Гульназ Нуриахметова
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Нуриахметова Гульназ Масгутовна
Область: Познание.
Интеграция областей: «Коммуникация», «Социализация».
Публикация «Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Цель: Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха : прозрачность, невидимость, легкость, сила. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать и выводы.
Программное содержание:
Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.
Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.
Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
Ход занятия:
Воспитатель: (Вношу Совунью из воздушных шаров)
Воспитатель: Дети, посмотрите кто пришел к нам в гости в детский сад. Вы узнали кто это?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Чем же наша гостья необычна?
Дети: Она из воздушных шариков
Воспитатель: Что это у неё? (Беру конверт с загадкой)
Воспитатель: читаю : «Не могу я загадку отгадать. Помогите мне, дети.»
Воспитатель: поможем Совунье?
Ответы детей
(читаю загадку)
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем.
Дети: ответы детей (воздух)
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Дети, что такое воздух?
Дети: воздух это то, чем мы дышим.
Воспитатель: А где есть воздух?
Дети: ответы детей (везде)
Воспитатель: Молодцы! Для чего нам нужен воздух?
Дети: для того, чтобы дышать
Воспитатель: А можно жить без воздуха?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Правильно! Воздухом мы дышим, без него невозможно жить. Сделайте глубокий вдох, задержим дыхание, зажмем нос, пока я сосчитаю до 5. Выдох. Вот видите, даже на такое короткое время тяжело задерживать дыхание. Хочется быстрее вдохнуть. А если бы вообще не было воздуха, мы бы просто задохнулись. Так, для чего нам нужен воздух?
Дети: для дыхания, для жизни.
Воспитатель: А кто дышит воздухом?
Дети: люди, животные, птицы, растения, всё живое.
Воспитатель: А увидеть воздух можно?
Дети: ответы детей (нет)
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила:
соблюдать тишину,
не перебивать друг друга.
Не мешать друг другу,
работать тихо,
аккуратно,
внимательно.
Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Дети оденьте фартуки. Садитесь за столы. (дети садятся) напомнить об осанке!
Воспитатель: Дети, а вы знаете сколько человек может прожить без еды, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).
Дети: ответы детей
Вывод: без воздуха жить невозможно
ОПЫТ№ 1 Способ обнаружения воздуха, воздух невидим
Цель: Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух.
Оборудование:
1. Пустая стеклянная банка 1,0 литр.
2. Бумажные салфетки – 2 штуки.
3. Маленький кусочек пластилина.
4. Прозрачный контейнер с водой
Воспитатель: Попробуем опустить в прозрачный контейнер с водой бумажную салфетку. Конечно, она намокла. А теперь при помощи пластилина закрепим точно такую же салфетку внутри банки на дне. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно опустим в кастрюлю с водой на самое дно. Вода полностью закрыла банку. Аккуратно вынимаем ее из воды. Почему же салфетка осталась сухой? Потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Опять таким же образом опускаем банку на дно кастрюли и медленно наклоняем ее. Воздух вылетает из банки пузырем.
Вывод: Банка только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Воздух невидимый.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте.
Дети: (ответы детей)
ОПЫТ № 2 «Как поймать воздух?»
Цель: Доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Воспитатель: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами?
Что в них находится?
Какой он?
Вы его видите?
Вывод: Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.
ОПЫТ №3. «Воздух – можно почувствовать»
Воспитатель: Дети, как вы думайте, можно ли воздух почувствовать?
Дети: ответы
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
ОПЫТ №4. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.
Цель: Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.
Оборудование:
1. Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.
2. Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.
Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.
Вывод: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.
ОПЫТ №5. «Движение воздуха»
Оборудование:
1. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.
Воспитатель: Дети, может ли воздух двигаться?
Дети отвечают
Воспитатель: Мы сейчас Нюше покажем, как увидеть движение воздуха.
Возьмите полоску бумаги за один кончик, наберите воздух и подуйте на бумагу.
(дети выполняют)
Воспитатель: что вы увидели?
Дети: мы увидели движение воздуха
Воспитатель: Как в природе называют движение воздуха?
Дети: ветер
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише
Деревцо всё выше, выше!
Воспитатель: Ветры приносят тепло, холод, дождь. Ветер может быть другом и помощником. Кому он может быть другом?
(показываю картинки)
Дети отвечают
Воспитатель: Но ветер может быть и врагом-разрушителем? Что может натворить такой ветер?
(показываю картинки)
Дети отвечают
Воспитатель: Дети, а я знаю, что воздух бывает тёплым и холодным. Когда воздух бывает тёплым?
Дети: летом
Воспитатель: А холодным?
Дети: зимой
ОПЫТ№ 6 «Тёплый и холодный воздух»
Воспитатель: Если произносить разные звуки, мы можем почувствовать тёплый и холодный воздух. Попробуйте произнести звук «С», ладошку поднесём ко рту.
(Дети выполняют)
Воспитатель: Какой почувствовали воздух?
Дети: холодный.
Воспитатель: А попробуйте произнести звук «Ш». Какой почувствуете воздух?
Дети: тёплый.
В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
ОПЫТ № 7 «Слышим воздух»
Воспитатель: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
Воспитатель: Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук, воздух.)
Дети отвечают
Воспитатель: С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли крышечки).
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
ОПЫТ № 9 «Имеет ли воздух вес?»
Воспитатель: Это мы сейчас проверим.
Воспитатель: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины
Воспитатель: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
(воздух)
Дети отвечают
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
ОПЫТ. Проводит воспитатель.
«Плавающий апельсин».
Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.
Оборудование:
1. 2 апельсина.
2. Большая миска с водой.
Опыт: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.
Воспитатель: Совунья хочет с нами поиграть в игру «Бывает - не бывает». Если воздух может быть таким будем хлопать, если не может – топать.
Воздух бывает тёплый?
Воздух бывает чистый?
Воздух бывает пушистый?
Воздух бывает лёгкий?
Воздух бывает грязный?
Воздух бывает сердитый?
Воздух бывает холодный?
Воздух бывает полосатый?
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Совунья, как много мы тебе про воздух рассказали. Давайте вспомним, какой воздух бывает.
Дети отвечают
Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. О чём мы сегодня с вами говорили? Дети, а вам понравилось проводить опыты? Что интересного вы запомнили, что понравилось? Какой опыт вам показался интересным больше всего? Что вы сегодня узнали нового?
Ответы детей. Подвести итог занятия, сделать выводы.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.
Молодцы, ребята.