Наталия Рубцова
Консультация для педагогов «Народные промыслы» по приобщению старших дошкольников к искусству
▼ Скачать + Заказать документы
На тему: «Приобщение старших дошкольников к искусству
России через ознакомление с народными промыслами».
Пояснительная записка
Требования ФОП ДО к духовно-нравственному
и патриотическому воспитанию.
Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Пункт 14.1 ФОП ДО.
1. формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
2. воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
3. воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
4. воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
Приобщение к народным промыслам, как средство реализации духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников в ДОУ.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей, также воспитывает гордость за свою страну и русский народ.
Процесс познания и усвоения должен начинаться с дошкольного возраста. Как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Велико значение практического опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Цель данной разработки:
Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
Для детей:
Образовательные:
• Познакомить детей с различными видами народного декоративно-прикладного творчества.
• Научить различать виды народного декоративно-прикладного искусства, дать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.
• Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов.
• Познакомить с приемами работы народных мастеров. Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.
• Знакомить детей с особенностями построения растительного орнаментов; закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом.
• Учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
Развивающие:
• Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
• Развивать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.
• Развивать технические умения и навыки художественного творчества.
• Развивать умение видеть взаимосвязь народного декоративно-прикладного творчества, устного и музыкального искусства.
Воспитательные:
• Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа.
• Воспитывать чувства патриотизма, любовь к родному краю, уважение к его культурному наследию.
• Воспитывать аккуратность при работе, с различными материалами для художественно-эстетического труда.
Для родителей:
- вызвать интерес к народным промыслам;
- приобщить к истокам русской народной культуры;
- учитывать опыт детей, приобретенный в ДОУ.
Для педагога:
- способствовать творческой активности детей;
- создавать условия для формирования познавательно-поисковых умений;
- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;
- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Формы реализации:
Непосредственная образовательная деятельность;
Совместная деятельность взрослого и ребенка;
Самостоятельная деятельность детей.
Конечный продукт проекта
Для детей:
• выставка рисунков и поделок «Город Мастеров»;
• итоговое развлечение «Ярмарка народных умельцев»
Для педагогов:
• картотека стихов, дидактических игр, связанных с темой;
• иллюстрации, папки-передвижки, конспекты нод;
Предполагаемые результаты:
Дошкольники:
Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства.
Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий.
Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие.
Лепят из глины декоративные изделия пластическим, конструктивным и комбинированным способами.
Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т. п.
Расписывают изделие в соответствии с народной росписью.
Родители:
систематизированы знания по развитию у детей интереса к истории и культуре русского народа через изучение и изготовление изделий народных промыслов;
активное участие в совместных мероприятиях.
в ДОУ:
наполнены и систематизированы материалы по народным промыслам, их роли в культуре и традициях русского народа :
• Мини-музей «Народные промыслы»
• Разработаны конспекты нод;
• Создана картотека дидактических игр.
Этапы реализации:
• Подготовительный
• Основной
• Заключительный
1 этап-подготовительный.
Постановка цели и задач.
Диагностика знаний детей о народном искусстве.
Подбор наглядно-иллюстративного материала.
Подбор художественной литературы по теме: загадки, стихи, русские народные сказки и тп.
Подбор материала для продуктивной деятельности.
Изготовление пособий для игр и образовательных ситуаций.
Консультации для родителей.
1. Работа с детьми.
Тема1. «Народное декоративно-прикладное искусство»
Беседа: «Что такое народное декоративно-прикладное искусство?»
Просмотр презентации «Народные промыслы земли русской»
Рассматривание альбома «Народные промыслы»
Чтение стихотворений о народных промыслах
Д/и «Назови роспись»
Раскраски по теме «Народные промыслы»
Тема2. «Знакомство с дымковской игрушкой»
Беседа «Дымковская игрушка»
Рисование «Украсим дымковскую барышню»
Лепка «Дымковский козлик»
Роспись козлика.
Разучивание стихотворений о дымковской игрушке.
Д/и «Одень барышню»
Слушание русской народной песни «Барыня», разучивание движений под музыку
Тема3. «Знакомство с хохломским узором»
Беседа «История Хохломы»
Рисование на тарелочках «Ягодный орнамент хохломской росписи»
Пластилинография «Хохлома»
Чтение легенды «Золотая Хохлома»
Рассматривание изделий хохломских мастеров.
Д/и «Составь хохломской узор»
Тема4. «Знакомство с гжельским художественным промыслом»
Беседа: «Сине-голубое чудо»
Рисование по мотивам гжельской росписи «Гжельская посуда»
Чтение стихов П. Синявского о гжельской росписи
Чтение легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет?»
Рассматривание альбома «Гжель»
Д/и «Составь гжельский узор»
Тема5. «Знакомство с русской матрешкой»
Беседа «Знакомьтесь, русская матрешка»
Просмотр презентации «Откуда пришла к нам матрешка»
Рисование на силуэтах «Очень любим мы матрешки разноцветные одежки»
Чтение и заучивание стихотворений о матрешке
Д/и Собери матрешку»
Сюжетно-ролевая игра «Угостим матрешек чаем»
Работа с раскрасками «Матрешки»
Тема 6. «Знакомство с городецким узором»
Беседа «Веселый Городец»
Чтение поэмы о городецкой росписи.
Заучивание стихотворений о городецкой росписи.
Рассматривание изделий городецких мастеров;
Декоративное рисование на шаблонах «Украшение разделочной доски по мотивам городецкой росписи»
Д/и «Составь городецкий узор»
Тема 7. «Пластилинография»
Закрепляем узоры нетрадиционным способом. Рисуем пластилином по шаблону «Чайный сервиз из хохломы», «Чайный сервиз из гжели»
Тема 8 «Знакомство с тряпичной куклой»
Беседа «Тряпичная кукла – прабабушка современных Барби».
Просмотр презентации «Тайны тряпичных кукол»
Изготовление куклы-крупянички.
Чтение сказки «Василиса и куколка».
Тема 9. «Основы рукоделья».
Беседа «Любимое занятие царевен»
Посещение мини-музея русского быта.
. Изготовление праздничной ленты.
Подборка материала для расшивания лент (бусы, паетки, кружевные полоски, бисер).
Индивидуальная и групповая работа по изготовлению головного убора для Ярмарки.
В работе с родителями:
Консультации: «Народные промыслы в системе художественно – эстетического воспитания дошкольников», «Декоративно – прикладное искусство в детском саду и дома», «Народная игрушка. Советы
родителям»
Выставка работ «Город мастеров»
3 этап – заключительный.
Оформление мини музея «Город мастеров», выставка детских работ и работ родителей.
Итоговое развлечение «Весёлая ярмарка».
Совместное обсуждение полученных результатов.
Список использованной литературы
1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
2. Гаврилова В. В. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет» (рекомендации, планирование, конспекты занятий, изд-во «Учитель», 2009 г.
3. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение,2006.
4. Грибовская А. А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» (конспекты занятий, изд-во «Скрипторий», 2003 г.
Грибовская А. А. «Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста», изд-во «Просвещение», 2001 г.
5. Казакова Р. Г. «Нетрадиционные техники» (планирование, конспекты занятий, изд-во «Сфера ТЦ», 2004 г.
6. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
7. Комарова Т. С. «Народное искусство в воспитании дошкольников», издательство «Педагогическое общество России», 2005 г.
8. Смирнова М. Г. «Изобразительная деятельность старших дошкольников» (рекомендации, занятия, дидактические игры, изд-во
«Учитель», 2008 г.
9. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.
10. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез,2008.