Наталья Буздалина
Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить с жанром былины, помочь выделить его особенности.
Задачи:
Образовательная область - «Познавательное развитие»
• Познакомить детей с устным народным творчеством
• Познакомить с одеждой и вооружением русских воинов, побуждать видеть различия между богатырями.
• Дать знания о том, что 1 января отмечается День былинного богатыря Ильи Муромца.
Образовательная область – «Социально-коммуникативное развитие»
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи „Чтение былины „Илья Муромец и Соловей-разбойник“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Закрепить умение действовать вместе, помогать товарищу.
• Воспитывать чувство солидарности, уважение друг к другу.
Образовательная область- «Речевое развитие"
• Обогащать и активизировать словарь по теме.
• Побуждать составлять короткий рассказ по фрагменту картины.
• Продолжать закреплять умение детей давать полные ответы на вопросы.
Образовательная область – «Художественно-эстетическое развитие»
• Познакомить с произведением «Илья – Муромец и Соловей разбойник.»
• Дать представления о картине В. Васнецова «Три богатыря».
• Побуждать к сопереживанию героям произведения.
Образовательная область – «Физическое развитие»
• Развитие координации движений
• Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами, при формировании полезных привычек.
Словарная работа
• Познакомить с новыми словами: былина, богатыри, гусли
Предварительная работа:
• беседы о богатырях
• рассматривание иллюстраций
Материалы:
Демонстрационный:
• репродукция картины В. Васнецова «Богатыри»
• изображение гуслей
• пазлы
Оборудование:
• аудио устройство,
• фонограмма песни «Богатырская наша сила» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова) на электронном носителе.
Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная,
• познавательная, эстетическая, двигательная, продуктивная, музыкальная,
Ход непосредственно- образовательной деятельности:
I.
Ребята, хотите отправиться в путешествие в далекие-далекие времена?
-Дети: «Да хотим».
Мы отправимся с вами в те времена, когда нашу страну Россия называли Русь. На Руси всегда было много набегов, многие хотели завоевать наши земли, поработить наш народ. Но чаще всего терпели поражение. Как вы думаете, почему?
Ответы детей (потому что русские люди защищали свою родину)
- У современной армии ребята, есть различные виды оружия и техники.
А давным –давно все было по-другому. Посмотрите на картину русского художника Виктора Васнецова.
- Кто изображен на ней? (богатыри)
А зовут их: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
- Как вы думаете, чем заняты богатыри на картине?
Ответы детей.
Совершенно верно. Они высматривают, не приближается ли враг к русской земле? Не обижают ли где кого?
- Во что одеты богатыри?
Ответы детей (шлем, кольчуга)
- Ребята, обратите внимание каким оружием пользовались в древности на Руси? (щит, меч, копье, булава, лук со стрелами).
- А какими словами можно заменить слово «богатырь»? (Силач, воин, борец)
- Какими словами можно сказать о богатыре, какой он? (сильный, мужественный, отважный, смелый.)
Давайте попробуем рассказать о каждом богатыре. Сначала назовите богатыря, о котором будете рассказывать, скажите, почему вы выбрали его, расскажите, как он одет, вооружен, о каких его подвигах вы знаете.
Краткие рассказы детей.
Ребята, а давайте мы с вами представим, что мы богатыри, да разомнемся под богатырскую песню.
Физкультминутка
Дети выполняют общеразвивающие упражнения под фонограмму
песни «Богатырская наша сила».
II.
Отдохнули, а теперь садитесь на стульчики, наше путешествие продолжается.
- Богатыри ребята, существовали очень давно. Как вы думаете, откуда же мы узнали об их подвигах?
-Ответы детей (из сказок, рассказов).
Верно. Сегодня я хочу познакомить вас еще с одним жанром устного народного творчества-жанром былины.
Былины- это древнейшие сказания о народных героях, защитниках Родины, о нравах, радостях и бедах наших предков. Былины – это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения. Исполнялись былины, вот на таких музыкальных инструментах. Это гусли (показывает). Ребята, но былины – это особые песни. Слово «былина» происходит от слова «быль» - правда, в этих старинных песнях поется о том, что было на самом деле. Но все-таки ребята, это не исторический документ, а произведение искусства, в котором есть и вымысел. Сегодня я хочу прочитать вам былину, которая называется «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Жил-был на свете богатырь Илья Муромец. Много подвигов он совершил. С одним из них мы сегодня и познакомимся.
(Чтение былины)
Вопросы:
- Понравилась вам былина, ребята?
- С каким былинным героем мы познакомились сегодня?
Ответы детей. (с Ильей Муромцем)
- Какой подвиг он совершил?
Ответы детей.
- Как князь наградил богатыря?
Ответы детей.
В нашей стране чтут подвиги наших предков. И первого января, ребята, отмечается День былинного богатыря Ильи Муромца.
А сейчас ребята мы с вами попробуем собрать пазлы «Богатыри». Сделать это не просто, но у вас обязательно все получится. (дети собирают пазлы).
Молодцы все получилось.
III.
Ну вот ребята мы и познакомились с богатырями, защищавшими нашу Русь, узнали, что такое былина.
Есть такое выражение, ребята «Кто с мечом к нам придет- тот от меча и погибнет». Как вы думаете, что оно означает?
-Ответы детей (кто нападет на нашу землю с оружием тот сам и погибнет).
Правильно ребята. Ну что, путешествие наше закончилось, пора нам возвращаться в детский сад.