Анна Александровна Калёнова
Конспект НОД по развитию речи «Звук [Н]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: изучение звука [Н].
Задачи:
1. Формировать навыки звукового анализа;
2. Формировать понятия «звук», «согласный звук», «буква», «слог»;
3. Учить произносить звук [Н] тихо, громко, длительно, коротко и с различной интонацией;
4. Учить составлять слоги;
4. Развивать умение называть слова с заданного звука;
5. Развивать пространственно-зрительное восприятие буквы;
6. Развивать внимание, память, общую и артикуляционную моторику.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Звук [Н]“» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Материал: звуковые карточки Н, А, И, О, Ы, У, Э, синий карандаш, рисунок №1-Мудрая Сова, Зайчонок, Ёжик, стол, на котором лежат ножницы, напёрсток и ткань, носорог, дом с навесом на крыше, фонарь с буквой «Н»; рисунок №2-изображение как поёт девочка Надя; рисунок №3- нож, луна, диван, окно, фонтан, ананас, лимон, под каждым рисунком три кружочка для закрашивания; рисунок №4- картинки «слоги» НА-НУ, НА-НО, НА-НЫ, НА-НУ, корзина, ноги, апельсины, бревно, ногти, бананы, дом.
Ход НОД.
1. Подготовительный этап.
-Ребята, вспомните, что вы узнали о звуках [М] и [М’]?
-Какой буквой они обозначаются?
-Что такое слог?
-Зачем и куда пошли игрушки из домика звука [М’]?
2. Постановка учебной задачи.
Приблизившись к дому, где живёт девочка Надя, игрушки услышали весёлое пение: «На-на-на-на. На-на-на-на». Увидев гостей, Надя тут же предложила им стать своим зрителями и начала свой концерт, не дав им сказать ни слова. После того как Надя спела все известные ей песни, наши друзья-игрушки получили возможность спросить, почему она не пришла покормить телёнка. «Ой-ой-ой! Я совсем забыла!-воскликнула Надя,-мне сегодня принесли новые ноты. Я по ним разучивала песню и так увлеклась, что не вспомнила совсем о телёнке. Надя после этого пообещала, что будет каждый день его навещать. Для того чтобы девочка не забывала о своём обещании, Ёжик нарисовал для Нади телёнка и порекомендовал носить этот рисунок с собой всегда.
-Ребята, с какого звука начинаются слова «Надя» и «ноты»?
-Мы сегодня поговорим о звуке [Н]».
3. Изучение нового материала.
А). Работа с рисунками №1 и №2. Работа со звуковыми карточками.
-Картинка, где показано, как Надя напевает, обозначает звук [Н].
-Что делают язык и губы во время произнесения этого звука? (Язык прижимается к верхним губам, а губы приоткрыты.)
-Ребята, покажите на рисунке хозяина дома Нади. Почему у него на ногах синие башмачки? (Потому что звук [Н]–твёрдый, согласный.)
-Каким он цветом обозначается?
-Перечислите предметы на рисунке, в названии которых слышится звук [Н]?
-Чем, кроме пения, ещё любит заниматься Надя? (Шитьём.)
-Как об этом вы догадались?
-С помощью звуковых обозначений выложите слоги: АН-НА, УН-НУ, НО-ОН, НЭ-ЭН, ИН-НИ, ЫН-НЫ.
Расположены слоги в такой последовательности, чтобы дети смогли постепенно их преобразовать. Например, после того как дети первый слог выложат, предлагается им поменять карточки местами и «прочитать» новый слог.
Б).Работа с рисунком №3.
-Ребята, напомните мне, звук [Н] обозначается каким цветом.
-Сейчас синим цветом закрасьте столько кружочков, сколько звуков [Н] слышится в названии каждой картинки.
Вначале педагог анализирует с детьми несколько примеров, а затем они приступают к самостоятельному выполнению задания.
-Ребята, в названиях каких картинок слышится два звука [Н]?
В.)Отгадывание загадок.
- Вслед за вечером пришла,
В небе звёзды зажгла. (Ночь)
- Мы на них стоим и пляшем.
Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут.
Подскажи, как их зовут? (Ноги)
- Инструмент бывалый –
Не большой, не маленький.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижёт. (Ножницы)
- Очень много силы в нём,
Ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос,
Будто он лет тысячу рос. (Слон)
- Всё лето стояли,
Зимы ожидали,
Дождались поры,
Помчались с горы. (Санки)
- Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)
- Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней? (Машина)
Г.) Физкультминутка «Ноги».
Где же, где же наши ноги?
Где же наши ноги?
Нету наших ног.
(Дети приседают, закрывают руками ноги. )
Вот, вот наши ноги,
Вот наши ноги,
Пляшут, пляшут наши ноги,
Пляшут наши ноги.
(Выпрямляются, вытягивают каждую ногу вперёд, делая разные плясовые движения. )
Д.)Работа с рисунком №4.
-Ребята, сейчас «прочитайте» слоги. (НЫ, НУ, НА, НО.)
-В названии каких картинок слышим слог НА? (Бананы, корзина.)
-Проведите стрелки к слогу НА от картинок.
Аналогично к другим картинкам подбираются картинки.
Е.)Закрепление материала.
–Ребята, выложите слог НА с помощью звуковых обозначений. Скажите со слогом НА в начале каждого слова: резать (нарезать, кормить (накормить, лить (налить, поить (напоить, тереть (натереть, учить (научить, рисовать (нарисовать, бросать (набросать, смешить (насмешить, писать (написать, оборот (наоборот, строение (настроение, бор (набор).
-Ребята, сейчас нужно «превратить» слог НА в слог НО. Скажите слова со слогом НО в начале: носик, ноги, ножницы, носик, норка, номер, ночь, нос.
-Ребята, какие слоги вы сейчас добавили к словам? (НО и НА.)
-Замените в слоге НО обозначение звука [О] на [Ы]. Что получилось?
-Ребята, добавьте слог НЫ, НА или НО в конце слова: спелые мандари (ны, высокая сте (на, царская коро (на, большое ок (но, старая воро (на, сочные апельси (ны, интересное ки (но, толстое брев (но, тёплые шта (ны, глубокие карма (ны, глубокие карма (ны, плетёная корзи (на).
В каждом словосочетании педагог чётко проговаривает окончание прилагательного. Некоторые словосочетания можно изменить, например, большое ок (но)–большие ок (на, царская корона–царскик коро (ны) и т. д.
4. Итог занятия.
-Ребята, что нового вы узнали о звуке [Н]?
-Какие вы знаете ещё согласные звуки? ([М] и [М’].)
-Чем согласные звуки отличаются от гласных?
-Назовите гласные звуки?