Анна Егорова
Конспект НОД в старшей группе с использованием исследовательской технологии «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Цель:обобщить и закрепить знания детей о воздухе, что он обладает необычными свойствами.
Задачи:
• развивать любознательность, умение наблюдать и делать выводы
• развивать познавательный интерес
• актуализировать знания детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, он легче воды
• закрепить понимание о том, что он необходим для жизни
• познакомить со способами исследования воздуха
Публикация «Конспект НОД в старшей группе с использованием исследовательской технологии „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие.
Тип: интегрирование.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Приемы: беседа, показ, игровая ситуация, сюрпризный момент (письмо, исследовательская деятельность, проведение опытов, наблюдение, создание мотивации.
Формы организации: подгрупповая.
Формы НОД: совместная деятельность.
Оборудование и материалы: столы, стаканы с водой, коктейльные трубочки, емкости с водой, яйца, кусочки хлеба, кусочки сахара, яйца, кусочки пемзы, поролоновые губки, апельсины (очищенные и в кожуре, баночки (с луком, с кожурой апельсина, с кожурой банана и пустые, коробка, пластиковая бутылка с крышкой, полиэтиленовые пакеты.
Предварительная работа: беседа о воздухе и ветре на прогулке, отгадывание загадок на заданную тему, надувание воздушных шаров, игры с веером, работа с календарем природы.
Ход НОД
Вводная часть (2-3 минуты)
Воспитатель: Здравствуйте ребята! А вы знаете, как называют людей, которые постоянно что-нибудь изучают, исследуют, наблюдают за свойствами предметов? (Ответы детей). Правильно, и сегодня я предлагаю нам с вами стать учеными-исследователями. Мы будем наблюдать, совершать опыты и делать выводы, а предмет наших наблюдений находится в коробке. Давайте вместе подойдем и заглянем в нее.
Дети открывают коробку, а внутри письмо.
Воспитатель: Интересно, от кого это письмо? Давайте его откроем.
Здравствуйте дорогие, ребята!
Меня зовут Любознайка, я живу на далекой планете Нетландии. Недавно я узнал, что люди дышат воздухом, а на нашей планете его нет. Мне захотелось посмотреть, как этот воздух выглядит, я смотрел в телескоп, но его не увидел. Расскажите мне, какой он?
Воспитатель: Ну, что же, ребята, вы поняли, что мы сегодня с вами будет исследовать? Что в коробке?
Дети: Да! Мы будем исследовать воздух.
Основная часть (15 минут)
Воспитатель: Поможем Любознайке узнать все о воздухе?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда, мои юные ученые прошу вас разделиться на 3 группы и подойти к столам. Для того чтобы наши исследования прошли безопасно, необходимо соблюдать правила:
• брать со стола предметы можно с разрешения и только те, которые я назову
• соблюдать аккуратность в работе
• пробовать на вкус и засовывать предметы в нос запрещено
• не бросать предметы, а осторожно класть
• водой не брызгаться и не пить
• не толкаться
Воспитатель: Все согласны соблюдать правила?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда давайте посмотрим на таблицы и вспомним наших помощников (На столах лежат таблицы в которых изображены: рот, глаза, руки, нос, книга и взрослые люди). Назовите их.
Дети: Глаза, рот, руки, нос, взрослые люди и книга.
Воспитатель: Верно! Мы с вами дышим воздухом, и он постоянно находится вокруг нас. А сейчас задержите дыхание. (Дети задерживают дыхание на несколько секунд). Долго мы можем жить без воздуха?
Дети: Нет! Мы без воздуха не можем.
Воспитатель: Действительно, воздух нам необходим. Сейчас мы узнаем какой он: можем ли мы его увидеть и какого он цвета. Это мы узнаем сделав первый опыт.
Опыт №1
Воспитатель: У каждого из вас есть стакан с водой, а рядом лежат трубочки для коктейля. Опустите трубочку в стакан и подуйте. Что появилось? Почему?
Дети: В стакане появились пузырьки с воздухом, потому, что мы подули.
Воспитатель: Верно ребята, так какой мы можем сделать вывод? Мы можем увидеть воздух? Какого он цвета?
Дети: Можем! Он прозрачный!
Воспитатель: Прекрасно!
Опыт №2
Воспитатель: А теперь нам нужно узнать во всех ли предметах есть воздух?
Для этого на каждом столе стоит емкость с водой. А еще в коробочках лежат предметы. Возьмите предметы из коробочки №1 (кусочки хлеба, сахара и яйца). Что появилось на поверхности?
Дети: Пузырьки!
Воспитатель: Это значит, что в этих предметах воздух есть и когда мы опускаем их в воду, то пузырьки воздуха выходят на поверхность.
Теперь возьмите предметы из коробочки №2 (кусочки пемзы и поролоновые губки). Что произошло?
Дети: Они плавают.
Воспитатель: Верно! Внимательно рассмотрите эти предметы – в них множество крохотных отверстий. В этих отверстиях и живет воздух. А если в предметах много пустот, которые заполнены воздухом, то они всплывают на поверхность.
А теперь берем коробочку №3, в ней находятся апельсины – очищенные и в кожуре. Опустите их в воду и понаблюдайте, что с ними произойдет.
Дети: Очищенный апельсин утонул, а апельсин в кожуре плавает.
Воспитатель: Это происходит потому, что кожура апельсина пористая – в ней есть много маленьких отверстий, они заполнены воздухом, и он не дает опуститься на дно.
Опыт №3
Воспитатель: А теперь, нам нужно найти ответ на такой вопрос: «Что легче – воздух или вода?». Для этого в емкость опустите пластиковую бутылку. Что произошло?
Дети: Пошли пузырьки и стала наливаться вода.
Воспитатель: Верно, вода вытесняет воздух из бутылки, потому, что воздух легче воды. А теперь закройте пустую бутылку крышкой - что произойдет? И почему?
Дети: Она плавает, потому, что внутри воздух.
Воспитатель: Как вы думаете, в каких предметах есть воздух и они не тонут?
Дети: Спасательный круг, резиновая лодка, мяч.
Воспитатель: Вы совершенно правы! Молодцы! Вы здорово справляетесь с заданиями ученых, но каждому ученому необходим небольшой перерыв. Давайте встанем в центре группы на разминку.
Физминутка
Мы устали, засиделись (Одна рука вверх, другая вниз)
Нам размяться захотелось (Рывками менять рук)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот (Повороты корпусом)
А потом наоборот.
Приседанья начинаем (Приседания)
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
Опыт №4
Воспитатель: Прекрасно размялись, а теперь нам необходимо выяснить имеет ли воздух запах. Для этого у вас на столах есть 4 маленьких баночки. По очереди откройте их и скажите, чем пахнет.
Дети: Баночка с луком пахнет луком, баночка с кожурой апельсина пахнет апельсином, баночка с кожурой банана пахнет бананом, а пустая не пахнет ничем.
Воспитатель: В пустой баночке был воздух и больше ничего, поэтому она ничем не пахла. Отсюда можно сделать вывод: пахнут предметы в баночках, а воздух не имеет запаха.
Заключительная часть (5 минут)
Рефлексия
Воспитатель: Дорогие ученые, вы провели огромную работу по исследованию свойств воздуха и много о нем узнали. И так, подведем итог:
• Воздухом мы дышим и без него жить не можем
• Воздух невозможно увидеть
• Воздух не имеет запаха
• Воздух есть везде и во всех предметах
• Воздух легче воды
• Воздух не имеет запаха
Воспитатель: Ребята, думаю мы помогли Любознайке и рассказали о воздухе все, что сами узнали из наших опытов. Я предлагаю каждой группе ученых набрать воздух в пакет, мы его завяжем, положим в коробку и отправим на планету Нетландия в подарок Любознайке.
Дети набирают воздух в полиэтиленовые пакеты под веселую музыку, воспитатель помогает завязать и складывает в коробку.