светлана юртаева
Конспект НОД в средней группе «У профессора Знайкина». Свойства воздуха. Экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы
План – конспект непосредственно образовательной деятельности
в средней группе.
Тема: «В лаборатории профессора Знайкина».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
«Познавательно развитие» :
Публикация «Конспект НОД в средней группе „У профессора Знайкина“, Свойства воздуха, Экспериментирование» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
1. Дать первоначальные сведения о том, что воздух обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.
2. Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; 3. Способствовать формированию у детей познавательного интереса; 4. Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; 5. Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
«Речевое развитие» :
1. Развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.
2. Обогатить словарь детей новыми словами.
«Художественно – эстетическое развитие» :
1. Расширить кругозор ребёнка.
2. Развитие любознательности, взаимопомощи.
3. Формировать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Методы и приё мы: Словесные – Беседа, объяснения, вопросы к детям. Наглядные – показ видео. Практические методы – наблюдение, опыт. Проблемно – поисковые методы – постановка проблемные ситуаций, вопросов. Доказательства, обобщение, сопоставление, сравнение, анализ.
Формы организации совместной деятельности.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физ. Минутка.
Познавательно-исследовательская Проведение опытов с воздухом.
Коммуникативная Беседы, вопросы. Ответы детей.
Материалы и оборудование: ноутбук; экран и проектор для презентации; диск; мыльные пузыри; сенсорный столик, магнитная доска; музыкальное сопровождение; «профессорские» шапочки; полиэтиленовые мешочки (по количеству детей); стаканчики с водой (по количеству детей); коктельные трубочки (по количеству детей); кораблики из пенопласта с бумажными парусами; сосуд – «море» для корабликов; веера (по количеству детей); воздушный шарик.
Логика образовательной деятельности:
№ Деятельность воспитателя. Деятельность воспитанников. Ожидаемый результат.
Вводная часть.
Воспитатель Задаёт вопросы.
- Ребята, посмотрите, что это? Послание для детей средней группы «.». Это, наверное, нам. Диск. Хотите посмотреть, что там?
(Воспитатель включает компьютер. На диске видеописьмо от профессора Знайкина)
Знайкин : Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали. Я - профессор Знайкин.
(Звучит песня из мультипликационного фильма «Фиксики».)
Я целый день тружусь в лаборатории. У меня возникли некоторые проблемы, и я хочу чтобы вы мне помогли. Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может и нет никакого воздуха?
Ребята поможем профессору Почемучкину? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов : существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Я вот тоже воздух не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, я предлагаю вам пойти в нашу лабораторию и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе. Вы согласны? Тогда – вперед!
Основная часть.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это?
Опыт № 1. Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага?
Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух –не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.
Ребята, а вы видели, этот воздух?
Если мы его не видим, значит он какой? Как иначе можно сказать.
А какого он цвета?
А как он пахнет? Понюхайте воздух. Чем пахнет? (можно для сравнения предложить детям вдохнуть носом воздух. Затем взять лимон, чеснок, духи и предложить ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи, а потом просто понюхать воздух).Воздух невидимый, безцветный, прозрачный, без запаха
Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите ребята, что это?
Да, это соломинки и стакан с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики.
Ой, что это?
А что они делают?
Почему?
Оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?
Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
Мы настолько привыкли дышать, что даже и не замечаем этого. Между тем мы бы не смогли жить без дыхания. Давайте это проверим. Закройте носики и постарайтесь не дышать. Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха.
Вот видите, все вы в итоге отпустили носик, чтобы подышать. Человек не может жить без воздуха.
В моей лаборатории есть кораблики, а как с ними можно поиграть?
А как же они будут плыть?
Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы.
А если не дуть, как ещё можно сделать ветер? Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Смотрите: воздух не движется, и кораблики не плывут. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и он помогает парусникам плыть. Ветер – это движение воздуха.
На столе лежат тарелочки с геометрическими фигурами, попробуйте сложить из них кораблики.
Молодцы ребята как хорошо у вас получилось!
А сейчас я предлагаю вам нарисовать море, но не бумаге, а на песке. Попробуем?
А еще, ребята, воздух очень легкий. Предлагаю вам в этом убедиться, поиграв немного с мыльными пузырями. Мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием (дети играют с мыльными пузырями).
Спасибо, ребята, вы мне сегодня помогли узнать, что такое воздух. Я теперь могу и профессору Знайкину всё рассказать.
Заключительная часть.
Ой, ребята, посмотрите, а как у нас шарик оказался?
Его придуло ветром, но посмотрите, какой он не веселый, давайте его украсим.
А можно я этот шарик подарю профессору на память о нас?
Спасибо ребята большое, вы большие молодцы!
Дети выполняют первый опыт.
Дети отвечают на вопросы, и выполняют второй опыт.
Дети выполняют следующий опыт.
Дети выполняют следующий опыт.
Дети выполняют следующий опыт.
Дети выполняют следующий опыт.
Дети выполняют задание.
Играют с мыльными пузырями.
Украшение шарика салфетками смоченными в воде.
Дети заинтересовались предстоящей деятельностью. Сформировали коммуникативные умения и навыки.
Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.
Дать первоначальные сведения о том, что воздух обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха).
Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
Способствовать формированию у детей познавательного интереса;
Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.
Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.