Карсакова Александра
«У страха глаза велики». Конспект образовательной ситуации по образовательной области «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Карсакова А. И, воспитатель МБДОУ «Детский сад №22» г. Чебоксары
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
«У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
Аннотация: в статье представлен конспект образовательной ситуации, способствующей обучению детей старшего дошкольного возраста пересказу литературного текста с использованием графических схем.
Публикация «„У страха глаза велики“, Конспект образовательной ситуации по образовательной области „Речевое развитие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «У страха глаза велики», сказка
- Темочки
Ключевые слова: пересказ с использованием графических схем, тканевый конструктор, игра-путешествие, этюды по страхам.
Программное содержание:
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Продолжать знакомство с русской народной сказкой «У страха глаза велики», понимать двойной смысл ее названия.
Продолжать обучать передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений с наглядной опорой на графические схемы, используя авторские выразительные средства.
Закреплять умение определять автора и название литературного произведения по персонажам и сказочным предметам.
Развивать умение передавать свое настроение с помощью элементов тканевого конструктора.
Совершенствовать монологическую форму речи.
Развивать слуховое внимание, память, коммуникативные умения.
Воспитательные задачи:
Воспитывать свободное общение со сверстниками и взрослыми во время совместной деятельности. Воспитывать культуру речевого общения.
Оборудование:
Картинки с изображением времен года; графические схемы для пересказа; поднос с подарками; фишки; мяч.
Методические приемы:
Сюрпризный момент – появление ребенка в образе зайца, игровая мотивация, демонстрация слайд - фильма, созданного на основе иллюстраций к сказке, словесные приемы: чтение художественного произведения (аудиозапись, беседа, пересказ сказки детьми, вопросы к детям, поощрение.
Материал и оборудование:
Костюм зайца, ковер, слайд-фильм, созданный на основе иллюстраций к сказке, проектор, экран, мнемотаблица, стул для пересказа, тканевый конструктор.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришло, поздороваемся с ними: «Мы рады вас видеть». Улыбнемся друг другу и нашим гостям, пожелаем всем хорошего настроения.
Прислушайтесь, что за странный звук? (ребенок в образе зайца). Зайчик, как ты сюда попал?
Зайчик: Я только что убежал из сказки и очень боюсь туда возвращаться. Там, в сказке, очень страшно, там охотники.
Воспитатель: И правда, заяц у нас беззащитный, обидеть его может каждый. Я предлагаю отправиться в заюшкину сказку и посмотреть, что же на самом деле произошло.
Вспомним, а какие волшебные предметы смогут помочь нам попасть в сказку? Молодцы, много волшебных предметов назвали, но летучий корабль на ремонте, волшебный клубок уже забрали. а нас много, поэтому я предлагаю полететь на нашем волшебном ковре – самолете. Помогите мне, пожалуйста, разложить его (воспитатель вместе с детьми раскладывает ковер). Ой, ребята, да как же мы на нем полетим, ведь он весь в дырках.
Подумайте, как можно его отремонтировать? (варианты ответов)
Посмотрите, на что похожи прорехи на ковре?
Правильно, они похожи на геометрические фигуры. Кстати, у меня есть заплатки, но они не простые. Я буду называть определённые слова, а вы – должны догадаться, о какой сказке идет речь, и правильно по форме подобрать заплатку.
1. Три брата, стрела, болото, Кощей Бессмертный (русская народная сказка «Царевна - лягушка»).
2. Гуси, яблоня, речка, печка (русская народная сказка «Гуси - лебеди»).
3. Щука, ведра, печь, царевна (русская народная сказка «По – щучьему велению»).
4. Лиса, мониста, воротник, старуха (чувашская народная сказка «Лиса-плясунья»).
Молодцы, ребята, без иголки и нитки мы заштопали ковер. Теперь ковер, как новенький, и мы можем отправляться.
Ковер – самолет,
Отправляемся в полет.
Ты, ковер, лети, лети,
Нас по небу прокати.
Выше, выше поднимайся.
Тише, тише не качайся.
Будем приземляться,
Начинай снижаться.
Воспитатель: Присаживайтесь, ребята, отправляемся в путь!
Вот мы оказались в сказке. Ребята, спускайтесь с ковра, проходите.
Зайчик: Боюсь, боюсь! Мне страшно, я останусь здесь.
Ребята, а что такое страх? (Страх – это когда человек чего- то боится). А чего можно испугаться? (темноты, чужого человека, грома, сказочного существа, оставаться одному).
Ребята, как можно избавиться от страха, перебороть его? (ответы детей).
И правда, мы знаем «прогонялку», с помощью, которой можно прогнать страх. Зайчик, повторяй вместе с нами! Страх, страшок, страшилка.
Брысь, брысь, брысь! В смех, смешок, смешинку превратись!
(выполняется с движениями, 2 раза)
Посмотрите, ребята, зайчик улыбается и ему уже не так страшно.
