Матрена Николаева
Конспект НОД в старшей группе на тему «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Боотурами Среднего мира»
Конспект НОД в старшей группе на тему «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Боотурами Среднего мира из якутского народного эпоса - олонхо «Нюргун Боотур Стремительный».
Николаева Матрёна Ивановна
Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Боотурами Среднего мира из якутского народного эпоса - олонхо «Нюргун Боотур Стремительный».
Публикация «Конспект НОД в старшей группе на тему „Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Боотурами Среднего мира“» размещена в разделах
Конспект занятия в старшей русскоязычной группе.
Цель: познакомить детей с Боотурами Среднего мира
Задачи:
Образовательная:
- расширить кругозор детей, продолжать формировать представление о героическом эпосе олонхо;
- познакомить детей с Боотурами Среднего мира;
- формировать знания о внешнем виде, одежде и доспехах якутских Боотуров.
Развивающие:
- вызвать интерес к языку олонхо;
- развивать конструктивные навыки, алгоритмическое мышление;
- развивать зрительное и пространственное восприятие, активизировать внимание, словарный запас детей;
- развитие фантазии и воображения детей.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к героям олонхо, а именно Боотурам, желание им подражать;
- воспитывать интерес к конструированию;
- формировать положительное взаимоотношения между детьми, умение работать согласованно и дружно, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работу товарища;
- продолжать формирование терпения и усидчивости.
Материалы и оборудование: иллюстрации картин олонхо, экран, проектор, презентация «Три мира в эпосе - олонхо», конструкторы большие, образцы и чертежи Боотуров (изготовленные педагогом, кукольные персонажи олонхо, геометрические фигуры (круг, квадрат, ромб) из бумаги А-4, скотч, ножницы, батыйа.
Предварительная работа: беседа и ознакомление детей с устройством трёх миров, просмотр иллюстраций к народному якутскому эпосу-олонхо «Нюргун Боотур Стремительный». Знакомство с главными героями, персонажами олонхо. Прослушивание аудиозаписи отрывков из оперы «Нюргун Боотур».
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии вы познакомитесь с героями олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», а именно с Боотурами Среднего мира, которые прославились своими подвигами и делами. Олонхо – это древний героический эпос о Боотурах, об их подвигах. (На экране идет показ по теме занятия в виде слайдов).
Вы уже знаете, что в олонхо существовало три мира - Верхний, Средний и Нижний. В Верхнем мире обитали Боги Айыы. Средний мир – это земля с ее лесами, полями и озерами, где жили люди племени Айыы айма5а, т. е. наши Боотуры, которые защищали нас от абааьы. В Нижнем мире, где всегда было темно и сыро, жили абааhы, страшные чудовища, которые нападали на людей и причиняли им зло.
Воспитатель: Давайте рассмотрим внимательно картинки с изображением Боотуров. Они были очень сильными, высокими и храбрыми. Они одолевали злых врагов. Защищали свою землю. Проявляли храбрость, мужество, смекалку и доброту.
Воспитатель: А теперь ответьте на мои вопросы:
- Кого отправляли из Верхнего мира в Средний мир, чтобы он защитил людей от злых чудовищ – абааьы?
- Как звали друга Ньургун Боотура?
- Как называется якутский народный эпос - олонхо?
- Кто вам понравился в этом произведении больше всего, почему?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. А теперь скажите, как одеты наши Боотуры?
На них одета – кольчуга (железная рубашка, она защищала богатырей от ударов копья, стрел, меча. На голове - шлем, который изготовлен из металла, его украшали разными узорами и мехом. Шлем оберегал голову воина от ударов. Какие знакомые геометрические фигуры вы видите в одежде Боотуров?
- Какие доспехи еще имеются у Боотуров? (щит, лук, меч).
- Как много вы знаете о Боотурах! Как можно сказать о Боотурах, какие они были? Они были сильные, смелые, ловкие, любили свою родину, защитниками были.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы достаточно много чего узнали про Боотуров и теперь можете пройти в строительный центр и построить самостоятельно по чертежам Боотура – Урун Уолана из олонхо «Ньургун Боотур Стремительный».
Групповая (самостоятельная) работа.
Воспитатель: Но сначала физкультминутка.
Физ. минутка (под музыку «Богатырская наша сила»)
Дружно встали – раз, два, три,
Мы теперь Боотуры.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево – вправо,
Получается на славу!
Воспитатель: А теперь, ребята, возьмите чертежи и приступайте к работе. Педагог оказывает необходимую помощь в нахождении нужных деталей и соединить геометрические бумажные фигуры на конструкцию Боотура.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим и оценим нашу работу.
Проходит коллективная оценка: есть ли ошибки в постройке, нравится ли конструкция Боотура, созданная по чертежам.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, расскажите, что мы сегодня делали и что нового узнали?
Дети: Мы сегодня узнали много нового о Боотуров Среднего мира. Познакомились с одеждой и доспехами Боотуров. Мы построили из больших конструкторов Боотура - Урун Уолана.
Воспитатель: Молодцы! Скажите, а важно ли то, что вы сегодня узнали? Расскажите о том, что сегодня делали в строительном центре?
Дети: Дают ответы.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Наше занятие закончилось. До свидания, до новых встреч!