интерес к народным промыслам;

- приобщить к истокам русской народной культуры;

- учитывать опыт детей, приобретенный в ДОУ.

Для педагога:

- способствовать творческой активности детей;

- создавать условия для формирования познавательно-поисковых умений;

- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;

- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Формы реализации:

Непосредственная образовательная деятельность;

Совместная деятельность взрослого и ребенка;

Самостоятельная деятельность детей.

Конечный продукт проекта

Для детей:

• выставка рисунков и поделок «Город Мастеров»;

• итоговое развлечение «Ярмарка народных умельцев»

Для педагогов:

• картотека стихов, дидактических игр, связанных с темой;

• иллюстрации, папки-передвижки, конспекты нод;

Предполагаемые результаты:

Дошкольники:

Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства.

Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий.

Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие.

Лепят из глины декоративные изделия пластическим, конструктивным и комбинированным способами.

Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т. п.

Расписывают изделие в соответствии с народной росписью.

Родители:

систематизированы знания по развитию у детей интереса к истории и культуре русского народа через изучение и изготовление изделий народных промыслов;

активное участие в совместных мероприятиях.

в ДОУ:

наполнены и систематизированы материалы по народным промыслам, их роли в культуре и традициях русского народа :

• Мини-музей «Народные промыслы»

• Разработаны конспекты нод;

• Создана картотека дидактических игр.

Этапы реализации:

• Подготовительный

• Основной

• Заключительный

1 этап-подготовительный.

Постановка цели и задач.

Диагностика знаний детей о народном искусстве.

Подбор наглядно-иллюстративного материала.

Подбор художественной литературы по теме: загадки, стихи, русские народные сказки и тп.

Подбор материала для продуктивной деятельности.

Изготовление пособий для игр и образовательных ситуаций.

Консультации для родителей.

1. Работа с детьми.

Тема1. «Народное декоративно-прикладное искусство»

Беседа: «Что такое народное декоративно-прикладное искусство?»

Просмотр презентации «Народные промыслы земли русской»

Рассматривание альбома «Народные промыслы»

Чтение стихотворений о народных промыслах

Д/и «Назови роспись»

Раскраски по теме «Народные промыслы»

Тема2. «Знакомство с дымковской игрушкой»

Беседа «Дымковская игрушка»

Рисование «Украсим дымковскую барышню»

Лепка «Дымковский козлик»

Роспись козлика.

Разучивание стихотворений о дымковской игрушке.

Д/и «Одень барышню»

Слушание русской народной песни «Барыня», разучивание движений под музыку

Тема3. «Знакомство с хохломским узором»

Беседа «История Хохломы»

Рисование на тарелочках «Ягодный орнамент хохломской росписи»

Пластилинография «Хохлома»

Чтение легенды «Золотая Хохлома»

Рассматривание изделий хохломских мастеров.

Д/и «Составь хохломской узор»

Тема4. «Знакомство с гжельским художественным промыслом»

Беседа: «Сине-голубое чудо»

Рисование по мотивам гжельской росписи «Гжельская посуда»

Чтение стихов П. Синявского о гжельской росписи

Чтение легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет?»

Рассматривание альбома «Гжель»

Д/и «Составь гжельский узор»

Тема5. «Знакомство с русской матрешкой»

Беседа «Знакомьтесь, русская матрешка»

Просмотр презентации «Откуда пришла к нам матрешка»

Рисование на силуэтах «Очень любим мы матрешки разноцветные одежки»

Чтение и заучивание стихотворений о матрешке

Д/и Собери матрешку»

Сюжетно-ролевая игра «Угостим матрешек чаем»

Работа с раскрасками «Матрешки»

Тема 6. «Знакомство с городецким узором»

Беседа «Веселый Городец»

Чтение поэмы о городецкой росписи.

Заучивание стихотворений о городецкой росписи.

Рассматривание изделий городецких мастеров;

Декоративное рисование на шаблонах «Украшение разделочной доски по мотивам городецкой росписи»

Д/и «Составь городецкий узор»

Тема 7. «Пластилинография»

Закрепляем узоры нетрадиционным способом. Рисуем пластилином по шаблону «Чайный сервиз из хохломы», «Чайный сервиз из гжели»

Тема 8 «Знакомство с тряпичной куклой»

Беседа «Тряпичная кукла – прабабушка современных Барби».

Просмотр презентации «Тайны тряпичных кукол»

Изготовление куклы-крупянички.

Чтение сказки «Василиса и куколка».

Тема 9. «Основы рукоделья».

Беседа «Любимое занятие царевен»

Посещение мини-музея русского быта.

. Изготовление праздничной ленты.

Подборка материала для расшивания лент (бусы, паетки, кружевные полоски, бисер).

Индивидуальная и групповая работа по изготовлению головного убора для Ярмарки.

В работе с родителями:

Консультации: «Народные промыслы в системе художественно – эстетического воспитания дошкольников», «Декоративно – прикладное искусство в детском саду и дома», «Народная игрушка. Советы

родителям»

Выставка работ «Город мастеров»

3 этап – заключительный.

Оформление мини музея «Город мастеров», выставка детских работ и работ родителей.

Итоговое развлечение «Весёлая ярмарка».

Совместное обсуждение полученных результатов.

Список использованной литературы

1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

2. Гаврилова В. В. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет» (рекомендации, планирование, конспекты занятий, изд-во «Учитель», 2009 г.

3. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение,2006.

4. Грибовская А. А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» (конспекты занятий, изд-во «Скрипторий», 2003 г.

Грибовская А. А. «Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста», изд-во «Просвещение», 2001 г.

5. Казакова Р. Г. «Нетрадиционные техники» (планирование, конспекты занятий, изд-во «Сфера ТЦ», 2004 г.

6. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

7. Комарова Т. С. «Народное искусство в воспитании дошкольников», издательство «Педагогическое общество России», 2005 г.

8. Смирнова М. Г. «Изобразительная деятельность старших дошкольников» (рекомендации, занятия, дидактические игры, изд-во

«Учитель», 2008 г.

9. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.

10. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез,2008.

Фото №1 На тему Приобщение старших дошкольников к искусству России через ознакомление с народными промыслами
Публикации по теме:

Проект «Народные промыслы России» для дошкольниковПроект «Народные промыслы России» для дошкольников Проект «Народные промыслы России» Актуальность проекта: Необходимость познакомить детей дошкольного возраста с русскими народными игрушками.

Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Народные промыслы»Дистанционное обучение дошкольников средней группы по теме недели «Народные промыслы» Дистанционное обучение предполагает рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей. Это задания, упражнения и игры с детьми для.

Фотоотчет об открытом занятии в старшей группе для педагогов ДОУ «Народные промыслы Подмосковья. Бабенская игрушка» с ИКТФотоотчет об открытом занятии в старшей группе для педагогов ДОУ «Народные промыслы Подмосковья. Бабенская игрушка» с ИКТ Уважаемые коллеги! В среду я проводила открытый показ непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей группе "Народные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Народные промыслы» по приобщению старших дошкольников к искусству
Опубликовано: 22 января 2025 в 17:01
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Народные промыслы» по приобщению старших дошкольников к искусству» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Рубцова (УИ 2950026) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 января 2025 четверг
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД