Наталья Игнаткина
Конспект НОД «Звук [с]. Осенью в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Постановка звука С, исправление межзубного (призубного) сигматизма.
Задачи:
1. Научить ребенка правильно произносить звук С;
2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
4. Развивать фонематический слух;
5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Темочки:
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Оборудование: Картинка «Осенний лес», «Осенний ветерок», «Грибы», вырезанные из картона картинки грибов, на обратной стороне которых прикреплены артикуляционные упражнения на звук С, корзинка (настоящая или нарисованная); картинка артикуляционного уклада звука С, схема характеристики звука, мяч, картинки для проведения игры «Четвертый лишний» (Подберезовик, подосиновик, мухомор, лисичка
клюква, земляника, сыроежка, брусника, белый гриб, груздь, земляника, опята); раскраска для домашнего задания «Грибы» (мухомор, лисичка, волнушка, сморчок, белый гриб).
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Ход занятия.
1. Организационный момент (1 слайд)
Логопед: Сегодня малыш, я приглашаю тебя в осенний лес. Ты знаешь, кто живет в лесу? (ответы ребенка).
Логопед: Да, правильно, молодец! А еще там живет наш старый знакомый ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК! В прошлый раз он приходил к нам в гости, а сегодня мы пойдем к нему. Согласен? (Да).
2. Пальчиковая гимнастика (2 слайд)
Логопед: Мы идем по осеннему лесу и собираем грибы.
Пальчиковая игра «Топ-топ-топ, 5 шагов»
Топ-топ – пять шагов
(«шагать» пальчиками по столу).
В туесочке пять грибов.
(переплели пальцы обеих рук – сделали «туесочек», большие пальцы – ручка, показали 5 пальцев правой руки).
Мухомор красный –
Гриб опасный.
А второй – лисичка,
Рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка,
Розовое ушко.
А четвертый гриб – сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб – белый,
Ешь его смело!
(На каждое двустишие ребенок разгибает по одному пальчику, начиная с мизинца, на одной или на обеих руках).
Логопед: Малыш, ты знаешь, какой гриб здесь был ядовитым, несъедобным? (Мухомор)
3. Упражнения на развитие речевого дыхания (3 слайд)
Призубный сигматизм- даются упражнения для выработки длительной, направленной воздушной струи; положения широкого кончика языка за нижними резцами; вырабатывается умение удерживать губы в улыбке.
Логопед: Малыш, давай вспомним, как дует ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК?
Упражнение для развития напора воздуха:
1. Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперед «трубочкой» губы. Контролировать выдыхаемую струю ладонью, бумажкой или ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя воздуха, бумажка или ватка отклоняются в сторону. Повторять упражнение 3-5-7 раз.
2. Высунуть язык, чтобы он лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щеки. Контролировать поток воздуха ладонью, бумажкой или ваткой. Повторить упражнение 3-5-7 раз.
Игры:
«Заморозим пальчики»
«Заморозим шею»
«Забьем шайбу (мяч) в ворота» (с ватными шариками)
4. Артикуляционная гимнастика (4 слайд)
Логопед: Вот тебе корзинка, давай будем собирать в нее грибы и ягоды. (ребенок выбирает картинки, которые ему больше нравятся, но перед тем как положить их себе в корзинку, он должен сделать артикуляционное упражнение, которое нарисовано на обратной стороне картинки).
При межзубном произнесении звука С: проводятся упражнения для укрепления мышц кончика языка и передней части спинки языка; выработки направленной воздушной струи; отрабатывается звук [и], при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука [с].
Упражнение для губ:
Растянуть губы в улыбку до предела и удержать их в напряженном положении некоторое время под счет. Зубы сомкнуть. Повторить упражнение 3-5-7 раз.
Комплекс упражнений для выработки правильного
произношения свистящих звуков (с,з,ц)
1. Трубочка;
2. Накажем непослушный язык;
3. Заборчик;
4. Горка;
5. Качели;
6. Почистим нижние зубки;
7. Загоним мяч в ворота.
5. Развитие мимической мускулатуры (5 слайд)
Логопед:
Мы идем по лесу. Листья шуршат под ногами. И вдруг видим – бежит мышонок. Он тоже нас заметил и испугался.
Игра «Пугливый мышонок».
Изобразите мне пугливого мышонка. Вы должны сжаться в комочек, и изобразить на лице испуг.
6. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи (5 слайд)
Логопед: А как мышонок голос подает? (он пищит)
Логопед: А давайте будем пищать, как мышки:
- Тихо пи-пи-пи
- Громко пи-пи-пи
С разным ударением: ПИ-пи-пи, пи-ПИ-пи, пи-пи-ПИ
7. Постановка звука С при межзубном (призубном) сигматизме (6 слайд)
Логопед: Малыш, давай вспомним песенку ОСЕННЕГО ВЕТЕРКА!
При межзубном и призубном сигматизме необходимо убрать кончик языка за нижние резцы, для чего можно прибегнуть к механической помощи: специальным зондом или концом шпателя легко нажать на кончик распластанного (а не комообразного) языка, опустив его за нижние зубы. Механически придерживая язык в таком положении, предложить ребенку произнести изолированно звук С (сделать «Холодный ветерок», «Насос», «Песенку водички» - СССССССССССССС).
Затем так же с механической помощью отрабатывается слог СА-СА-СА.
(Межзубный сигматизм звука С часто требует длительной логопедической работы. При отсутствии контроля часто наблюдаются рецидивы).
8. Артикуляционный уклад звука С (7 слайд)
Логопед: Давай покажем ОСЕННЕМУ ВЕТЕРКУ, что мы знаем, как петь его песенку! (что мы знаем, как правильно произносить звук С).
- Губы улыбаются
- Зубы сближены («заборчиком»)
- язычок «горочкой», кончик языка касается нижних резцов;
- воздушная струя холодная
- горлышко не дрожит
9. Характеристика звука С (8слайд)
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что «ПЕСЕНКА ОСЕННЕГО ВЕТЕРКА» (песенка насоса, песенка водички) – это и есть звук С.
Какой звук С?
Звук С – согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой.
10. Физкультминутка – игра с мячом
Дидактическая игра «Чего много в лесу?» (отработка использования ребенком Р. П. имен существительных)
Логопед бросает малышу мяч и спрашивает: «Чего много в лесу?», ребенок возвращает мяч и отвечает либо полным предложением, либо словосочетанием со словом МНОГО.
много кустов
много деревьев
много листьв
много грибов
много ягод
много птиц и др.
11. Игры на развитие фонематического слуха. (слайд 9)
Логопед: Я буду читать тебе стихотворение, а ты, как услышишь название какого-нибудь гриба, должен положить перед собой счетную палочку (или грибок, вырезанный из картона)
Игра «Сосчитай грибы»
Только я в кусты зашла –
Подосиновик нашла.
Две лисички, боровик,
И зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов?
У кого ответ готов?
(пять)
12. Итог НОД, оценка работы ребенка (слайд 10)
Малыш, нам пора возвращаться из осеннего леса в наш детский сад.
К кому в гости мы сегодня ходили? Кого видели? Что делали?
Чему учил нас ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК?
Ты научился петь песенку ОСЕННЕГО ВЕТЕРКА?
Давай посмотрим, как у тебя это получается?
ТЫ МОЛОДЕЦ!
Завтра ветерок придет к нам еще раз.
13. Домашнее задание (слайд 11, для распечатки)
Раскрасить грибы из Пальчиковой игры «Топ-топ-топ – пять шагов», ядовитый гриб обвести в круг красным карандашом! (раскраска готовится заранее – мухомор, лисичка, волнушка, сморчок, белый гриб).