Мария Мельникова
Конспект НОД в старшей группе для детей с ЗПР, «Звук и буква С»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НОД
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР, ЗРР
«Звук и буква С»
Подготовила:
Мельникова Мария Павловна,
учитель-дефектолог, учитель-логопед
Цель: в игровой форме познакомить детей со звуком [с] и его условным обозначением буквой С.
Коррекционно-образовательные задачи:
- познакомить детей со звуком [с] и буквой С;
- научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам;
- учить различать гласные звуки по артикуляции, развивать фонематический слух.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе для детей с ЗПР, „Звук и буква С“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать внимание, мышление, координацию движений, мелкую моторику рук;
- развивать умение переключать слуховое внимание;
- создать оптимальные условия для поступления кислорода в ткани;
- развивать дыхательные мышцы, укрепить голосовые связки;
- развивать у детей умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи;
- развивать речевой слух и способность к звукоподражанию;
- развивать у детей сенсомоторную координацию пальцев рук и сенсорные представления;
- формировать умение различать и правильно сортировать цвета;
- развивать фантазию и творческое мышление у детей, ориентировку на плоскости листа.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать терпение, умение доводить начатое дело до конца;
- воспитывать интерес к живой природе, совершенствовать умение различать на слух голоса домашних птиц.
Оборудование: магнитная доска, полусферы резиновые 3 резиновые, круги с цифрами напольные, предметные картинки, в названии которых слова со звуком [с], игрушка на руку Утенок, камушки Марблс, зеркала 5 штук, картинки для звукоподражания и артикуляционной гимнастики, буква С – картинка, тренажер массажный Су-Джок (по количеству детей, дидактическое пособие «Фетр для буквы С», наборы для выкладывания буквы С камнями Марблс, набор синих и зеленых плоскостных изображений буквы С, пластмассовые тарелки зеленого и синего цвета, перышки для дыхательной гимнастики, зерно, кормушка с игрушечными цыплятами, ящик пластмассовый с делениями.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Логопед:
- Глазки смотрят, ушки слушают, голова думает! (Логопед достает маленького утенка –игрушку на руку.)
Ребята, сегодня к вам в гости с птичьего двора пришел Утенок! Он хочет с вами познакомиться и поиграть. (Утенок здоровается с детьми, логопед достает ящик с заданиями)
Утенок: Здравствуйте, ребята!
Я вам принес игры! Вам нужно их выполнить и вы получите маленькие подарки.
Кря-кря-кря
Кря-кря-кря, ну-ка, ну-ка все сюда!
2. Развитие общей моторики «Уточка»
Логопед: ребята, начнем!
Утенок: двигайтесь как я!
(дети идут между мячей-полусфер зигзагом, а затем наступают на резиновые круги с цифрами)
Кря-кря-кря, -утка-мать
Всех детей ведет гулять
Лужа встала на пути-
Нужно лужу обойти:
Перья детские не греют,
вдруг утята заболеют?
Мать не слушают птенцы-
Вырастут из них пловцы.
Молодцы!
Логопед: Спасибо, утенок, а теперь иди с нами, посмотри, как мы занимаемся.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели
3. Массаж лица.
Логопед: Смотри, утенок, как мы заботимся о своих щечках.
(Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения щек, поглаживание).
4. Дыхательная гимнастика.
Логопед: Ребята, посмотрим, что в первом ящичке?
Ой, да здесь перышки. Давайте на них подуем.
(дети дуют на перышки по очереди).
5. Развитие артикуляционной моторики.
Логопед: Что там еще интересного? Здесь картинки, нужно выполнить гимнастику для ротика.
-Спокойное открывание-закрывание рта «Бегемотик».
-Вытягивание губ хоботком, вернуть обратно «Слоник».
- Покажи зубки «Собачка».
-Надуй щечки «Хомячок».
-Высуни язычок «Собачка устала».
Хорошо, вы справились!
6. Звукоподражания «Кто как голос подает?»
Логопед: Я читаю стихотворение, а вы мне помогаете.
(Логопед читает стихотворение, показывая картинки птиц, а дети хором «подают голос»)
Наши уточки с утра – кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда-га-га-га!
Наши курочки в окно-ко-ко-ко!
Петушок поутру нам поет – кукареку!
А индюки – бл-бл-бл!
Хорошо, задание №1 выполнили. Молодцы!
7. Объявление темы занятия.
Логопед: Что еще нам приготовил утенок? Он просит накормить голодных цыплят зернышками! (Звук С-С-С-С) (Дети насыпают зернышки в поддон с игрушечными цыплятами, проговаривая протяжно звук С).
С этим звуком мы сегодня познакомимся. Звук С. Подставим ладошки под подбородок и произнесем С-С-С. Какой холодный ветерок подул. (Каждому ребенку логопед раздает зеркала). Посмотрите, как улыбается ротик, зубки сжаты, язычок у нижних зубов!
8. Связь звука и буквы. Дидактическая игра «Разложи буквы по цвету»
Логопед: А теперь поиграем с буквой С :
Что там во втором ящичке (открывает). Какие-то тарелочки синие и зеленые. И буквы синие и зеленые. Их нужно правильно разложить по цвету. Синие-в синюю тарелку, зеленые – в зеленую.
Логопед: Молодцы. А сейчас отдохнем и пальчики разомнем.
9. Пальчиковая гимнастика с использованием тренажера Су-Джок.
(катают мячики вверх и вниз, вдоль пальцев рук, нажимая попеременно на кончики пальцев)
У нас в занятиях прогресс
Мы дошли до буквы С.
У нас огромный интерес,
А сколько слов на букву С?
Собака, Снеговик, Стрекоза,
Самолет, Сыр, Солнце и Снегири.
Букву С нам надо знать,
Чтобы слово прочитать.
10. Дидактическая игра «Укрась букву»
Логопед: Откроем третий ящичек. А тут красивые камушки!
Сейчас мы украсим букву С и снежинку рядом с ней. (На столах у детей заготовки печатной буквы и снежинка с кружочками для камней, а также камушки Марблс). Отлично получилось!
11. Дидактическая игра «Вложи буквы в домики»
Логопед: Ну и в четвертом ящике мягкие буквы, нужно правильно их вернуть на свои места. (Дети выполняют задание. Из фетра вырезаны буквы С, они служат вкладышами в эти окошки.)
Утенок: Какие вы молодцы! Мне понравилось дружить с вами и заниматься на занятии. Спасибо! Вот мои подарочки! (дети получают наклейки).
12. Итог занятия.
Логопед: Давайте скажем нашему утенку спасибо.
С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Оценка работы детей.
Домашнее задание: для закрепления буквы выдаем раскраску с буквой С для отрывной аппликации или раскрашивания.