Наталья Симина
Конспект занятия «Звук [У]. Утенок Утя и его друзья»
Тема. Звук У
Цель: Познакомить детей со звуком У.
Задачи: коррекционно-обучающие — закреплять навык чёткого произношения звука [У]; учить выделять звук [У] в потоке гласных звуков и в звукосочетаниях; формировать навыки элементарного звукового анализа, выделять звук из начала слова; закреплять понятие «гласный звук»;
Публикация «Конспект занятия „Звук [У], Утенок Утя и его друзья“» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Утки, утята
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
коррекционно-развивающие – развивать фонематическое восприятие, просодический компонент, пальцевой и кистевой праксис;
воспитательные – воспитывать инициативность, самостоятельность, стимулировать учебную деятельность.
Ход занятия:
Организационный этап.
Дети подходит к логопеду, приветствуют друг друга Затем. предлагается детям сесть в заданной последовательности: Лена, Оля, Саша, Катя, Дима, Сережа и т. д.
Знакомство со звуком
Когда я шла в детский сад, то кое-кого повстречала… Отгадайте мою загадку и узнаете кто это?
Носик лопаткой, красные лапки,
Плавает, ныряет,
Крякать обожает (утенок)
В гостях у детей появляется утенок Утя, здоровается.
Сегодня Утя хочет вас познакомить со своим любимым звуком.
Утенок вытягивает губки трубочкой и гудит у-у-у. Утенок просит детей помочь спеть его песенку.
Дети наблюдают за положением и работой органов артикуляции глядя в зеркала.
Сначала поют хором звук У, а потом звук произносят только те, до кого Утя дотронулся. Логопед следит за четким произношением звука.
Когда мы произносим звук У, то (дети помогают договаривать фразы) :
-губки …вытянуты вперед трубочкой, (на доске символ звука У-маленький красный кружок)
-зубки не смыкаются, (две полоски)
-воздух течет свободно, значит звук гласный.
Характеристика звука
Логопед: Кто сможет рассказать, что узнали мы о звуке У?
Логопед вместе с детьми делает обобщение:
Звук «У» это гласный звук, при произнесении звука «У» воздух проходит свободно, язык, зубы и губы не мешают воздуху. Звук «У» можно петь и растянуть - преграды нет.
Обозначение
Логопед: Для обозначения всех гласных звуков используется красный цвет. (красный цвет яркий, его хорошо видно и звуки гласные всегда хорошо слышно).
Утя раздает детям карточки с символом звука «У». Логопед уточняет, символ какого звука подарил Утя детям.
Утя знакомит ребят со своим другом волчонком Умкой. (Появляется картинка-символ волчок воет на луну)
Как волк воет на луну: УУУУУУУ,УУУУ
Фонетическая игра «Волки и волчата»
Утя предлагает разделиться детям на две группы: одни произносят звук У громко-ВОЛКИ, другие – тихо-ВОЛЧАТА. Затем меняются ролями.
Логопед: - Друзья, звук У любит играть в прятки. Я буду произносить звуки, а вы поднимите карточку звука У, когда услышите этот звук.
Произносит: А-И-У; О-У-А-У, Ы
Звук У прячется в словах : уголь, антенна, украсить, ужин, аист, узор, жаба, ураган…
Отлично, все справились!
Утя предлагает подойти поближе и поиграть с пальчиками, согласны?
Разминка
Дети встают, подходят к логопеду и выполняют пальчиковую разминку «Утята»
«Утята»
Встали как – то утром в ряд (Постепенно, начиная с мизинцев, сжать кулаки)
Десять маленьких утят.
(Показать десять пальцев)
Посчитались, (Посчитать пальцы)
Удивились, (Указательными и большими пальцами изобразить удивлённо раскрытые клювики утят)
На две группы разделились,
(Руки в стороны, пальцы растопырены)
Пёрышки почистили
(Сложенными щепотью пальцами одной руки гладить по очереди, от основания до кончика, пальцы на другой руке)
Головкой повертели
(Пальцы на обеих руках сложить в виде головок утят, покрутить ими из стороны в сторону)
Червячка склевали
(Хватательные движения клювами-пальцами)
И к речке побежали.
(Пальцами «пробежаться»)
Дети остаются возле логопеда.
А теперь игра: «Гости»
Отправляемся в гости к волчонку Умке.
На доске выставлены картинки, которые дети называют:
утка, ухо, улитка, дом, машина, окно, улица
Логопед: - Ребята, в гости пойдут только те картинки, в названии которых прячется звук У.
Логопед вместе с детьми проговаривает эти слова, выделяя голосом первый звук У.
Дети, выбирают картинки и отвечают на вопрос:
"Какой звук первый во всех словах?" (гласный звук У)
-Браво, похлопайте друг, другу!
Предлагаю сесть за столы и поиграть в игру:
«Поставь звук на место»
-Каждому раздаю (схему)полоску-это слово-, у слова есть начало середина, конец.
Логопед объясняет, что во всех наших словах звук [У] стоит в начале слов, и помогает детям обозначить место звука [У] в этих словах с помощью карточки и красного квадрата.
«Раз два три без ошибок повтори». МОЖНО ВСТАТЬ
У у у -губы хоботком тяну (показать руками)
Утя просит спеть и отхлопать его песенку:
У-у, уу-у; у-уу; у-у-у
Логопед подсчитывает с детьми, сколько раз произнесли звук У.
Дидактическое упражнение «Договори словечко и назови первый звук в словах».
Логопед читает детям стихотворные строки и просит договорить последнее слово в них, если правильно назовете слово, то появится картинка.
Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг-
Электрический (утюг)
Назвать первый звук в этом слове.
Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками,
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может (удочка)
Итог занятия.
Ребята, с каким звуком мы сегодня подружились?
Дети называют, какой звук учились произносить и различать, вспоминают слова с этим звуком, кто приходил в гости, какой звук слышали в их именах.