Ребята,а были ли у вас такие случаи, когда вы испугались того, чего на самом деле и не было?
Мы недавно прочитали сказку, где с главными героями случилась именно такая история. Кто помнит, как называется эта сказка и кто ее автор.
Ребята, присаживайтесь на стульчики, я вам ещё раз прочитаю русскую народную сказку «У страха глаза велики», а вы внимательно слушайте и постарайтесь ее запомнить. Потом мы будем ее пересказывать с использованием знакомых графических схем.
Аудиозапись сказки педагогом с использованием слайд-фильма.
Воспитатель: Как вы понимаете название сказки «У страха глаза велики»? (от испуга героям показалось то, чего нет на самом деле).
Молодцы, ребята, вы правильно поняли, почему этой сказке дали такое точное название. А ведь это еще и пословица. Давайте произнесем ее хором.
А теперь вместе разберемся, кто в этой сказке испугался и чего испугался.
Вспомните, какими словами начиналась сказка. (Жили-были)
Совершенно верно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были»,
А теперь вспомним ее главных героев (ответы детей).
-Ребята, почему бабушку называли старушкой?
-Почему внучку называли хохотушкой?
- Как вы думаете, почему курочку в сказке называли клохтушка?
- Почему мышку называют норушка?
Воспитатель: Куда герои ходили каждый день? (за водой).
Воспитатель: Какие ведра были у героев сказки? У бабушки, какие ведра по размеру? А у внучки? Словами из текста сказки (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток). Вспомним, откуда брали воду персонажи сказки? (из колодца, колоды, лужицы, следа поросячьего копытца).
Воспитатель: Ребята, кто запомнил, как в сказке называли героев одним словом? (водоносы). Как вы думаете, почему их так называют? (потому что каждый день носили воду).
Это сложное слово, из каких двух слов оно состоит? (воду - носить.)
Скажите, для чего герои сказки носили воду? (ответы детей)
Воспитатель: Почему в этот день водоносы не донесли воду? (зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам).
Ребята, все вместе встанем и покажем, как упало яблоко и испугало зайку (повтор слов из текста).
Динамическая пауза
А под яблонькой зайка сидел (ушки показали)
Налетел на яблоньку ветерок (руками помахали)
Яблоньку качнуло, яблочко хлоп (хлопаем в ладоши 1 раз)
И зайке в лоб (хлопают по лбу ладошкой)
Вот так все и произошло.
Молодцы, ребята! Присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: Куда спрятались от страха водоносы? Каждому водоносу в сказке со страху кто-то померещился. Бабушке кто померещился? (медведище). Почему медведище, котище сказано в сказке? (потому что они показались героям огромными и страшными). А кто привиделся зайцу?
А теперь предлагаю почувствовать себя маленькими актерами и изобразить героев сказки.
Театрализованная физкультминутка.
«Бабушка - старушка ведёрки взяла, и с большими вёдрами
По воду пошла. А за ней вприпрыжку, внучка да мышка.
А за ними бегом курочка с ведром. Воды набрали, и, домой зашагали».
Ребята, пересказывать текст мы будем по частям с использованием графических схем. В своем пересказе старайтесь использовать слова из текста, передать содержание выразительно, последовательно, чтобы всем было интересно и понятно, попробуйте передать страх героев. Кто хочет пересказать начало сказки? Кто желает пересказать вторую часть сказки, третью часть сказки? Заслушиваются пересказы детей (3 человека по частям и один полный рассказ; дети пересказывают, присаживаясь на «волшебный стул для рассказчика»).
Пересказ с помощью мнемотаблицы.
Чей пересказ вам больше всего понравился и почему?
Ребята, а кто хочет рассказать сказку полностью?
Воспитатель: Какими быть учит нас эта сказка? (Быть смелым и решительным, если чего-то испугался, нужно подумать, на самом ли деле это так страшно и постараться преодолеть страх.)
Как вы думаете, ребята, что произошло с героями, когда они поняли, что и бояться-то им было нечего? (посмеялись над собой).
Ребята, я вижу, вы тоже улыбаетесь. А у вас какое настроение?
Предлагаю запечатлеть наше хорошее настроение и подарить его зайчишке пусть нас вспоминает в своей сказке, а поможет нам в этом тканевый конструктор (дети рассаживаются за столы и выкладывают из ниток мимику лица, готовые работы выставляют на стенд).
Воспитатель: Когда у тебя бывает такое настроение (ответы детей).
Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад.
Занимайте места на ковре – самолете. Держитесь все за край ковра и повторяйте за мной волшебные слова:
Ты, ковер, лети, лети, нас по небу прокати.
Ниже, ниже опускайся. Тише, тише не качайся.
Вот он, вот он, детский сад, принимай своих ребят.
На этом наше путешествие заканчивается.
Список литературы:
1. Алексеева М. М., В. И. Яшина. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр,1998.
2. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи : методическое пособие. - М. :ТЦ Сфера, 2011.