Эльмира Мудрая
Познавательный интерес к истории предметного мира у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный интерес к истории предметного мира рассматривается как эмоционально-положительная направленность дошкольника на активное, действенное познание истории предметного мира и прогнозирование его изменения.
Развитие познавательного интереса к истории создания вещей необходимо осуществлять средствами, которые воздействуют на ум, волю, эмоции, чувства, желания, действия ребенка. Таким средством, обеспечивающим возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать историческую информацию о предмете, является проектная деятельность. Возможность и преимущества проектной деятельности в работе с дошкольниками определены в ряде исследований (В. В. Гузеев, Д. Г. Левитес, Н. В. Матяш, В. М. Монахов и др.).
Публикация «Познавательный интерес к истории предметного мира у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Рассматривая проектную деятельность, как деятельность в рамках реализации проекта, предполагающую самостоятельное выполнение детьми старшего дошкольного возраста комплекса действий по решению значимой для них проблемы, завершающейся созданием продукта при эмоциональной, регулятивной и инструктирующей поддержке взрослого. Влияние проектной деятельности на развитие познавательного интереса к истории предметного мира определяется степенью овладения ребенком действиями практического и мыслительного характера: выделение (осознание) проблемной ситуации, формулировка проблемы, определение возможных способов решения проблемы, реализация намеченного плана, представление продукта проектной деятельности.
Для определения уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории предметного мира можно использовать такие методики:
Методика № 1. Дидактическая игра «Предмет из прошлого».
Цель: выявить проявление направленности на познание предметного мира, инициативы и активности. Выявить умение детей задавать вопросы познавательного характера, стремление детей рассказать о предмете, выделяя его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета, проявление активности, стремления довести дело до конца, эмоциональное отношение к заданию, к предмету.
Материал: старинный фотоаппарат, перьевая ручка, пишущая машинка.
Старинный фотоаппарат
Перьевая ручка
Пишущая машинка
Методика 2. Логическая задача «Что будет, если…»
Цель: выявить наличие направленности на реализацию знаний о предметном мире при решении поисковых задач, интерес к истории предметов.
Каждому ребенку индивидуально задаются следующие вопросы:
1. Что произойдет, если на земле вдруг исчезнут все автомобили?
Вопросы для беседы: На чем раньше люди передвигались? Какие виды транспорта ты знаешь? Для чего человеку нужно столько видов транспорта?
2. Что произошло бы, если бы исчезли все часы?
Вопросы для беседы: Как раньше люди узнавали время? Какие ты знаешь часы? Для чего нужно столько видов часов?